«Система работы учителя математики по подготовке к ОГЭ в 2016 году »

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Тема:

«Система работы учителя математики

по подготовке к ОГЭ в 2016 году »









Автор Калинкина Елена Николаевна

Место работы ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск

Самарской области

Занимаемая должность учитель математики


Пояснительная записка

Актуальность темы:

Математика - это основной предмет, по которому проводится выпускной экзамен в 9 классе. Экзамен в новой форме (ГИА) проводится с 2004 года в рамках эксперимента по введению профильного обучения, проводившегося Министерством образования и науки Российской Федерации.

Главная цель новой системы - введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся. Результаты экзамена помогают правильному формированию профильных десятых классов.

Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме полностью удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения, которые постепенно входят в наше образовательное пространство.

Чем обусловлено изменение формы проведения экзамена? С переходом на стандарты второго поколения изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, задачи носят практический характер. В связи с этим была пересмотрена первая часть экзамена, которая проверяет обязательный уровень знаний. В первую часть экзамена входят все темы по математике, которые изучаются по программе 5-9 классов (алгебра и геометрия).

С введением ГИА перед учителем встает ряд проблем.

- Как изыскать время для качественной подготовки учеников к итоговой аттестации.

В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций).

- Разный уровень подготовки учащихся по математике.

Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно системой подготовки выпускников к ГИА по математике.

Цель работы:

подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами

Задачи:

  • подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме;

  • повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать вычислительные навыки;

  • развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся;

  • выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

  • усвоят основные приемы мыслительного поиска.

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал).

Формы занятий данной системы - это прежде всего практические занятия.

2. Система подготовки к итоговой аттестации


2.1. Организация подготовки к итоговой аттестации

Подготовку к новой форме итоговой аттестации в 9 классе провожу в несколько этапов.

1 этап Мотивация

Настраиваю учащихся и их родителей на продуктивную работу и успешную сдачу экзамена.

В начале учебного года подробно знакомлю учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В кабинете математики оформляю стенд "Готовимся к экзаменам". На нем размещаю демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполнения работы, советами психолога и рекомендуемыми информационными и печатными ресурсами.

2этап Определение уровня обученности

В сентябре провожу диагностическую работу с целью определения уровня знаний у учащихся. По результатам диагностической работы составляю индивидуальный план подготовки к экзамену для каждого ученика. В работе придерживаюсь принципа дифференцированного подхода при подготовке к экзамену. Дифференциация обучения позволяет проводить эффективную работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый - это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй - создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Дифференцированный подход при подготовке к итоговой аттестации - залог успеха её прохождения разной категорией обучающихся.


  1. Тематическое планирование

В начале учебного года я провожу корректировку тематического планирования. Составляю планирование таким образом, чтобы осталось дополнительное количество часов на повторение всего учебного материала. Чётко планирую часы прохождения программы, резервные уроки и часы, отведённые на повторение. Своевременное прохождение программы и тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому обучающемуся. Важно так построить учебный процесс, чтобы он не привёл к стандартизации мышления, не мешал развитию творческих способностей одарённых детей.

Исходя из содержания учебного материала, входящего в КИМы я выделяю темы, необходимые к обязательному изучению, для успешной сдачи экзамена по математике.

№ п/п

Тема

Количество часов

Алгебра

1.

Рациональные числа и действия над ними

5

2.

Алгебраические выражения

4

3.

Решение линейных, квадратных уравнений, систем уравнений

4

4.

Решение неравенств, систем неравенств (линейных, квадратных)

4

5.

Степени и корни

3

6.

Функции и графики

3

7.

Проценты

3

8.

Вероятность и статистика

3

9.

Текстовые задачи

2

Геометрия


1.

Треугольники

2

2.

Углы

2

3.

Четырехугольники

2

4.

Площади фигур

2

5.

Подобие треугольников

3

2.3. Формы работы

1. Ежедневно провожу устную работу, в которую ввожу различные задания из тестов, повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, обращаю внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

2. На протяжении всего учебного года включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.

3. В содержание текущего контроля включаю экзаменационные задачи.

4. Изменила систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике (большая часть проверочных работ проходит в тестовой форме).

