• Преподавателю
  • Математика
  • Статья по методике математики на тему: Развитие общеучебных навыков студентов как необходимое условие успешности подготовки будущих педагогов

Статья по методике математики на тему: Развитие общеучебных навыков студентов как необходимое условие успешности подготовки будущих педагогов

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ.

Муева Т.Б. -преподаватель ЭПК

В условиях модернизации системы среднего профессионального образования значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям специалистов. Трудоустройство выпускников колледжа в большей степени сегодня зависит от их инициативы и самостоятельности. Работодатели оценивают не только уровень образования, но и личностные, деловые, нравственные качества претендентов на должность.

Стандартной модели активных форм и методов обучения, направленной на формирование активной жизненной позиции будущих специалистов, не существует, поэтому преподаватели в учебной деятельности стараются использовать многовариантные методы активных форм обучения. Активными формами на уроках преподаватели называют такие формы занятий, где «увеличен удельный вес самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого студента» (Н.И.Лейдерман).

Студенты, а в дальнейшем выпускники педагогического колледжа должны отличаться от студентов других профессиональных колледжей более высокой культурой и осознанными, прочными знаниями не только по предметам базового блока, но и по педагогическим дисциплинам. Анализ различных современных концепций по формированию общей и профессиональной культуры в среднем педагогическом образовании позволил разработать некоторые аспекты в педагогической науке:

-развитие творческого воображения как один из факторов подготовки студентов к профессиональной деятельности по специальности; -развитие профессиональной рефлексии; -развитие профессионально-этической культуры; -развитие информационной культуры;

-развитие профессионально^ культуры студентов в процессе музыкального воспитания;

-развитие художественно-эстетического вкуса в процессе освоения искусства; '

-формирования диагностических умений. Однако такой значимый компонент, как культура игровой деятельности, в концепциях профессиональной культуры будущего педагога не разработан. Студенты, будущая профессиональная деятельность которых связана с детьми, должны владеть культурой игры; уметь организовывать игру детей разного возраста в различных целях и для решения разнообразных учебных задач. Культура игровой деятельности как компонент профессиональной культуры педагога может рассматриваться в качестве одной из основ успешного

компетентного педагогического воздействия на детей, одного из условий методически грамотного общения.

Коллектив педагогического колледжа №4 города Москва разработал спецкурс «Игропрактикум» для погружения студентов в теорию и практику игры. Спецкурс предполагает обогащение студентов знаниями об игре с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Позволяет приобрести умения и навыки проведения детских игр, создает условия для культурного и личностного роста студентов, формирует и развивает профессиональную компетентность. Здесь можно сказать о пед.подготовки студентов с Анной Николаевной к летней педагогической практике в детских лагерях.

Современной школе нужен учитель не только владеющий методами преподавания, но и являющийся творчески работающим специалистом- воспитателем. Перед преподавателями стоит задача формирования у студентов творческой самостоятельности, умения изучать и обобщать передовой опыт, формировать навыки исследовательской работы. Значительные возможности для решения этой задачи предоставляет учебно- исследовательская работа студентов. Эту работу можно начинать со второго курса, используя следующие формы:

  1. краткие сообщения («пятиминутки»), доклады, рефераты, краткие исторические экскурсы на уроках ТОНКМ для студентов 2-4 курсов.

  2. разработка и конструирование наглядных пособий (модели, таблицы и т.д.)

  3. разработка системы упражнений, в том числе разработка и составление прикладных задач с использованием числового материала из жизни.

  4. индивидуальные и групповые задания по определенным темам

  5. привлечение студентов к работе методического объединения учителей. Но все же лекции и практические занятия - это основные формы организации учебной деятельности студентов. Поэтому важно, чтобы лекции и практические занятия выполняли различные функции: объяснительную, ориентировочную, проблемную, поисковую, организующую, самостоятел ьную.

Гораздо более широкие возможности для активизации познавательной самостоятельности студентов предоставляются на практических и индивидуальных занятиях. Практические занятия могут проводиться традиционно (рассказ преподавателя, выступления студентов с докладами, работа с программами, школьными учебниками, показ преподавателем фрагментов уроков и т.д.), а могут нести элементы новизны, поиска с участием студентов (решение методических задач, аннотирование статей, деловые игры, анализ учебных ситуаций, составление споров-диалогов). Все больше преподавателей привлекает такой метод обучения как деловая игра. Деловая игра - это моделирование некоторой реальной педагогической ситуации. Она имеет своей целью усиление практической направленности * занятия, максимальное приближение его к профессиональной деятельности | будущих педагогов. Основой деловой игры на практическом занятии по

методике математики является разыгрывание фрагментов урока. Например, фрагмент урока «Устный счет» студенты могут провести игру «Молчанка» (показываю), а вот «Круговые примеры» подходят как для устных, так и для письменных вычислений (показываю).

Подведение итогов деловой игры, обсуждение решений методических задач часто является поводом для учебных дискуссий, которые способствуют формированию у будущих учителей способностей к творческой деятельности и анализу этой деятельности.

Кроме решения методических задач, деловых игр, учебных дискуссий к формам работы, активизирующим деятельность студентов можно назвать работу студента с педагогической литературой. Это может быть чтение соответствующих разделов в методической литературе, составление списка статей по определенной теме, анализ темы по школьному учебнику, составление проверочных работ, разработка конспектов урока. Например, мы на своих уроках при проведении лабораторных работ даем такое задание как написать фрагмент урока по одной и той же теме, но по учебникам разных авторов, (показать). Составленные студентами фрагменты изучения нового материала полезно проиграть на уроке, где одна часть студентов будет в роли учеников, а другая - в роли оценивающих учителей. Практикуем такую работу с педагогическими и методическими источниками как подбор литературы по заданной теме. Например: составить подбор задач в стихах, задач с геометрическим содержанием, математические сочинения и загадки, старинные задачи в курсе математики, использование исторического материала на уроках математики, текстовые задачи с биологическим сюжетом, задачи о природе.

В результате такой работы у студентов формируются навыки активной познавательной деятельности, которые необходимы для успешной подготовки будущих специалистов - педагогов.

  1. Болгарский Б.В. К вопросу о воспитательном значении преподавания математики // Математика в школе. - 1981. - №1. - С. 16-18.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. - 150 с.

  3. Ганеев Х.Ж. Учителю математики об элементах краеведения: Книга для учителя. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. - 82 с.

  4. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века // Педагогика. - 2001. - № 10.

  5. Гильмуллин М.Ф. Элементы национальной истории математики и математического образования // Современные проблемы школьного и вузовского математического образования: тез. докл. XXIV Всерос. семинара преподавателей мат-ки ун-тов и педвузов. - М.; Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. - С. 14-16.

  6. Гильмуллин М.Ф. Национально-региональный компонент истории математики // Концепции математического образования: сборник трудов по материалам II Международной научной конференции "Математика. Образование. Культура". В 3-х ч. Часть 2. - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 135-139.

  7. Интернет-ресурс: festival.1september.ru/articles/515747/

  8. Интернет-ресурс: wiki.iteach.ru/images/3/3e/Сабантуй.doc

  9. Интернет-ресурс: pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4733/Itemid,0/


© 2010-2022