- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 6 классе по теме Комбинаторика
Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 6 классе по теме Комбинаторика
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кучеренко Т.Н. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта внеурочного занятия по математике.
1. Ф.И.О. учителя: Кучеренко Татьяна Николаевна.
2. Класс: 6 класс Дата: 14.11.2015 г Предмет «математика» .
3. Тема урока: Решение комбинаторных задач.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первое занятие по теме «Комбинаторика».
5. Цель урока: путем решения задач на полный перебор дать представление учащимся о разделе математики «Комбинаторика», сформировать системный подход к перебору всех возможных решений.
Характеристика этапов урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
Этап постановки цели
2 мин
Дать представление школьникам о задачах, которые не требуют выполнения арифметических действий
-
Сколькими способами?
В старинных русских сказках повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: «Прямо поедешь - голову сложишь, налево поедешь - коня потеряешь, налево поедешь - меча лишишься». А дальше говориться, как добрый молодец находит выход из ситуации, в которую он попал. Он выбирает из многих вариантов именно тот, который приводит его к успеху.
Современному человеку приходится делать выбор по самым разным поводам - при устройстве на работу, при покупках в магазине, при определении, где и как провести свой отпуск и т.д. Целый раздел математики, посвящен теории определения поиска различных вариант при решении задач, он называется комбинаторикой. Сегодня мы познакомимся с некоторыми задачами, которые решаются в этом разделе математики.
Постановка учебной деятельности
фронтальная
рассказ
Восприятие нового материала
Основной этап - решение первой задачи путем проб и ошибок
6 мин
Постановка учебной задачи
Задача 1.
Во Всероссийском детском центре «Орленок» собираются проводить первенство по футболу. Незадолго до начала соревнований, к начальник центра пришел вожатый, который должен быть судьей на футбольных встречах, и сказал: «Иван Владимирович! У нас на складе есть трусы и майки только трех цветов: белого, черного , синего. А команд у нас восемь. Как быть?» - « Да совсем не просто, Леня! - ответил тот.- Ведь необязательно, чтобы трусы и майки были одного цвета. Нужно только одеть игроков одной команды одинаково. Вот и подумай, достаточно ли той формы, которая есть на складе. Я думаю, что более, чем достаточно.» Леня пошел к себе в кабинет и посчитал варианты. Оказалось, что эту задачу очень легко решить.
Организация работы в группах и парах
Групповая и парная
Наблюдает за работой школьников, вносит коррективы для каждой группы через наводящие вопросы
Активная групповая работа- обсуждение, анализ, выработка решения
Этап подведения итогов решения первой задачи
3 мин
Анализ и систематизация решения
Решение. Первая буква - цвет майки, вторая - цвет трусов:
ББ БС БЧ
СС СБ СЧ
ЧЧ ЧС ЧБ
Получили 9 вариантов.
Групповая и парная
Корректирует решения учащихся
От каждой группы выслушиваются решения, рассматриваются насколько они удобны и рациональны.
Этап систематизации знаний
4 мин
Научиться составлять таблицы для решения задач
Составляя такие таблицы, можно решить такую задачу, если маек - 5 цветов, а трусов - 4 цвета. Получим следующее решение: Пронумеруем цвета маек цифрами - 1,2,3,4,5; а цвета трусов буквами -А,Б,С,Д
1
2
3
4
5
А
1А
2А
3А
4А
5А
Б
1Б
2Б
3Б
4Б
5А
С
1С
2С
3С
4С
5С
Д
1Д
2Д
3Д
4Д
5Д
Способов - 5*4=20. При решении использовано правило умножения.
Организация работы в группах и парах
Выступления от каждой группы
Корректирует решения учащихся
Слушают, записывают таблицу в тетрадь
Этап проверки усвоения знаний
4 мин
Постановка учебной задачи
Задача 2.
В том же лагере «Орленок» повар уме готовить 4 различных первых блюда - щи, борщ, молочный суп с лапшой и фасолевый суп. Мясных блюд он умел делать 5 - котлеты, зразы, шницели, биточки и суфле. При этом к каждому мясному блюду он умел делать три гарнира - гречневую кашу, макароны и картофельное пюре. А на сладкое он готовил тоже три блюда - компот, кисель или печеные яблоки. В течении какого времени повар может каждый день готовить разный обед?
Организация работы в группах и парах
Групповая и парная
Корректирует решения учащихся
Активная групповая работа- обсуждение, анализ, выработка решения
Этап подведения итоговой решения задачи 2
2 мин
Анализ решения
Решение:
Повар умел готовить 4*5*3*3 = 180 различных обедов.
Фронтальная работа
Выступления от каждой группы
Выслушивает, корректирует
Сверяют свое решение с эталоном
Этап проверки усвоения знаний и систематизации решения
5 мин
Постановка учебной задачи
Задача 3.
Ребята Андрей, Боря, Витя, Гриша, Дима и Женя решили покататься на карусели. На ней было 6 сидений. Одно изображало льва, другое тигра, третье слона, четвертое - оленя, пятое медведя, а шестое - жирафа. Ребята заспорили - кому, на какого зверя садиться. Поэтому они перепробовали все способы. Сколько раз им пришлось прокатиться на карусели?
Организация работы в группах и парах
Групповая
Наблюдает за учебной деятельностью учащихся.
Активная групповая работа- обсуждение, анализ, выработка решения
Этап подведения итогов решения задачи 3.
4 мин
Получение компактного решения
Решение.
Чтобы решить эту задачу, будем сажать детей на карусель по очереди. Первым выбирал Андрей. Он мог сесть на любого из шести зверей, значит у него было 6 различных возможностей. Вторым выбирал Борис - у него возможностей осталось 5. Виктор мог занять только 4 места, Гриша - 3, Дима - 2, Женя -1. А теперь по правилу умножения получаем 6*5*4*3*2*1=720.
фронтальная
Групповая и парная
Корректирует решения учащихся
Рассуждают, выслушивают разные пути решения
Этап проверки усвоения знаний и систематизации решения
3 мин
Проверка сформированности логических действий
Задача 4.
В городе проводится первенство по футболу. Сколько в нем состоится матчей, если участвуют 12 команд?
Решение. 12 *11 : 2 = 66.
Организация работы в группах и парах
Выступления от каждой группы
Активная групповая работа- обсуждение, анализ, выработка решения
Этап получения новых знаний - открытие нового действия
7 мин
Знакомство с новым действием
-
Новое действие.
В рассмотренной задаче встречается следующее действие 6*5*4*3*2*1, в математике такое действие носит название «факториал». 6*5*4*3*2*1= 6!
Поучимся выполнять действия со знаком «!».
Выполнить действия:
; ; ; .
Организация индивидуальной работы
Индивидуальная работа
Проверяет и корректирует решения учащихся
Каждый находит решение и сверяет его с эталоном
Этап подведения итогов
Проверка усвоения знаний
-
Сегодня мы узнали…
-
Мы научились ….
Учащиеся продолжают фразу учителя