Развитие математической зоркости школьников

"Описание материала: Потребность анализа задания, умение видеть его тонкие места и в ходе решения их учитывать, находить и реализовывать рациональные пути решения - это и есть математическая зоркость, формируемая на отработки таких приемов мышления, которые учат детей догадываться, рассуждать, находить идею решения, учитывать связи между задачами, приучают к разумности, логичности, дисциплинированности мышления. Данная работа содержит материалы, практически по всем разделам курса алгебр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа.

Калманского района Алтайского края.


Тема: «Развитие математической зоркости школьников»



Учитель Миллер Галина Васильевна.


2003г.

C введением ЕГЭ резко возросла интенсивность учебного труда школьников в процессе овладения ими программного материала по математике. В связи с этим проблема гуманизации математического образования в школе становится наиважнейшей.

Под гуманизацией математического образования следует понимать применение таких современных образовательных технологий, которые, во-первых, сохраняли бы психическое и физическое здоровье детей; во-вторых, обеспечивали бы каждому ученику приемлемый темп продвижения в изучении нового материала, способствующий уяснению оптимального для него объёма знаний; в-третьих, гарантировали бы оптимизирующий контроль усвоения знаний.

К сожалению, за последние годы число детей, страдающих невротическими и психотическими расстройствами значительно увеличилось. На Алтае психическая патология десять лет назад встречалась у двух из ста подростков; в 2001 году уже у пяти из каждой сотни. Только за две последние пятилетки у нас в крае возросло число детей-инвалидов по психическим заболеваниям почти в четыре раза. Практически у любого школьника может произойти ослабление психического здоровья вызванное тревожными мыслями, неприятными воспоминаниями, эмоциональным напряжением и т.п., что пагубно влияет на него, ослабляет его волю, подрывает душевные силы. Неслучайно Международной ассоциацией гуманистической психологии принята «Декларация моей самоценности», рекомендуемая детям подросткового и юношеского возраста для укрепления своего психического здоровья. Вот небольшая выдержка из неё: «Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя, я - это я и я - это замечательно».

Задача учителя в школе - организовать процесс обучения таким образом, чтобы он не вступал в противоречие с основными положениями этой декларации, чтобы он способствовал формированию у каждого ученика доброжелательного отношения к самому себе, создавал условия для успешной самореализации личности. Потому что нарушение психического здоровья вызывается не только психическим заболеванием, но и отсутствием условия для развития личности и полноценного её включения в социальную среду.

Учение - это процесс приобретения и закрепление знаний и способов деятельности. В процессе учения активизируются все виды деятельности, в том числе и умственная. Главным результатом умственной деятельности является образование функциональных систем, то есть ансамбля нейронов «специализирующихся» на решении сходных в чем-либо познавательных задач. Функциональные системы обретают способность непосредственного «схватывания» пространственных, количественных и логических отношений. При существующей практике обучения математике, в которой преобладают аналитические методы, функциональные системы для целостного овладения знаниями вовсе не возникают или возникают с большим трудом, с запозданием.

Одним из приемов их формирования является целенаправленная работа по развитию математической зоркости школьников.

Подавляющее большинство учеников, решая предложенные упражнения, действуют «вслепую», следуя определённым алгоритмам, не уделяя должного внимания анализу задания, работая по принципу «что получится».

Потребность анализа задания , умение видеть его «тонкие места» и в ходе решения их учитывать, находить и реализовать рациональные пути решения - это и есть математическая зоркость ученика, формируемая на отработке таких приемов мышления, которые учат детей догадываться, рассуждать (дедуктивный аспект мышления), находить идею решения (индуктивный аспект мышления), учитывать связи между задачами (ассоциативный аспект мышления), приучают к разумности, логичности, дисциплинированности мышления (культура мышления).

Размышляя над тем, как ученики начинают находить ответы на вопросы, требующие смекалки, приходишь к выводу, что знание ответа на вопрос помогает им установить необходимые ассоциативные связи и далее, в похожих ситуациях, эти связи «включать».

