Как провести современный и эффективный урок математики в 5-6 классе

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Как провести современный и эффективный урок математики в 5-6 классе




Есть только два направления изменения человека - развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации.

Г.Драйден

ХХI век называют веком технологий. Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не может обходиться без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы образования.

Одним из приоритетных направлений программы развития образования является информатизация образования. Информационная технология способна сформировать условия для организации личностно-ориентированного обучения.Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем,кто их преподает, и ко всему преподаваемому.

Ж.Ж. Руссо

Начиная работать с пятиклассниками учитель, легко увлечет их своим предметом, если сумеет представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Было предложено ученикам завести тетрадис названием "Математическая копилка", где они записывают интересные примеры и задачи. Заполняя страницы тетради, ученики обращаются к увлекательным книгам для внеклассного чтения по математике, например, к таким: Перельман Я.И. "Живая математика", Нагибин Ф.Ф. "Математическая шкатулка", Гарднер М. "Математические чудеса и тайны", Остер Г. "Задачник" и др., а также используют Интернет-технологий.

Приведу примеры таких заданий для учащихся 5-6 классов:

1.Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?

2.Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна - 5 метров. Распиловка бревна поперек отнимает каждый раз полторы минуты. Сколько минут потребуется, чтобы распилить все бревно?

3.Пусть записано подряд семь цифр от 1 до 7:

1234567.

Легко соединить их знаками "плюс" и "минус" так, чтобы получилось 40:

4.Четырьмя двойками.

Можно ли четырьмя двойками выразить число 111?

Четырьмя способами.

5.Выразите число 100 пятью одинаковыми цифрами. Предложите четыре способа решения.

Ответ.

111 - 11 = 100; 33.3 + 3/3 = 100; 5.5.5 - 5.5= 100;

Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.

Использование электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Эти программные продукты интересны тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для школы, их можно использовать на любом этапе урока.

При закреплении изучаемого материала можно использовать компьютерные презентации и тестирования. Комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. К тому же слайды можно использовать во время проверочной работы. Например, фрагмент презентации по теме «Сравнение десятичных дробей».

Слайд 1. (задания)

1. Записать по три десятичных знака после запятой:

12,2 3,04 1,601 2 7,3

2. Сравнить десятичные дроби:

3,01 и 3,1 1,6 и 1,63 8,12 и 8,5 8 и 8,1.

Слайд 2. (ответы)

1. Записать по три десятичных знака после запятой:

12,200 3,040 1,601 2,000 7,300

2.Сравнить десятичные дроби:

3,01 <3,1 1,6 0<1,63 8,12 < 8,50 8,00< 8,10.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.

На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки. При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает. Ученику ещё не разобраться, всё ли ему понятно, поэтому учителю трудно контролировать ход усвоения учебного материала каждым учеником.

Применение новых педагогических технологий позволяет рассматриватьпрактику обучения как процесс интеллектуального, творческого инравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словомпедагогического процесса, как альтернатива понятию «обучение». Современныетехнологии дают возможность создания на уроке эффективной средывзаимодействия участников образовательного процесса - как залогадействительного успешного развития ученика. Эти технологии, и дажепостоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют рядпреимуществ:

  • вариативность и альтернативность способов обучения,

  • рациональная организация учебного процесса,

  • личностно-ориентированный подход,

  • активное использование ИКТ (Интернет-технологий),

  • создание условий для активной собственной познавательнойдеятельности,

  • поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способоврешения,

  • самоконтроль и взаимоконтроль,

  • создание «ситуации успеха»,

  • ориентированность обучения, привлечение кобучению, воспитанию и развитию дополнительного образования.

Методика преподавания математики уже накопила значительный опыт применения технических средств в учебном процессе, но пока нельзя утверждать, что информационные технологии (примером которых могут служить компьютерные презентации и др.) используются с полной отдачей. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся, положительное отношение к предмету.

Система современного образования, а значит, прежде всего, ее главное

звено - учитель, призваны способствовать реализации основных задачсоциально - экономического и культурного развития общества, ибо именношкола, готовят человека к активной деятельности в разных сферахжизни общества (экономики, культуры, политики и др.). Поэтому роль школы какбазового звена образования чрезвычайно важна, и ее способность достаточногибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленныйположительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение.

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.

Питер Клайн

Только работая вместе, в постоянном взаимодействии изаинтересованности,современный учитель и современный школьник могут к окончанию обученияполучить результаты, необходимые далее для жизни в информационномобществе.

Таким образом, используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делал его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание своего педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повышать качество знаний учащихся.

Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания и всестороннего развития творчески свободной личности.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учительимеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, которыйпрочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л. Толстой

© 2010-2022