- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по математике Параметры 9 класс
Элективный курс по математике Параметры 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колосницына В.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса составлена на основе требований ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, учебного плана школы на 2014-2015 учебный год (вариативная часть).
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Программа элективного курса «Задачи с параметрами» Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о параметрах. Во многих школьных учебниках можно встретить задания на параметры, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Задания включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные задания олимпиад. Школьная базовая программа уделяет мало внимания решению задач с параметрами, и этот материал представлен «вскользь». Задачи с параметрами традиционно представляют для учащихся сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Однако именно решение таких задач открывает перед учащимися большое число эвристических приемов общего характера, применяемых в исследованиях на любом математическом материале. Кроме того задачи с параметрами обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, поэтому стали неотъемлемой частью выпускных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ).
Программа курса может быть эффективно использована в 9 и 11 классах. Программа курса способствует развитию познавательных интересов, математической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения.
Цели курса:
-создать целостное представление о параметрах, уравнениях с параметром и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем. Задачи курса:
- сформировать умения решать задачи и уравнения с параметрами;
- решать уравнения графическим способом;
- привить учащимся основы математической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать /уметь / понимать
-
понятие - параметр, основные приемы решения линейных и дробно-рациональных уравнений с параметрами, приёмы построения графиков уравнений, содержащих модуль
-
решать квадратные уравнения с параметром и уравнения, сводящиеся к квадратным, задачи с параметром, выполнять построения графиков уравнений, содержащих модуль, научить учащихся решать уравнения с параметром графическим методом.
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических задач
• устной прикидки и оценки результатов вычислений;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Формы контроля: самостоятельные работы, тест, устный и письменный опрос.
II. Содержание тем учебного курса
Решение линейных уравнений с параметрами 5 час.
Квадратное уравнение и квадратный трёхчлен 5 час.
Графический метод решения уравнений с параметром 7 час.
III. Учебно-методическое обеспечение: Учебно-методическая литература для учителя:
-
журнал «Математика в школе» № 5. 2003г. с 51.
-
газета «Математика» № 17. 2001г. с11.
-
газета «Математика» № 26. 2000г. с31.
-
Амелькин В.В., РабцевичВ.П. «Задачи с параметрами» М.: «Аркти» 2000г.
-
Виленкин Н.Я. и др. «Алгебра 8», «Алгебра 9» М.: Просвещение 1996г.
IV. Дополнительная литература:
для учителя
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 8». Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. М.: Просвещение 2010г.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 9». Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. М.: Просвещение 2010г.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса с углубленным изучением математики. . М.: Просвещение 2010г.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики. . М.: Просвещение 2010г.
-
Крамор В.С. «Математика. Типовые примеры» М.: «Аркти» 2000г.
для обучающихся
-
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Просвещение, 1997. - 112 с.
-
Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. - М.: Наука, 1984.
-
Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы / под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988.
-
Научно-популярные издания, энциклопедии, СМИ.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 8». Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. М.: Просвещение 2010г.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. «Алгебра 9». Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. М.: Просвещение 2010г.
ресурсы Интернет
-
ege-ok.ru сайт репетитора по математике Инны Владимировны Фельдман.
-
matematikalegko.ru/ проект по математике по подготовке к ЕГЭ (Александр Крутицких)
-
dvd.ege-study.ru/ Образовательная компания ЕГЭ-Студия (подготовка к ЕГЭ и олимпиадам).
-
alexlarin.net/ и др.
V. Календарно - тематическое планирование
Решение линейных уравнений с параметрами 5 час
дата
1
Введение. Что такое уравнение с параметром? Что значит решить уравнение с параметром?
Основные приемы решения уравнений с параметром.
1
Составление опорного конспекта
Знать основные приемы решения уравнений с параметром
2
3
Количество корней уравнений с параметром. Способы решения линейных уравнений с параметром и уравнений, приводимых к линейным.
2
Работа в парах, малых группах, собеседование.
Уметь
применять различные способы решения линейных уравнений с параметром и уравнений, приводимых к линейным.
4
Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметр.
1
Работа в парах, малых группах, собеседование.
Уметь
решать дробно-рациональные уравнения, содержащие параметр
5
Решение линейных уравнений с параметрами
Обобщающий урок по теме
1
Работа в парах, малых группах, собеседование.
Знать
способы решения уравнений с параметрами
Уметь
находить корни линейных уравнений
Квадратное уравнение и квадратный трёхчлен 5 час
6
Исследование квадратного трёхчлена f(x) = y = ax2 + bx + c, если a≠0. Теорема Виета.
1
Работа в парах, малых группах, собеседование
Уметь проводить исследование квадратного трёхчлена;
-применять теорему Виета.
7
8
9
Количество корней квадратных уравнений с параметром. Решение квадратных уравнений с параметром.
3
закрепление, выполнение индивидуальных заданий
Уметь
находить корни квадратных уравнений
10
Квадратное уравнение и квадратный трёхчлен.
Обобщающий урок по теме
1
проверка знаний в группе в виде зачета.
Уметь находить корни квадратного уравнения
Графический метод решения уравнений с параметром 6 час
11
Элементарные функции и их графики.
1
Индивидуальная работа
Уметь
определять графики элементарных функций
12
Модуль. Построение графиков уравнений с модулем.
1
работа в парах
Знать
понятие модуля
Уметь
строить график уравнений с модулем.
13
Графическое решение уравнений с параметром, приводимых к виду y = .
1
урок самооценки и оценки товарищей
Уметь
решать уравнения с параметром графическим способом
14
Графическое решение квадратных уравнений с параметром.
1
работа в парах
Уметь
решать квадратные уравнения с параметром графическим способом
15
Графическое решение уравнений с параметром, содержащим модуль.
1
работа в парах, семинар -практикум
Уметь
решать графическим способом
уравнения с параметром, содержащие модуль
16
Обобщающий урок по теме.
1
самостоятельная работа
Уметь
решать графическим способом
уравнения с параметром
17
Проверка усвоения знаний учащимися
1
Зачет, собеседование
Знать
способы решения уравнений с параметром