Рабочая программа элективного курса по математике в 9 кл Процентные расчеты на каждый день

Курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, во­просов рыночной экономики и задач технологии производства;   ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и со­циально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреп­лению навыков процентных вычислений, но и формированию ус­тойчивого интереса учащихся к процесс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ближнеполубянская основная общеобразовательная школа


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №______


"Согласовано"

Руководитель МС_______

Л.В.Гуржиева

"Утверждаю"

Директор школы ___________

Н. В. Санина

Приказ №




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

ПО МАТЕМАТИКЕ

«ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

В 9 КЛАССЕ

В рамках предпрофильной подготовки



Уровень обучения: базовый



Автор программы:

Учитель Пономарева Н.В.,

1 квалификационная категория.





2014 -2015 учебный год








Программа составлена и скорректирована на основе авторской программы В.Н.Студенецкой, Л.С.Сагателовой «Процентные расчеты на каждый день» (Математика.8-9классы: сборник элективных курсов. Вып.1/авт.-сост. В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова.-Волгоград: Учитель, 2007»

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства;

ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики и повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

Программа может быть эффективно использована в 9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

  • уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % - 1/2; 20 % - 1/5; 25 % - 1/4 и т. д.);

  • знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке учащихся

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Математика.8-9классы: сборник элективных курсов. Вып.1/авт.-сост. В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова.-Волгоград: Учитель, 2007г.

Литература

  1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. - М.: Просвещение, 2002.

  2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. - 2003. - № 5. - С. 50-59.

  3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. - М., 1997.

  4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. - М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - № 27. - 1995.

  5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. -М., 1997.

  6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. - 2001. - № 4.

  7. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

  8. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. - М.: Издательский дом «Генжер», 2001.

  9. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10- 11 классы: учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.

  10. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. -№ 5. -1995. - С. 24.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Название раздела

количество часов

в том числе

лекция

практика

семинар

Проценты. Основные задачи на проценты

2

0,5

0,5

1

Процентные вычисления в жиз ненных ситуациях

2

1

1

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

Решение задач по всему курсу

1

1

Проверочная работа

1

1

Всего

8

1

4

3

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Факт проведение

Тема урока

обеспечение

1

Проценты в прошлом и настоящем

ДМ для учителя Сб элект курсов с.17

2

Основные задачи на проценты

ДМ для учителя Сб элект курсов с.23

3

Распродажа, тарифы, штрафы.

ДМ для учителя Сб элект курсов с.25

4

Банковские операции

ДМ для учителя Сб элект курсов с.28

5

Задачи на сплавы, смеси, растворы

ДМ для учителя Сб элект курсов с.31

6

Задачи на сплавы, смеси.

ДМ для учителя Сб элект курсов с.35

7

Решение задач по всему курсу

ДМ для учителя Сб элект курсов с.38

8

Проверочная работа

ДМ для учителя Сб элект курсов с.40



© 2010-2022