Индивидуальная работа на уроках математики

Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики как одно из условий получения полноценного образования (Выступление на школьном методическом семинаре)   В педагогической науке индивидуальная работа на уроках определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». (Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1965). Урочные занятия проводятся коллектив...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики

как одно из условий получения полноценного образования

(Выступление на школьном методическом семинаре)

В педагогической науке индивидуальная работа на уроках определяется как «организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». (Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1965).

Урочные занятия проводятся коллективно, но учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, сообразительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учёте этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если, во-первых, на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа, цель которой оптимально занять обучающихся на уроке. При этом, в идеале, каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это задания - карточки, где учитель имеет возможность их дифференцировать.

Индивидуальный подход в обучении особенно важен для школьников с негативным отношением к учебе, потерявших веру в свои силы. Определяя индивидуальную учебную работы для таких ребят, учитель исходит из того, что для них посильно. Необходимо постоянно убеждать учеников в возможности выполнения задания, помогать им в этом. Это могут быть карточки-инструкторы, обучающие карточки-образцы, перфокарты с пропусками (особенно по геометрии) и т. д. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить это, поднять престиж в глазах класса, что позволяет утвердиться как в своих силах, так и на уровне сверстников. Самостоятельное выполнение таких заданий детьми, позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, своевременно корректировать их знания, оказывать им необходимую помощь в учебной работе.

Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий с усложненным содержанием для учащихся с высокой мотивацией в обучении. Таким ребятам обычно подбирается несколько усложненный или дополнительный материал, отвечающий более высокому уровню их подготовки и стимулирующий развитие их способностей. Такие задания важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника, а иногда в целях предупреждения возможного зазнайства. Такой же характер (т. е. самостоятельное выполнение заданий учителя) имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, практические занятия по осмыслению нового материала и его закреплению, подготовка докладов, семинаров, конференций и т. д. Это развивает активную познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, индивидуальная работа с учащимися на уроке осуществляется в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается, прежде всего, в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения упорства в учебной работе. Некоторая дифференциация требуется также и в самом характере проверки знаний, степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу.

Для менее успевающих школьников планируются вопросы попроще. Учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим вопросам. Все это - конечно, учитывается при выставлении оценок.

И, наконец, третьим элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным учащимся. Общее требование о необходимости чуткого и заботливого отношения учителя к улучшению успеваемости школьников по-разному осуществляется применительно к различным категориям ребят. Если слабый ученик проявляет некоторую леность в учении и недостаточно усидчив, учитель обязан тактично усилить контроль над его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны взрослых. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно создавать условия для непрерывного самообразования, при котором, с одной стороны они могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретённые знания и умения. При этом основной упор делается не только на интеллектуальное, но и творческое развитие личности.

Итак, какие же обязательные продуктивные методы обучения должны присутствовать при индивидуальном подходе:

  1. Проведение диагностики уровня знаний;

  2. Использование поэлементного анализа самостоятельных и контрольных работ;

  3. Проведение учета пробелов и учета их ликвидации;

  4. Использование опорных конспектов, тестов к ним, разноуровневых дидактических материалов, учебников для углубленного изучения;

  5. Осуществление индивидуальной работы не только на уроках, но и во внеурочное время (консультации);

  6. Использование индивидуальных различных видов домашних заданий (по уровням).

Следует хорошо уяснить себе, что, во-первых, только умелое сочетание фронтальной (коллективной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает высокую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, эффективность применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные возможности. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.

В конце хочу процитировать слова американского психолога Скиннера Б.Ф. «Образование - это то, что останется, когда всё выученное забудется», а наша цель - воспитать достаточно образованную личность.


© 2010-2022