Например. Ещё в младших классах задаем вопрос: «На какое дерево садится ворона во время дождя?». Большинство детей затрудняются ответить на этот вопрос, но после того, как они получают ответ и его пояснение, можно быть уверенным, что на следующие вопросы ответ будет получен.

Например:

«Каким станет зеленый утес, если он упадет в Красное море?».

«Какие камни лежат на дне моря?».

«В 12 часов ночи лил дождь. Можно ли быть уверенным, что через 24 часа будет солнечная погода?».

Последний вопрос несколько отличается от предыдущих, но важность анализа каждого слова уже заложено в сознание учеников и обычно они на него отвечают верно. Именно ответ является для ученика тем маяком, двигаясь к которому он стремится правильно выстроить мыслительный процесс, учесть все имеющиеся условия, установить необходимые ассоциативные связи.

А потом уже можно, двигаясь без маяка самому находить ответ, не забывая о рациональности выбранного пути. То есть ученик «плывет» не по воли волн, а с использованием имеющегося опыта движения, раз за разом от простого к сложному , оттачивая своё мастерство.

Учебная деятельность учащихся по развитию математической зоркости можно организовать в различных формах, но лучшие результаты, как показывает опыт, дает именно такая их последовательность:

  1. ФРОНТАЛЬНАЯ.

  2. КОЛЛЕКТИВНАЯ.

  3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ.

В процессе фронтальной работы учитель обращается к классу с заданием, имеющим ответ, предлагая учащимся попытаться его объяснить. Обговариваются все предложенные варианты рассуждений, выбирается наиболее рациональный прием решения, учитель, постоянно поощряя поиск объяснения ответа, создает атмосферу радости познания. Это этап «мозговой атаки», когда ученики набирают опыт логического анализа, озарения, устанавливают первичные ассоциативные связи.

Далее следует переход к коллективной форме работы, когда цель деятельности требует объединения усилий коллектива. Возможна работа в парах или группах. Здесь происходит дальнейшее углубление в изучаемый материал. Реализуется возможность каждому ученику ещё раз пройти по пути решения аналогичного задания, получив при необходимости помощь одноклассника. Происходит дальнейшее взращивание древа «ассоциаций» знаний.

Далее следует индивидуальная работа, которая дает возможность ученику проверить уровень усвоения им изученного материала. Здесь отдаю предпочтение работе по листам индивидуального продвижения, которые составляются для трёх уровней усвоения материала:

I уровень - базовый.

II уровень - продвинутый.

III уровень - уровень абитуриента.

Ученики вправе сами выбирать для себя лист индивидуального продвижения, задача учителя помочь правильно выбрать начальный лист. Часто ученики берут сразу три листа, двигаясь от простого к сложному, в этом случае, они могут выполнять не все задания. Если материал уже отработан, можно переходить к более интересным заданиям. Работать по листам индивидуального продвижения можно и на уроке, и дома, получая консультацию одноклассника или учителя.

В этом случае достигается состояние душевного равновесия так как ученик знает что у него есть время научиться, а возможность получения консультации вселяет уверенность в то, что все зависит от собственного упорства и что он сам - "достославный ваятель самого себя" (Пика делла Мирандолла). Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственного труда, поисков необходимо организовать эти поиски управлять ими, развивать познавательную деятельность.

Развитию математической зоркости способствуют решения заданий типа:

  1. Найди объяснение ответа.

  2. Выбери верное решение.

  3. Найди ошибку.

  4. Выбери рациональное решение.

  5. Урок одного задания (рассмотрение нескольких приемов решения одного упражнения).

  6. Тренинги по отработке приемов решения упражнений.

  7. Математический спринт.

  8. Зашифрованные оценки.

  9. Использование «сквозных» тем.

В заключение хотелось бы сказать, что основная задача современной школы состоит в том, чтобы добиваться замечательных результатов обучения гуманными методами в гуманных формах.

Это является достойной характеристикой профессионального уровня учителя.

Приведу конкретные примеры организации работы по развитию математической зоркости. Данные задания могут быть использованы либо при изучении нового материала, либо при обобщающем повторении.

Тема: Нахождение области определения функции.

Фронтальная работа.

  1. Почему для данных функций D(Y)=R?

