Статья по математике на тему

Голубева Марина Владимировна Учитель математики ГБОУ «Центр образования № 575» Санкт-Петербурга.   Приемы устного счета на уроках математики. Устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше – в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако, основные ее цели остаются актуальными  и в 10 – 11-х классах: 1)      Подготовка учащихся к работе на уроке, к восприятию нового материала; 2)      Более с... 1 2          3 4 5 6 7 В оставшийся квадратик впишите букву Ц. 1.       У=х 2.       У=-х 3.       У=2х 4.       У=-2х 5.       У=2 6.       У=1/2х                               (ЛЕЙБНИЦ)         Задание 2.         Найдите в кружках значения  числовых выражений, записанных в овалах.          Соедините их линиями.         Задание 3.          Решите уравнения: 1.       Висла.     Х + 0,5 = 2х + ½ 2.       Сена.        Х + 0,5 = х + ½ 3.       Темза.     |x| + 5 = 3 4.        Париж.    3х + (х – 2) = 2(2х – 1) 5.      ... Висла Сена Темза           Если задача учителя состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени определить ,  что учащимися усвоено хорошо, а что из изученного ранее требует дополнительной проработки, то можно использовать еще одну форму устной работы – цепочка. Учитель диктует действия, а ученики записывают ответы в столбик. Важно выяснить, в каком месте стали испытывать затруднения и прекратили участвовать в общем устном счете большинство учащихся. Начинается работа с более легких заданий.     Задание, которое диктует учитель   Запись в тетрадях учащихся 325 325 Увеличить на 10 335 Округлить до десятков 340 Отнять количество десятков 306 Записать ближайшее следующее число, кратное 4 308 Найти 25% 77 Записать остаток от деления на 9 5 Увеличить на 50% 7,5 Прибавить третью часть 10 Это 25% ответа 40     Очень полезно использовать таблицы чисел. Например, в  5-6-х классах таблицу , связывающую обыкновенные и десятичные дроби и проценты. Таблица составляется на уроке, а затем к ней можно обращаться в процессе  занятий, добиваясь ее запоминания, опираясь на логику взаимосвязей между дробями и процентами.   1/10 1/8 1/5 2/5 3/5 4/5 1/4 3/4 1/2 1 0,1 0,125 0,2 0,4 0,6 0,8 0,25 0,75 0,5 1 10% 12,5% 20% 40% 60% 80% 25% 75% 50% 100%   В 7 классе составляется таблица степеней. Столбцы степеней с основаниями  4, 8, 9 оставляются пустыми, так как каждое из этих оснований можно представить в виде степени с простыми основаниями: 2, 3. Часты ошибки, связанные с нарушением порядка действий. Профилактикой таких ошибок является умение определять последнее выполняемое действие в выражении и называть  выражение в соответствии с этим действием. Например:   22+5а2 ;   (2 + 5а)2   Одной из форм устной работы на уроках может служить кро...   а б     в     г   д     е                                                                                                                         Существует  много разных способов и приемов устных вычислений. Устный счет необходимо проводить на каждом уроке. Серьезно подходить к подбору заданий. Уменьшится количество технических и вычислительных ошибок, скорость выполнения заданий будет расти и у ребят появится большая симпатия к математике.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Голубева Марина Владимировна

Учитель математики ГБОУ «Центр образования № 575» Санкт-Петербурга.

Приемы устного счета на уроках математики.

Устные упражнения - неотъемлемая часть урока математики. Устной работе уделяется большое внимание в 1-6-х классах, значительно меньше - в основной школе, и часто игнорируется в старших классах. Однако, основные ее цели остаются актуальными и в 10 - 11-х классах:

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке, к восприятию нового материала;

  2. Более сознательное неформальное усвоение предмета;

  3. Систематическое повторение пройденного;

  4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся;

  5. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, инициативы учащихся;

  6. Формирование интереса к предмету;

  7. Активизация учебной деятельности на уроке;

  8. Способствовать развитию пространственных представлений на уроках геометрии.

Кроме того, во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным.

Рассмотрим некоторые приемы и формы устных упражнений на уроках математики.

  1. Умножение двузначных чисел, близких к 100

Умножение можно выполнить устно, если применить правило умножения двучлена на двучлен.

(100-а)(100-в)= 100[(100-a)-в] + aв

86х97:

а=100-86=14 в=100-97=3

86х97=100((100-14)-3)+14х3=8300+42=8342

Вычислить: 96х98 97х79 98х82 94х88 92х75 78х99

  1. Умножение двузначных чисел, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10

Чтобы умножить два двузначных числа, у которых число десятков одинаковое, а сумма единиц равна 10, нужно число десятков а умножить на следующее за ним число а+1 и к произведению приписать произведение единиц.

