Рабочая адаптированная программа по математике 4 класс

  Рабочая адаптированная программа по математике для 4 класса.  В помощь педагогам, которые работают в специальных  коррекционных классах восьмого вида. Вней есть все, что нужно  для работы начинающему учителю начальных классов. Обучение математике должно носить практическую на­правленность и быть тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовить учащихся к овладению профес­сионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использо­ванию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Плоскошская специальная школа - интернат»



«Согласовано»

Руководитель МО

Суздалева И.Г./__________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

Щипцова Н.Б./__________/

ФИО

«__»____________20___г.

«Согласовано»

Директор ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

Балакирев.В.В./____________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.













РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету математика







4 класс

Учитель: Суздалева И.Г.










  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании Закона РФ «Об образовании», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы, 1 сборник/под редакцией В.В. Воронковой. - М, «Просвещение» 1999г. Учебного плана ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п), Устава ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат». Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, т. с. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: Демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.


II. Содержание курса (204ч)

(6 ч/н)

  1. Нумерация - 13 ч.

  2. Меры длины -7 ч.

  3. Умножение.(повторение) - 4 ч.

  4. Все действия в пределах сотни - 17ч

  5. Сложение с переходом через о разряд -17ч

  6. Таблица умножения -36 ч.

  7. Таблица деления - 37 ч.

  8. Геометрический материал -15 ч.

  9. Деление нуля. Умножение нуля и на нуль. - 8 ч.

  10. Деление с остатком -3 ч.

  11. Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10 - 4 ч.

  12. Составные задачи - 20 ч.

  13. Определение времени -10ч

  14. Повторение -13 ч.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Названия компонентов умножения и деления в речи учащихся.

Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

Единица (мера) времени секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер.

Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством, все случаи.

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).

Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.



III. Критерии оценок

Оценка «5» ставится ученику, если он: выполняет задание после первичной инструкции учителя без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.

Оценка «4» ставится ученику, если он: выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1-2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.

Оценка «3» ставится ученику, если он: выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкции с 2-3 ошибками. Нуждается в помощи учителя. Помощь использует, но с ошибками.

Оценка «2» ставится ученику, если он: выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.

Письменная проверка знаний и умений учащихся

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,- это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось:

в 1-4 классах 35 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

Приоценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей.небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).

При оценке комбинированных работ:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые шибки и ряд негрубых.

При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д.,задач на измерение и построение и др.):

Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1-- 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.

Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

Итоговая оценка знаний и умений учащихся

1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.








IV. Календарно - тематическое планирование



№п/п

Тема урока

Кол-во час

1-2

Устная и письменная нумерация в пределах 100

2

3-4

Десятичный состав чисел

2

5

Понятие о разряде

1

6

Сравнение разрядных единиц

1

7-8

Сложение и вычитание с переходом через разряд

2

9

Работа со счетами

1

10-11

Сложение и вычитание именных чисел

2

12

Контрольная работа по теме: Нумерация

1

13

Работа над ошибкамипо теме: Нумерация

1

14-17

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр

4

18-19

Мера длины: миллиметр

2

20

Геометрический материал

1

21

Самостоятельная работа: Мера длины

1

22-25

Умножение и деление (повторение)