  1. y=x3+2x2+5;

  2. y=Развитие математической зоркости школьников;Развитие математической зоркости школьников

  3. y=Развитие математической зоркости школьников;

  4. y=Развитие математической зоркости школьников;

  5. y=Развитие математической зоркости школьников;

  6. y=Развитие математической зоркости школьников;

  7. y=Развитие математической зоркости школьников;

  8. y=Развитие математической зоркости школьников;

  9. y=Развитие математической зоркости школьников;

  10. y=Развитие математической зоркости школьников;

  11. y=Развитие математической зоркости школьников;

  12. y=Развитие математической зоркости школьников;


  1. Какие из указанных функций имеют D(Y)=R?

  1. y=x7+3x6+5;

  2. y=Развитие математической зоркости школьников;

  3. y=Развитие математической зоркости школьников;

  4. y=Развитие математической зоркости школьников;Развитие математической зоркости школьников

  5. y=Развитие математической зоркости школьников;

  6. y=Развитие математической зоркости школьников;

  7. y=Развитие математической зоркости школьников;

  8. y=Развитие математической зоркости школьников;

  9. y=Развитие математической зоркости школьников;

  10. y=Развитие математической зоркости школьников;


  1. Почему данные функции имеют D(Y)=Развитие математической зоркости школьников?

  1. y=Развитие математической зоркости школьников;

  2. y=Развитие математической зоркости школьников;

  3. y=Развитие математической зоркости школьников;

  4. y=Развитие математической зоркости школьников;

  5. y=Развитие математической зоркости школьников;

  6. y=Развитие математической зоркости школьников;

Коллективная работа в группах.

Написать условия, позволяющие найти область определения функций.

  1. y=Развитие математической зоркости школьников;

  2. y=Развитие математической зоркости школьников;

  3. y=Развитие математической зоркости школьников;

  4. y=Развитие математической зоркости школьников;

  5. y=Развитие математической зоркости школьников;

  6. y=Развитие математической зоркости школьников;

  7. y=Развитие математической зоркости школьников;

  8. y=Развитие математической зоркости школьников;

  9. y=Развитие математической зоркости школьников;

Проверка работы может быть осуществлена либо самими учениками по предложенному листу контроля, либо коллективное решение просматривается учителем, ошибки анализируются на следующем уроке.

Лист контроля.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

Листы индивидуального продвижения должны содержать ответы, чтобы ученик мог контролировать правильность выполненного упражнения. При этом полезно несколько заданий давать без ответа. Тогда ученик может оценить уровень своего усвоения данной темы.

Листы индивидуального продвижения.

Базовый уровень

Найти область определения функции.

Задание Ответ.

  1. y=Развитие математической зоркости школьников

  2. y=Развитие математической зоркости школьников

  3. y=Развитие математической зоркости школьников

  4. y=Развитие математической зоркости школьников

  5. y=Развитие математической зоркости школьников

  6. y=Развитие математической зоркости школьников

  7. y=Развитие математической зоркости школьников

  8. y=Развитие математической зоркости школьников

  9. y=Развитие математической зоркости школьников

  10. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  11. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  12. h(x)=Развитие математической зоркости школьников

  13. y=Развитие математической зоркости школьников

  14. m(x)=Развитие математической зоркости школьников

  15. g(x)=Развитие математической зоркости школьников

  16. y=Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

  1. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  2. y=Развитие математической зоркости школьников

  3. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  4. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  5. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  6. y=Развитие математической зоркости школьников

  7. y=Развитие математической зоркости школьников

  8. m(x)=Развитие математической зоркости школьников

  9. y=Развитие математической зоркости школьников

  10. y=Развитие математической зоркости школьников

  11. y=Развитие математической зоркости школьников

  12. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  13. y=Развитие математической зоркости школьников

  14. y=Развитие математической зоркости школьников

  15. y=Развитие математической зоркости школьников

  16. y=Развитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

Найти область определения функции.

