- Преподавателю
- Математика
- Урок математики: Координатная плоскость
Урок математики: Координатная плоскость
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Доненко Т.А. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
"Координатная плоскость" (6-й класс)
Доненко Т.А.
Цель: Сформировать понятия «координатная плоскость», «координаты точки на плоскости», «абсцисса и ордината точки», научить распознавать и изображать прямоугольную систему координат на плоскости, выполнять упражнения, предусматривающие нахождение координат точки на координатной плоскости и построение точки по её координатам, воспитание общей культуры и привитие интереса к математике.
Оборудование: карточки с местом посадки ученика в кабинете («билеты»), буклеты «Справочные материалы», карточки с творческим заданием; презентация урока «Координатная плоскость», мультимедийная доска.
Структура урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашней работы.
-
Изучение нового материала.
-
Подведение итогов урока.
-
Информация о домашнем задании.
-
Рефлексия.
Ход урока
-
Организационный момент.
(Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока, формирование мотивов учения, создание психологического настроя)
Учащиеся занимают места в кабинете согласно своим «билетам».
Приветствие учителя:
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим урок в кабинете с мультимедийной доской. На партах у вас лежат тетрадь, дневник, учебник, пенал, буклет «Справочные материалы» и «билетики». Пока ничего не трогаем, на партах порядок.
Тема нашего урока: «Координатная плоскость» (слайд 1). Вы сегодня познакомитесь с понятиями координатная плоскость, координаты точки на плоскости, научимся находить координаты точки и строить точку по её координатам.
(слайд 1)
Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, проверим домашнюю работу. На прошлом уроке мы отрабатывали понятия перпендикулярные прямые и параллельные прямые. Итак…
(слайд 2)
(слайд 3)
II. Проверка домашней работы.
А теперь открыли тетради с домашней работой, проверяем №1244.
Вам нужно было перерисовать в тетрадь рис. 105 и провести через точку О прямые, перпендикулярные прямым AB, CD, EF.
(слайд 4)
Проверяем №1269. Начертить треугольник и провести через каждую его вершину прямую, параллельную противоположной стороне.
(слайд 5)
Проверяем № 1261. Найти значение выражения.
(слайд 6)
III. Изучение нового материала.
(слайд 7)
Отложили ручки, подняли головы.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит известная пословица. Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения существенно продвинула науку вперед. Одним из наиболее эффективных способов «связать» числа и точки стали системы координат. Простейшая из них - координатная прямая. С понятием «координатная прямая» вы знакомы. Повторим, как построить координатную прямую и как определяют местоположение точки на координатной прямой.
(слайд 8)
Проводим прямую, берем на прямой произвольную точку и называем её началом координат. Начало координат принято обозначать буквой О. Затем выбираем единичный отрезок и указываем положительное направление. Полученную прямую называем «координатная прямая». Каждой точке координатной прямой теперь соответствует одно вполне определенное число. Это число называют координатой точки. Например, точка М(3), К(-2,5), Р(0,5).
Однако не любой объект удается отыскать, имея такую ограниченную информацию, как одно-единственное число. Например, невозможно на географической карте найти объект, если указана только его широта. Помните, как герои книги «Дети капитана Гранта» долго путешествовали в поисках капитана, потому что они знали только то, что он находится на 37 параллели. Чтобы однозначно определить положение объекта, необходимо знать две географические координаты - широту и долготу.
(слайд 9)
Те, кто играл в морской бой, знают, что каждая клетка на игровом поле определяется двумя координатами - буквой и цифрой.
(слайд10)
Аналогично в шахматах.
(слайд11)
Еще пример. Места в зрительном зале задают двумя числами: первым числом обозначают номер ряда, а вторым - номер кресла в этом ряду. Например, ряд 4, место 8 задаётся так - (4;8).
(слайд12)
Каждый из вас сегодня также занимает определённое место в кабинете согласно вашим «билетам». Например, место у Тани Мацерук - ряд 1. место 1, её координаты в кабинете (1;1). Назовите свои координаты в кабинете.
(слайд13)
Указать положение точки на плоскости можно с помощью координат. Для этого проводят две перпендикулярные координатные прямые так, чтобы их начала отсчета совпадали (обычно одну располагают горизонтально, другую - вертикально).
(слайд14)
(слайд15)
(слайд16)
(слайд17)
Прямые называют осями координат. Горизонтальную ось называют осью абсцисс, вертикальную - ось ординат. Ось абсцисс обозначают буквой х и иногда для упрощения называют осью х. Ось ординат обозначают буквой у и для упрощения называют осью у. Точку О пересечения осей координат называют началом координат.
(слайд18)
Координатные оси разбивают плоскость на четыре части. Их называют координатными четвертями.
(слайд19)
А теперь ребята попробуем определить местоположение точки на координатной плоскости.
На координатной плоскости отмечена точка М. Прямая, проходящая через точку М перпендикулярно оси абсцисс, пересекает её в точке А, которая на оси х имеет координату 3. Прямая, перпендикулярная оси ординат, пересекает эту ось в точке В. Точка В на оси у имеет координату -2.
(слайд20)
Число 3 называют абсциссой точки М, а число -2 - ординатой точки М. Числа 3 и -2 однозначно определяют место точки М на координатной плоскости. Поэтому их называют координатами точки М и записывают - М(3; -2). Помним! Записывая координаты точки, абсциссу всегда ставят на первое место, а ординату - на второе. Если числа 3 и -2 поменять местами, то получим координаты совсем другой точки - N(-2; 3). Например, координаты Азизе Куртаметовой - (1;3). Поменяем их местами, (3; 1) - и вместо Азизе у нас окажется совсем другая девочка - Алина Медведева.
А как вы думаете, какие координаты имеет точка О? А если точка лежит на оси абсцисс, ординат?
(слайд21)
(слайд22)
В тетради решаем № 1283. (рисунок не выполняем, только записываем координаты точек)
(слайд23)
№ 1285. Учимся отмечать точки на координатной прямой.
(слайд24)
Точки А, В, С, М отмечаем вместе, точки D, K, N, F - самостоятельно, затем проверяем.
А теперь я расскажу вам о создателе прямоугольной системы координат. (слайды 25 -30)
(слайд25)
(слайд26)
(слайд27)
(слайд28)
(слайд29)
(слайд30)
-
Подведение итогов урока.
А теперь подведём итог урока. Сегодня вы познакомились с понятиями координатной плоскости, координатами точки на плоскости, поупражнялись в нахождении координат точки и в построении точки по её координатам. Сейчас возьмите буклет «Справочные материалы». В этом буклете я постаралась собрать основные сведения по теме «Координатная плоскость». Это пособие пригодится вам и в следующих классах на уроках математики.
Теперь ответим на вопросы (можно пользоваться «Справочными материалами»).
(слайд31)
V. Домашнее задание.
(слайд32)
-
Рефлексия.
(слайд33)
Литература.
-
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: учебник для 6 класса. - Х.: Гимназия, 2006. - 304 с.
-
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/Глав. ред. И.Аксёнова - М.: Аванта, 2004. - 688 с.