4

26

Мера массы: килограмм, центнер

1

27-29

Нахождение суммы и разности чисел

3

30

Контрольная работа по теме: Нахождение суммы и разности чисел

1

31

Работана ошибками по теме: Нахождение суммы и разности чисел

1

32-34

Решение примеров и задач

3

35

Построение прямоугольников

1

36-37

Вычитание из круглых десятков однозначные и двузначные числа

2

38

Вычитание из сотни однозначные и двузначные числа

1

39-42

Решение примеров и задач

4

43

Контрольная работа по теме: Все действия в пределах сотни

1

44

Работана ошибками по теме: Все действия в пределах сотни

1

45-47

Сложение с переходом через разряд

3

48

Контрольная работа. Итог четверти

1

49

Контрольная работа. Итог четверти

1

50

Сложение с переходом через разряд

1

51

Построение углов

1

52-53

Письменное сложение

2

54

Повторение

1

55-56

Вычитание с переходом через разряд

2

57-60

Письменное вычитание

4

61

Построение четырехугольников

1

62-63

Уменьшение и увеличение чисел

2

64

Контрольная работа по теме: Письменное сложение и вычитание

1

65

Работана ошибками по теме: Письменное сложение и вычитание

1

66-67

Умножение и деление числа 2

2

68-70

Умножение числа 3

3

71-72

Решение примеров и задач

2

73

Самостоятельная работа по теме: Умножение чисел 2, 3

1

74-76

Деление на 3 равные части

3

77

Решение примеров и задач

1

78

Контрольная работа по теме: Умножение и деление чисел 2, 3

1

79

Работа над ошибками по теме: Умножение и деление чисел 2, 3

1

80-84

Умножение числа 4

5

85

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч

1

86

Ломаные линии

1

87-89

Деление на 4 равные части

3

90-92

Решение примеров на порядок действия

3

93

Контрольная работа. Итоги четверти

1

94

Работа над ошибками. Итоги четверти

1

95-97

Умножение числа 5

3

98

Самостоятельная работа по теме: Умножение числа 5

1

99

Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность, Дуга

1

100-102

Деление на 5 равных частей

3

103-104

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

2

105

Замкнутые и незамкнутые ломаные линии

1

106

Контрольная работа по теме: Увеличение и уменьшение в несколько раз

1

107

Работа над ошибками по теме: Увеличение и уменьшение в несколько раз

1

108-110

Умножение числа 6

3

111-115

Деление на 6 равных частей

5

116

Длина ломаной линии

1

117

Контрольная работа по теме: Умножение и деление чисел

1

118

Работа над ошибками по теме: Умножение и деление чисел

1

119-123

Умножение числа 7

5

124-127

Деление на 7 равных частей

4

128

Прямая линия. Отрезок

1

129

Самостоятельная работа по теме: Умножение и деление числа 7

1

130

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью

1

131-134

Умножение числа 8

4

135-137

Деление на 8 равных частей

3

138

Контрольная работа по теме: Умножение и деление числа 8

1

139

Работа над ошибками по теме: Умножение и деление числа 8

1

140-142

Умножение числа 9

3

143-145

Деление на 9 равных частей

3

146

Контрольная работа. Итоги четверти

1

147

Контрольная работа. Итоги четверти

1

148

Повторение

1

149

Взаимное положение прямых, отрезков

1

150

Умножение единицы и на единицу

1

151

Деление на единицу

1

152

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка

1

153

Контрольная работа по теме: Умножение и деление на единицу

1

154

Работанад по теме: Умножение и деление на единицу

1

155

Деление нуля

1

156-157

Решение примеров и задач

2

158

Умножение нуля и на нуль

1

159-161

Деление нуля

3

162-163

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка

2

164

Самостоятельная работа по теме: Умножение нуля и на нуль

1

165

Умножение числа 10 и на 10

1

166-168

Деление чисел на 10

3

169-170

Мера времени

2

171-175

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени

5

176-177

Секунда - мера времени

2

178

Взаимное положение геометрических фигур

1

179-182

Решение примеров и задач

4

183

Контрольная работа по теме:

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени

1

184

Работа над ошибками по теме:

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени

1

185-187

Решение примеров и задач

3

188-190

Все действия в пределах 100

3

191-193

Деление с остатком

3

194

Треугольники

1

195

Определение времени по часам

1

196

Контрольная работа. Итог года

1

197

Работа над ошибками. Итог года

1

198-199

Четырехугольники…

2

200-204

Повторение пройденного за год

5



V. Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

названия компонентов умножения, деления;

меры длины, массы и их соотношения;

меры времени и их соотношения;

различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

практически пользоваться переместительным свойством умножения;

, определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

вычислять длину ломаной;

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Примечания.

1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.

  1. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.

  2. Определение времени по часам хотя бы одним способом.

  3. Решение составных задач с помощью учителя.

Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

VI. Информационно - методическое обеспечение.


  1. В.Волина «Учимся играя». 1990г.

  2. В.Волина «Праздник числа».1990г.

  3. Катаев А.А., Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения.2000г.

  4. Перова М.Н.. Математика 4 кл. Москва «Просвещение» 2002 г.

  5. Петрова В.Г. «Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы».

  6. Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва. «Просвещение» 1999г

13


© 2010-2022