  1. y=Развитие математической зоркости школьников

  2. y=Развитие математической зоркости школьников

  3. y=Развитие математической зоркости школьников

  4. y=Развитие математической зоркости школьников

  5. y=Развитие математической зоркости школьников

  6. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  7. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  8. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  9. f(x)=Развитие математической зоркости школьников

  10. y=Развитие математической зоркости школьников

  11. y=Развитие математической зоркости школьников

  12. Найти целые решения в области определения функции

y=Развитие математической зоркости школьников

  1. y=Развитие математической зоркости школьников

  2. y=Развитие математической зоркости школьников

  3. y=Развитие математической зоркости школьников

Tема: Решение неравенств методом интервалов.

Фронтальная работа.

  1. Почему данные неравенства не имеют решений?

    1. Развитие математической зоркости школьников

    2. Развитие математической зоркости школьников

    3. Развитие математической зоркости школьников

    4. Развитие математической зоркости школьников

    5. Развитие математической зоркости школьников


  1. Какие из перечисленных неравенств не имеют решений?

    1. Развитие математической зоркости школьников

    2. Развитие математической зоркости школьников

    3. Развитие математической зоркости школьников

    4. Развитие математической зоркости школьников


  1. Какие из данных неравенств имеют решением множество R?

    1. Развитие математической зоркости школьников

    2. Развитие математической зоркости школьников

    3. Развитие математической зоркости школьников

    4. Развитие математической зоркости школьников

    5. Развитие математической зоркости школьников


  1. Решение данного неравенства

Развитие математической зоркости школьниковявляется Развитие математической зоркости школьников

Попытайтесь, не прибегая к помощи авторучки и листа бумаги, получить данный ответ.

  1. Найти ошибки в решение неравенств.

    1. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

    1. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников(-7;1)

    1. Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

    1. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Коллективная работа.

  1. Решить неравенства:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников


    1. Все решения неравенства Развитие математической зоркости школьниковсоставляют множество:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. [2;3]

  3. [0;1]

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. [1;2]

    1. Количество целочисленных решений неравенства

Развитие математической зоркости школьниковравно:

  1. 7;

  2. 15;

  3. 9;

  4. другому числу;

  5. бесконечно.

Лист контроля.

Развитие математической зоркости школьников

    1. 1.

Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

2.

Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

3.

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников4.

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

5.

Развитие математической зоркости школьников

    1. 4.

    2. 1.

Листы индивидуального продвижения.

Базовый уровень.

Решить неравенство: Ответ:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

Решить неравенство: Ответ:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

Решить неравенство: Ответ:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  14. Развитие математической зоркости школьников

  15. Развитие математической зоркости школьников

  16. Развитие математической зоркости школьников

  17. Развитие математической зоркости школьников

  18. Развитие математической зоркости школьников

Тема: Решение иррациональных уравнений.

Фронтальная работа.

  1. Почему данные иррациональные уравнения не имеют корней?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  1. Какое иррациональное уравнение не требует проверки решений?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

Коллективная работа.

Какие иррациональные уравнения не имеют корней?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

2,5,6,7,8

Индивидуальная работа.

Листы индивидуального продвижения.

Базовый уровень.

Решить уравнения: Ответы:

  1. 3x+1=Развитие математической зоркости школьников

  2. 8-2x=Развитие математической зоркости школьников

  3. 8-3x=Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. 2Развитие математической зоркости школьников

  6. x+2=Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. 2Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

  1. 4Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников Корней нет.

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. 1+Развитие математической зоркости школьников

  10. (x+1)Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьниковУказание :Левую и правую части уравнения разделить на х (xРазвитие математической зоркости школьников)

Уровень абитуриента.

  1. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников


  1. Развитие математической зоркости школьниковУказание :Левую и правую части уравнения разделить на х (хРазвитие математической зоркости школьников).

  2. Развитие математической зоркости школьников

Тренировка «чтения» графиков функций.

Фронтальная работа.

ПРазвитие математической зоркости школьниковочему изображенный на рисунке график функции y=3 не является графиком следующих функций:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников;

Коллективная работа.

Построить графики следующих функций:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

Развитие математической зоркости школьников



  1. Развитие математической зоркости школьников



  1. Развитие математической зоркости школьников



  1. Развитие математической зоркости школьников



  1. Развитие математической зоркости школьников


Развитие математической зоркости школьников



Развитие математической зоркости школьников


Листы индивидуального продвижения.

