Деятельностный подход в работе с одаренными детьми

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. И только дифференцированны...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Зёлка Людмила Ивановна

учитель математики гимназии №1

г Комсомольск-на- Амуре

Деятельностный подход в работе с одаренными детьми по

математике

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика.

И только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных.

Талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости. • Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. • Не могут четко развести реальность и фантазию. • Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». • Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить множество опасных последствий.

При работе с одарёнными детьми, успешно реализуется технология проблемного обучения. Учитель создает на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость от работы). Учебная деятельность-это труд, который невозможен без мотива. Организация мотивации на уроке включает 3 понятия:

«хочу» (внутренняя потребность),

«надо» (актуализация требований к ученику),

«могу» (установление круга возможностей).

Формы работы с одаренными учащимися:

· групповые занятия с одаренными учащимися;
· факультативы;
· конкурсы;
· участие в олимпиадах;
· интеллектуальные марафоны и др.
Одна из форм работы с одарёнными детьми - использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяю участию школьников в олимпиадах разного уровня. На данном этапе осуществляется дифференцированный подход в обучении школьников, который является самым оптимальным и разумным.

Урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где формируются и реализуются личностные особенности учащихся, ведется работа с одаренными детьми.

На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами. .

Ученику предоставлена возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы - умению учиться.
Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления - преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся. Для привития интереса к математике решаем задачи повышенной сложности, знакомимся с историей математики, решаем старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
Работу по развитию детской одаренности продолжаю на индивидуальных занятиях с одаренными детьми по математике. В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Возьмем самый простой вид групповой работы - работу в парах

Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.). Очень важным в такой деятельности, является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благоприятное воздействие на формирование коллективизма и товарищества.

Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху

© 2010-2022