Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах

Способы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе Автор: студент гр.29ПО114 4 курса Москвина М.И.Научный руководитель: кан.пед. наук, доцент Терехова Н.В.Начальная школа является основным и главным источником становления ребенка как личности, его воспитания и обучения. Именно на этом этапе развития для младшего школьника расширяются границы познаний, совершаются интересные «открытия».В этот период у ученика начинает вырисовываться полная ка...
Раздел Математика
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Автор: студент гр.29ПО114 4 курса Москвина М.И.

Научный руководитель: кан.пед. наук, доцент Терехова Н.В.

Начальная школа является основным и главным источником становления ребенка как личности, его воспитания и обучения. Именно на этом этапе развития для младшего школьника расширяются границы познаний, совершаются интересные «открытия».

В этот период у ученика начинает вырисовываться полная картина мира, и начальная школа является базовой основой для полноценного ее составления. Все это происходит постепенно, поэтапно, благодаря формирующемуся умению учиться. Научить учить себя - это ведущая цель, которой придерживается каждое учебное учреждение и делает правильный акцент в обучении.

В федеральном государственном образовательном стандарте всех поколений можно заметить тот факт, что потенциал учиться у детей не будет иметь значение, если во время обучения ученик не станет полноценным субъектом образования.

Несомненно, ведущая цель школы и учебного процесса во все времена была и остается следующей: научить учащегося самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, находить пути их решения, оценивать итоги и уметь находить ошибки, учиться их устранять, одним словом, сформировать умение учиться. Достижение данной цели будет успешно в результате развития системы универсальных учебных действий, вследствие чего ученик оказывается непосредственным деятелем образовательного процесса.

Однако проблема овладения способами формирования УУД у младших школьников остается открытой. Данный опыт требует постоянного освещения в профессиональных журналах и других источниках, что, на наш взгляд, является недостаточным.

Таким образом, противоречие между необходимостью развития познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью опыта применения способов формирования УУД в начальной школе, актуализирует нашу проблему.

Исследование способов формирования познавательных УУД на уроках математики в начальной школе проводилось на базе образовательного учреждения школы №19 г. Тюмени. В исследовании принимали участие 55 школьника, из них 29 человек учатся во 2 «Г» классе и 26 человек - во 2 «Д» классе. Возраст детей 8- 9 лет. Для достижения цели исследования нами была использованы: Тест «Узнавание фигур» (А.Н. Бернштейн); Методики: «Целостное восприятие формы предметов» (Т.Н. Головина), «Образец и правило» (А.Л. Венгер), «Лабиринт», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Существенных признаков» адаптированные теме исследования.

В ходе исследования нами было выявлено, что уровень сформированности познавательных УУД у детей 2 «Г» класса ниже, чем у учеников 2 «Д».

Таблица 1

Результаты диагностического обследования учащихся с использованием вышеперечисленных методик адаптированной к теме исследования, а также карт наблюдения за учениками. Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах = 29 человек

2 «Г» класса и Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах = 26 человек 2 «Д» класса


Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах

На основе результатов диагностики мы разработали и реализовали программу «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах». Цель данной программы: формировать познавательные УУД посредством различных способов работы с учениками в процессе обучения.

Программа формирования познавательных УУД содержательно включала следующее:

  1. тематическое планирование познавательных УУД;

  2. способы работы, применяемые на уроке математики;

  3. задания, задачи, выражения в соответствии с основными требованиями;

  4. критерии сформированности УУД.

Для реализации программы формирования познавательных УУД через активное применение ранее предложенных способов работы с учащимися в процессе обучения, разработанной нами, использовались следующие виды заданий:

  1. зрительный диктант «Запомни фигуру»;

  2. групповые работы;

  3. творческие задания;

  4. самостоятельная работа;

  5. домашняя работа;

  6. разработка алгоритмов действия

Были использованы задания, которые позволяют учащимся работать в группах или размышлять творчески.

Задачи, числовые выражение и уравнения соответствовали основным разделам математики, изучаемым во 2 классе.

Формирование познавательных УУД на основе вышеупомянутых способов проводилось поэтапно

Таким образом, данные занятия реализовывали как учебные задачи, так и развивающие - в области формирования познавательных УУД.

С помощью тех же диагностических методик, мы выявили, каким образом изменился уровень развития познавательных УУД на уроках математики учащихся.

Таблица 2

Результаты диагностического обследования учащихся с использованием вышеперечисленных методик адаптированной к теме исследования, а также карт наблюдения за учениками. Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах = 29 человек

2 «Г» класса и Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах = 26 человек 2 «Д» класса

Способы формирования познавательных УУД на уроках математики в начальных классах

Полученные данные показали, что на развитие познавательных УУД очень активно влияет применение разнообразных форм работы. Поэтому можно дать ряд рекомендации учителю для того, чтобы потенциал учеников не пропадал, и развитие продолжалось в дальнейшем:

  • Больше взаимодействуйте с учениками. Показывайте им, что они являются самыми главными и значимыми объектами педагогического процесса;

  • Не забывайте, только в споре рождается истина. Старайтесь выводить детей на проблемные ситуации так, чтобы учащимся хотелось узнавать новое, и они понимали, что это новое - очень полезно и интересно;

  • Давайте свободу мыслям и творчеству детей, в этом и есть все стремления детей. Когда нет жестких рамок при выполнении той или иной работы и ученик может вложить весь свой потенциал, оцененный по достоинству, то желание действовать дальше усиливается и развивается.

  • Старайтесь слышать мнения всех детей. Если несколько раз не услышать одного и того же ребенка, то он потеряет интерес ко всему происходящему на уроке и в обучении.

  • Учитывайте силы и возможности каждого, применяя при этом разноуровневые задания, так вы ученик начнет понимать ценность своих знаний и умений.

  • Применяя групповую работу, распределяйте силы в группах равномерно, задания разноплановые. Чтобы во время выполнения заданий ученики применяли все свои знания и усилия.



© 2010-2022