Базовый уровень.

Построить графики функций:

  1. y=Развитие математической зоркости школьников

  2. y=Развитие математической зоркости школьников;

  3. y=Развитие математической зоркости школьников;

  4. y=Развитие математической зоркости школьников

  5. y=Развитие математической зоркости школьников;

Продвинутый уровень.

Построить графики функций:

  1. y=Развитие математической зоркости школьников;

  2. Развитие математической зоркости школьников;

  3. y=Развитие математической зоркости школьников;

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

Графики каких функций совпадают?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

Ответы:

    1. Графики всех функций одинаковы.

    2. Развитие математической зоркости школьниковиРазвитие математической зоркости школьников

    3. Развитие математической зоркости школьниковиРазвитие математической зоркости школьников

    4. Развитие математической зоркости школьниковиРазвитие математической зоркости школьников

    5. Графики всех функций различны.

  1. Построить графики функций:

    1. Развитие математической зоркости школьников

    2. Развитие математической зоркости школьников;

    3. Развитие математической зоркости школьников

    4. Развитие математической зоркости школьников;

    5. Развитие математической зоркости школьников6. Развитие математической зоркости школьников;

7. Развитие математической зоркости школьников;


Ответы. Базовый уровень.

Развитие математической зоркости школьников


Развитие математической зоркости школьников


Развитие математической зоркости школьников


Развитие математической зоркости школьников



  1. Развитие математической зоркости школьников


Продвинутый уровень.

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников


Развитие математической зоркости школьников

4. Развитие математической зоркости школьников

5. Развитие математической зоркости школьников


Уровень абитуриента.

  1. 5.

  2. 5.

1. Развитие математической зоркости школьников


Развитие математической зоркости школьников

2.

Развитие математической зоркости школьников

3.


Развитие математической зоркости школьников

4.

Развитие математической зоркости школьников

5.


6. Развитие математической зоркости школьников


7. Развитие математической зоркости школьников



Листы индивидуального продвижения по теме «Решение показательных

неравенств.»

Базовый уровень

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  14. Развитие математической зоркости школьников

  15. Развитие математической зоркости школьников

  16. Развитие математической зоркости школьников

  17. Развитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  14. Развитие математической зоркости школьников

  15. Развитие математической зоркости школьников

  16. Развитие математической зоркости школьников

  17. Развитие математической зоркости школьников

Листы индивидуального продвижения по теме «Решение логарифмических

неравенств.»

Базовый уровень.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  14. Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников решений нет

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

Задание «Найди ошибку!»

При решение этих заданий используется фронтальная или коллективная формы работы. В случае фронтальной работы правильные решения следует записывать на доске, закрыть их, открыть после обсуждения.

  1. Решить неравенство Развитие математической зоркости школьников

Решение:

Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Ответ: Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

I система решается аналогично записанному решению, а решение второй системы будет Развитие математической зоркости школьников(убедитесь в этом!)

Решением исходного неравенства будет Развитие математической зоркости школьников

  1. Решить уравнение Развитие математической зоркости школьников

Решение:

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: корней нет.

Лист контроля.

Развитие математической зоркости школьников

и Развитие математической зоркости школьников(Можно не находить ОДЗ уравнения, а сделать проверку.)

Ответ: x=3.

  1. При каких значениях параметра р уравнение Развитие математической зоркости школьниковимеет хотя бы один корень?

Решение.

Развитие математической зоркости школьников

Оценим значение выражения Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Итак, Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля I (Содержит ошибку!)

Развитие математической зоркости школьников

Решением будет Развитие математической зоркости школьников

Учитель задает вопрос: «Все ли согласны с таким решением?», «Я предлагаю вам внимательно проанализировать исходное уравнение, его левую и правую части.»

Развитие математической зоркости школьников«Какой знак имеет левая часть уравнения?» (+) «А множитель Развитие математической зоркости школьников?», «Так может ли параметр р принимать отрицательные значения?», «Нет.» «А мы получили Развитие математической зоркости школьников Где мы допустили ошибку?»