(10а + в)(10а + с) = 100а(а + 1) + вс

97х93 = (9х10)х100 + 21 = 9021

Вычислить: 81х89 91х99 82х88 92х98 83х87 93х97 84х86 94х96 85х85 95х9



  1. Возведение в квадрат натурального числа, оканчивающегося цифрой 5

Чтобы возвести в квадрат натуральное число, оканчивающееся цифрой 5, нужно число десятков умножить на следующее за ним число и к произведению приписать 25.

(10п + 5) = 100п(п + 1) + 25

35 = 100х3х4 + 25 115 = 100х11х12 + 25

Очень нравятся учащимся задания в занимательной форме. Выполнение заданий позволяет расширить кругозор, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Задание 1.

Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции.

1

2

3

4

5

6

7

В оставшийся квадратик впишите букву Ц.

  1. У=х

  2. У=-х

  3. У=2х

  4. У=-2х

  5. У=2

  6. У=1/2х

(ЛЕЙБНИЦ)

Задание 2.

Найдите в кружках значения числовых выражений, записанных в овалах.

Соедините их линиями.

Задание 3.

Решите уравнения:

  1. Висла. Х + 0,5 = 2х + ½

  2. Сена. Х + 0,5 = х + ½

  3. Темза. |x| + 5 = 3

  4. Париж. 3х + (х - 2) = 2(2х - 1)

  5. Лондон. -5(х + 4) + 11х = 6(х - 3)

Выясните, какие из заданных уравнений являются равносильными. Что объединяет географические названия, связанные с каждой парой равносильных уравнений? Для оставшегося названия укажите соответствующий город.

Висла

Сена

Темза



Если задача учителя состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени определить , что учащимися усвоено хорошо, а что из изученного ранее требует дополнительной проработки, то можно использовать еще одну форму устной работы - цепочка. Учитель диктует действия, а ученики записывают ответы в столбик. Важно выяснить, в каком месте стали испытывать затруднения и прекратили участвовать в общем устном счете большинство учащихся. Начинается работа с более легких заданий.

Задание, которое диктует учитель


Запись в тетрадях учащихся

325

325

Увеличить на 10

335

Округлить до десятков

340

Отнять количество десятков

306

Записать ближайшее следующее число, кратное 4

308

Найти 25%

77

Записать остаток от деления на 9

5

Увеличить на 50%

7,5

Прибавить третью часть

10

Это 25% ответа

40

Очень полезно использовать таблицы чисел. Например, в 5-6-х классах таблицу , связывающую обыкновенные и десятичные дроби и проценты. Таблица составляется на уроке, а затем к ней можно обращаться в процессе занятий, добиваясь ее запоминания, опираясь на логику взаимосвязей между дробями и процентами.

1/10

1/8

1/5

2/5

3/5

4/5

1/4

3/4

1/2

1

0,1

0,125

0,2

0,4

0,6

0,8

0,25

0,75

0,5

1

10%

12,5%

20%

40%

60%

80%

25%

75%

50%

100%

В 7 классе составляется таблица степеней. Столбцы степеней с основаниями 4, 8, 9 оставляются пустыми, так как каждое из этих оснований можно представить в виде степени с простыми основаниями: 2, 3.

Часты ошибки, связанные с нарушением порядка действий. Профилактикой таких ошибок является умение определять последнее выполняемое действие в выражении и называть выражение в соответствии с этим действием. Например: 22+5а2 ; (2 + 5а)2

Одной из форм устной работы на уроках может служить кросснамбер (один из видов числовых ребусов). В кросснамберах предметом отгадывания являются математические задачи. Разгадывание кросснамберов предлагается учащимся для проверки усвоения ими знаний по определенной теме. В разгадывании присутствует элемент игры, а это снимает психическое напряжение, которым, как правило, сопровождается проверочная работа.

По горизонтали

а) Площадь квадрата, периметр которого 36 см.

в) Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого все цифры различны.

д) Наибольшее двузначное число.

е) 3/5 часа, выраженные в минутах.

По вертикали

а) Число (а) по горизонтали, уменьшенное на единицу.

б) Дюжина.

в) Делимое при известном неполном частном 16, делителе 12, остатке 6.

г) Корень уравнения 9408 : х = 517 - 489.

а

б

в

г

д

е




Существует много разных способов и приемов устных вычислений. Устный счет необходимо проводить на каждом уроке. Серьезно подходить к подбору заданий. Уменьшится количество технических и вычислительных ошибок, скорость выполнения заданий будет расти и у ребят появится большая симпатия к математике.

© 2010-2022