5. Итоговое повторение провожу исключительно по отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

6. При подготовке к экзамену применяю активные формы проверки знаний. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. С помощью сайта uztest.ru/ организовала контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий - результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована отработка навыков с помощью системы тренингов. Тренинг - группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример - ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример. Кроме этого ведется Интернет-журнал оценок учащихся: выставляются оценки учащихся в журнал на сайте - значит информация всегда доступна ученику, его родителям. Активно в своей работе использую сайты fipi.ru/ (открытый банк заданий) и alexlarin.net/


  1. Итоговая подготовка к экзамену

В 3 триместре учебного года начинается завершающий этап подготовки к ГИА. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у обучающихся сформирована база, необходимая для выполнения более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности. Как правило, большинству девятиклассников трудно самостоятельно справиться с этими заданиями. Поэтому разбираю такие задания со всеми обучающимися на уроках.

При подготовке к экзамену использую 1 дополнительный час в неделю в течение года (индивидуально-групповые занятия) и часы итогового повторения в 3-ем триместре. На этих занятиях разбираю задания повышенного уровня сложности

Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к ГИА 2-3 раза в год провожу контрольные диагностические работы. Содержание работ соответствует структуре и содержанию КИМов ГИА. По результатам выполнения работ корректирую работу с классом, планирует индивидуальную работу.


  1. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися


  • Провожу диагностику с целью выявления уровня обученности учащихся.

  • Использую на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

  • Готовлю и использую на уроках опорные схемы, наглядные пособия, дидактический материал, «Карточки помощи», «Памятки для учащихся».

  • Организую индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы.

  • Комментирую оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

  • Провожу индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

  • Веду обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

  • Ставлю в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более "2")

  • При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок.


  1. Система контроля

В своей работе использую следующую систему контроля, которая:

-во-первых, позволит учителю иметь постоянную информацию об уровне овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,

- во-вторых, повысит мотивацию учащихся к учению,

- в-третьих, поможет привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

Для каждого ученика разработала индивидуальный план подготовки и итоговой аттестации, в котором прослеживается вся подготовка ученика к экзамену, пробелы над которыми нужно поработать. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, и затем обязательно пересдать проверочную работу.

Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на индивидуально-групповых занятиях. Используется сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.

Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся.


  1. Дидактическая литература

При подготовке к ГИА использую дидактическую литературу:

  • Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка/В.И. Глизбург.- М.:Айрис-пресс,2012.-176с.-(Домашний репетитор. Подготовка к ГИА)

  • Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы, 9 класс/Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова.

  • Иванов С.О., Ольховая Л.С., Резникова Н.М., Нужа Г.Л. Математика. Базовый уровень ГИА - 2014. Пособие для «чайников» Модуль 1 : Алгебра/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов- на- Дону: Легион, 2013.- 144с.-(ГИА - 9)

  • Иванов С.О., Ковалевская А.С., Войта Е.А., Резникова Н.М., Нужа Г.Л. Математика. Базовый уровень ГИА - 2014. Пособие для «чайников» Модуль 3 : Реальная математика/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов- на- Дону: Легион, 2013.- 128с.-(ГИА - 9)

  • Иванов С.О., Войта Е.А., Резникова Н.М., Ханин Д.И., Коннова Е.Г. Математика. Базовый уровень ГИА - 2014. Пособие для «чайников» Модуль 2 : Геометрия/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов- на- Дону: Легион, 2013.- 112с.-(ГИА - 9)

  • Коннова Е.Г., Горбачев А.В., Иванов С.О., Нужа Г.Л., Ольховская Л.С., Резникова Н.М., Ханин Д.И. Математика 9 класс. Тренажер по новому плану ГИА. Алгебра, геометрия, реальная математика: учебно-методическое пособие.- Ростов- на - Дону: Легион, 2013.- 160с. - (ГИА-9.)

  • Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА 2013. Математика. 3 модуля. 30 вариантов типовых заданий- М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 175с.(серия «ГИА.9кл. Типовые тестовые задания).

Список используемой литературы

  1. Проект ФГОС общее образование.

standart.edu.ru

  1. Масюкова Н.Г., Пикалова О.Н.«Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК».

Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

school.edu.ru/dok_edu.asp

ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/

  1. Методические письма ФИПИ.

fipi.ru/view/sections/208/docs/

  1. Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2013-2014 учебном году(Рособрнадзор)

  2. Используемые Интернет- ресурсы:

skovschool1.narod.ru

festival.1september.ru/mathematics/

  1. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владопресс, 2005.

  2. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.

  3. festival.foxibiz.com/pl5.html

«Инновационные формы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации (в независимой форме, в форме единого государственного экзамена)»

Брюханова Наталья Ивановна



© 2010-2022