«А почему Развитие математической зоркости школьников» «Здесь нарушено свойство числовых неравенств. Сформулируйте его»

Лист контроля II.

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьниковимеет хотя бы один корень, если число р принадлежит множеству значений выражения Развитие математической зоркости школьников

Найдем множество значений функции

Развитие математической зоркости школьников

значит, Развитие математической зоркости школьников

3). Покажем, что функция y принимает все значения от 0 до 9 включительно. При sin x=0, функция Развитие математической зоркости школьниковпринимает значения 0, при sin x=1 - значение равное 13. Поэтому 0 - её наименьшее, а 13 - её наибольшее значение. Т.к. синус - непрерывная функция, то и функция Развитие математической зоркости школьников - непрерывная функция и, значит, принимает все значения от 0 до 13. поэтому, Развитие математической зоркости школьников

4). Т.к. по условию Развитие математической зоркости школьников, то значение р - любое число из (0;13].

Ответ: (0;13]

  1. Найти число целых решений неравенства

Развитие математической зоркости школьников

Решение:

При любых значениях x Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: число целых решений неравенства бесконечно.

Лист контроля.

Развитие математической зоркости школьников

первый множитель принимает только положительные значения, следовательно, второй множитель должен принимать только неположительные значения.

Развитие математической зоркости школьников

Целыми решениями неравенства будут числа -1;0;1;…;6;7, число которых 9.

Ответ: 9.

  1. Решить уравнение: Развитие математической зоркости школьников

Решение: Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

При деление левой и правой частей уравнения на Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьниковпроисходит потеря корня, т.к. cos x может быть равен 0: 0-2sin x*0=0; 0=0(верное равенство).

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: Развитие математической зоркости школьников

  1. Решить уравнение: Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Решение:

Произведение двух множителей равно 0 тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен 0.

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

Произведение двух множителей равно 0 тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен 0, а другой при этом не теряет смысл.

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: Развитие математической зоркости школьников

  1. Найди ошибку в решении уравнения Развитие математической зоркости школьников

Решение:

Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля

Т.к. у исходного уравнения Развитие математической зоркости школьниковто при переходе к уравнению Развитие математической зоркости школьниковобласть определения уравнения сужается, что может привести к потере корня. Действительно, проверкой убеждаешься, что x=1 - корень уравнения.

Ответ: Развитие математической зоркости школьников


  1. Решить уравнение: Развитие математической зоркости школьников

Решение:

Развитие математической зоркости школьников

Проверка: lg(-30) не определен.

Лист контроля.

I способ: Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Ответ: x=5.

II способ при переходе от уравнения Развитие математической зоркости школьников к уравнению

lg 2x=lg (x-15) происходит сужение области определения уравнения, что ведет к потере корня.

Развитие математической зоркости школьников

Как правило, в старших классах ученики владеют достаточными умениями осуществлять тождественные и равносильные преобразования. Первостепенной задачей для них становится выбор приема решения задания. Быстроте определения приемов решения способствуют тренинги. Их постоянное включение в урок, как показывает опыт, значительно повышает результативность обучения. Количество упражнений и частоту их повторения в тренингах выбирает учитель в зависимости от уровня усвоения учениками изучаемого материала.

Тренинги по формированию умения решать тригонометрические уравнения.

Поясни прием решения уравнения.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  14. Развитие математической зоркости школьников

  15. Развитие математической зоркости школьников

  16. Развитие математической зоркости школьников

  17. Развитие математической зоркости школьников

  18. Развитие математической зоркости школьников

  19. Развитие математической зоркости школьников

  20. Развитие математической зоркости школьников

  21. Развитие математической зоркости школьников

  22. Развитие математической зоркости школьников

  23. Развитие математической зоркости школьников

  24. Развитие математической зоркости школьников

  25. Развитие математической зоркости школьников

  26. Развитие математической зоркости школьников

  27. Развитие математической зоркости школьников

  28. Развитие математической зоркости школьников

  29. Развитие математической зоркости школьников

  30. Развитие математической зоркости школьников

  31. Развитие математической зоркости школьников

  32. Развитие математической зоркости школьников

  33. Развитие математической зоркости школьников

  34. Развитие математической зоркости школьников

  35. Развитие математической зоркости школьников

  36. Развитие математической зоркости школьников

  37. Развитие математической зоркости школьников

  38. Развитие математической зоркости школьников

  39. Развитие математической зоркости школьников

  40. Развитие математической зоркости школьников

  41. Развитие математической зоркости школьников

Объяснить: почему данные тригонометрические уравнения не имеют корней?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

Тренинги по формированию умения решать показательные уравнения.

Каким методом будем решать данное уравнение?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

Тренинги по формированию умения решать логарифмические уравнения или уравнения содержащие логарифмы.

Данный вид тренингов может выполняться либо при фронтальной работе с классом, либо коллективно в группах, либо индивидуально каждым учеником в форме самостоятельной работы.

Задание. Из перечисленных логарифмических уравнений выберите те, при решении которых область определения уравнения

I не расширяется,

II расширяется,

III сужается.

  1. Развитие математической зоркости школьниковl

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

    1. 1,3,6,7,8,9,10

    2. 2,5

    3. 4

Задание:

Из перечисленных логарифмических уравнений выберите те, которые не требуют проверки решения.

Задание:

Почему данные уравнения не имеют корней?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

Задание: При каких значениях х справедливы равенства?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

Лист контроля.

  1. x>7;

  2. x>8;

  3. x>3;

  4. x<2;

  5. x>0; Развитие математической зоркости школьников

  6. x>0; Развитие математической зоркости школьников

Из перечисленных логарифмических уравнений выберите те, которые не требуют проверки решения.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

Ответ: 1,5

Каким способом будешь решать следующие логарифмические уравнения и уравнения, содержащие логарифмы?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

  14. Развитие математической зоркости школьников

  15. Развитие математической зоркости школьников

  16. Развитие математической зоркости школьников

  17. Развитие математической зоркости школьников

Мои ученики очень редко получают оценки "5", "4", "3", "2" и "1". Начиная с 5 класса, они свои оценки должны вычислять. Выставляя оценку таким образом, учитель получает возможность дополнительно тренировать учащихся в устном счете, закреплять изученную тему, повторять пройденный материал, подготавливать восприятие и быстрое закрепление нового (если задолго до изучения темы «логарифмы», ученикам выставлять оценки Развитие математической зоркости школьников и т.д. они очень быстро начинают находить логарифмы), производить нестандартные вычисления, развивать математическую зоркость школьников. Такую оценку надо обвести, чтобы ученик не подумал, что записано исправление к его работе.

"5" - Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников

"4" - Развитие математической зоркости школьников

Такая каждодневная работа помогает довести до автоматизма использование очень важных свойств, в данном случае, логарифмической функции.

Математический спринт также направлен на оттачивание математической зоркости в выполнении вычислительных упражнений. Каждый ученик получает карточку вырезанную по контуру

Развитие математической зоркости школьников

ОРазвитие математической зоркости школьниковбразец карточки, на которой записаны задания, выполнить которые ученики должны устно, не прибегая к помощи черновика. Эта карточка накладывается на чистый лист бумаги, ученики пишут на этом листе только ответы, далее учитель прикладывает лист контроля, проверяет ответы и выставляет оценки. Также возможны самопроверки и взаимопроверка по листам контроля. Такие задания могут содержать большое количество упражнений, но выполняются они всеми, времени для «отдыха» нет.

Тема: «Логарифмы».

Задания вычислить:

Лист контроля.

4 12 Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

-2 Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Развитие математической зоркости школьников 5 Развитие математической зоркости школьников 2

Развитие математической зоркости школьников 36 -2 25

Развитие математической зоркости школьников Развитие математической зоркости школьников 2 2

Развитие математической зоркости школьников 1 2 2

7 1 Развитие математической зоркости школьников 49

27 3 841 12

5 3 1

4 45

20

5

Идея использования «сквозных» тем.

«Процесс учения - это прежде всего работа нервной ткани, деятельность живого мозга…

Укрупненная дидактическая единица - это клетка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в тоже время информационной общностью. Укрупненная дидактическая единица обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти»

Эрдниев П.М.

Идея использования «сквозных» тем позволяет от эпизодических решений неравенств вида Развитие математической зоркости школьников не дающих прочного усвоения приема решения, перейти к его концентрированному применению, гарантирующему глубокое и прочное усвоение.

Фронтальная работа.

  1. Почему данные неравенства имеют решением R?

    1. Развитие математической зоркости школьников

    2. Развитие математической зоркости школьников

    3. Развитие математической зоркости школьников

    4. cos x-7<0;

    5. Развитие математической зоркости школьников

    6. Развитие математической зоркости школьников

    7. Развитие математической зоркости школьников


  1. Решить неравенства.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. sin 2x >-3;

  6. sin 2x <-3;

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

  11. Развитие математической зоркости школьников

  12. Развитие математической зоркости школьников

  13. Развитие математической зоркости школьников

III. Найти ошибку в решении неравенства Развитие математической зоркости школьников

Решение. (Записано на доске)

Развитие математической зоркости школьников

После проведения анализа решения ученики приступают к его коллективному решению

Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьниковПусть Развитие математической зоркости школьников осуществив постановку, получим неравенство второй степени Развитие математической зоркости школьников

1 случай. t<1. Развитие математической зоркости школьниковвозрастающая функция, то х<0.

2 случай. Развитие математической зоркости школьников
Ответ: Развитие математической зоркости школьников

Коллективная работа в парах.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

Работа по листам индивидуального продвижения.

Базовый уровень.

Решить неравенство.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников.

  6. Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

Решить неравенство.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

  7. Развитие математической зоркости школьников

  8. Развитие математической зоркости школьников

  9. Развитие математической зоркости школьников

  10. Развитие математической зоркости школьников

Тема: Решение уравнений вида Развитие математической зоркости школьников

Фронтальная работа.

  1. Найди ошибку в решении уравнения.

Развитие математической зоркости школьников

Открывается таблица, предварительно записывается правило «условие равенства произведения двух множителей нулю.»

Таблица

Неправильно Правильно

Развитие математической зоркости школьников Развитие математической зоркости школьников

Коллективная работа.

Не находя корни уравнения, запишите условия позволяющие их определить.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

  5. Развитие математической зоркости школьников

  6. Развитие математической зоркости школьников

На первых порах отработка навыков решения уравнения данного вида надо выработать потребность анализировать D(f) и D(g) каждого множителя, поэтому если D(f)=R или D(g)=R, то нестрашно, если ученик запишет систему

Развитие математической зоркости школьников

В дальнейшем он сможет прийти к пониманию более рациональной записи.

Лист контроля.

Рациональная запись.

  1. Развитие математической зоркости школьников Развитие математической зоркости школьников


  1. Развитие математической зоркости школьников Развитие математической зоркости школьников


  1. Развитие математической зоркости школьников Развитие математической зоркости школьников


  1. Развитие математической зоркости школьников


  1. Развитие математической зоркости школьников


  1. Развитие математической зоркости школьников

Листы индивидуального продвижения.

Базовый уровень.

Решить уравнение.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

Сколько корней имеет уравнение?

  1. Развитие математической зоркости школьниковРазвитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

Продвинутый уровень.

Решить уравнение.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

Сколько корней имеет уравнение?

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

Уровень абитуриента.

Решить уравнение.

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

Сколько корней имеет уравнение:

  1. Развитие математической зоркости школьников

  2. Развитие математической зоркости школьников

  3. Развитие математической зоркости школьников

  4. Развитие математической зоркости школьников

Решить уравнение:

  1. Развитие математической зоркости школьников

Список литературы.

  1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы, Первое сентября, 2003 г., 224 с.

  2. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе, М.:Просвещение, 1983г., 163 с.

  3. Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе, Москва, Просвещение, 1978 г.;304 с.

  4. Единый государственный экзамен 2002.: Контрольные измерительные материалы:Математика /Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. - М.:Просвещение, 2003 г.-123 с.

© 2010-2022