Рефлексивный отчет учителя математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный отчет учителя математики Сарсековой Т. С.

за 2014-2015 учебный год

«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.


Цель моей работы не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • дать учащимся качественное образование по математике

  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося

  • привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.

  • совершенствование форм организации учебной деятельности

  • использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения

  • развивать и укреплять интерес к математике

Количество часов по предмету:


Математика

16 часов

Класс

Алгебра

Геометрия

7 Д

3

2

8 Д

3

2

8 Е

3

2


Проблема над которой работала в течении года:

«Развитие познавательной активности учащихся для повышения качества знаний на уроках математики».

Успешность усвоения учебного материала зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. Отсюда следует, что передо мной постоянно стоит задача - создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения.

Решение данной проблемы возможно путём развития индивидуальности и творческой активности учащихся. Поэтому приоритетным направлением работы является гармоничное развитие личности школьника, формирование общих способностей и повышение познавательной активности учащихся в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Классическая педагогика прошлого утверждала - «смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Иначе говоря, суть в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Я, как учитель математики, применяю и стандартные, и нестандартные методы и формы работы на своих уроках.


Характеристика

Система обучения

Традиционное обучение

Развивающее обучение

Личностно ориентированное обучение

Позиции учащихся

Объект обучения

Субъект обучения

Субъект обучения и собственного развития

Ключевое понятие

Предметная информация

Познавательная деятельность

Субъективный опыт

Основной образовательный источник

Учитель

Учебный предмет

Учебный предмет и процесс его освоения

Основная задача учителя

Передача предметной информации

Активизация познавательной деятельности

Организация деятельности учащихся над содержанием учебного предмета с целью обогащения их субъективного опыта

Результат, который может быть обеспечен

Личность, которая умеет работать с информацией

Личность, которая умеет познавать

Личность, которая умеет «познавать, делать, жить вместе»

К стимулирующим условиям для развития познавательных интересов относятся:


  • новизна содержания,

  • обновление уже усвоенных фактов,

  • новые подходы ,

  • различные формы самостоятельной работы,

  • проблемное обучение,

  • исследовательский подход к изучаемому материалу,

  • творческие работы,

  • отношения, складывающиеся между учениками и учителем,

  • увлеченность преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

В учебный процесс стараюсь включать дифференцированные задания, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логического мышления.

Внимание - это важная форма организации познавательной деятельности. В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Логическое мышление. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Отсюда вытекает главная задача педагогического процесса - формирование у школьников гармонического склада ума. Поэтому необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать. Логические задачи и задания содействуют развитию умения обосновывать, доказывать правильность своего суждения.

Память является одним из необходимых условий развития интеллектуальных способностей. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Для развития памяти использую слуховые и зрительные диктанты, а также по методу Жиксо деление на группы ученики составляют вопросы и отвечают. Для развития памяти хороший результат дал прием «Горячий стул»

Психологические особенности школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей.

Уроки творчества это уроки составления и решения задач. На уроке ставится вопрос: «Какие задачи можно составить и решить по данной теме»

1 этап - составление задач по готовым чертежам;

2 этап - составление одношаговых, двушаговых задач;

3 этап - увеличение количества разнообразных задач за счёт устного изменения, усложнения данных в задаче.

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:

а) присутствует элемент исследования решения (задачи часто решаются в общем виде);

б) устанавливается связь между всеми видами задач;

в) легко обозрима система задач по теме;

г) присутствует элемент творчества.

Рефлексивный отчет учителя математики

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всей группой находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Как учитель математики, я часто использую проблемные ситуации, проблемные задачи на своих уроках. Исследовательские работы при объяснении новой темы, когда ученики выдвигают гипотезы и сравнивают ответы

Рефлексивный отчет учителя математики

Пример: Даю задачу на дом и говорю: "У меня не получается". Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. Проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица - они решили.

Также практикую создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные мною (учителем) ошибки. В понимании детей учитель - это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Например, решаю быстро уравнение:

(3х + 7) ∙ 2 - 3 = 17

6х + 14 - 3 = 17

6х = 17 - 14 - 3

6х = 0

х = 0

Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

Создаю проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.

Проблемная ситуация: нужно найти длину плинтуса для своей комнаты (периметр прямоугольника).

На уроках геометрии эффективно создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий (сумма углов в треугольнике, длина окружности и т.д.).Рефлексивный отчет учителя математики

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, обучающие самостоятельные работы, когда я на доске решаю один вариант и затем ученики решают свой вариант заданий подобных , зачеты, тестирования. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце-итоговые. Анализирую результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Для меня применение компьютера в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников. Компьютер позволяет обеспечить индивидуализацию обучения "в массовом порядке", дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники, получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности. При выполнении домашней работы если ученики затрудняются при решении задач, используя Интернет находят решения и на уроке объясняют как они поняли решение.

Некоторые задания я ученикам передаю через WhasApp.

Рефлексивный отчет учителя математики

Работа с мотивированными детьми.

К сильным учащимся следует предъявить более высокие требования, а не ограничиваться теми, которые предложены в Обязательных результатах обучения. Итогом такой работы стало участие на дистанционных олимпиадах на сайте cdo.kz учеников 7 и 8 класса. На втором туре Республиканской дистационной олимпиаде участвовала Демидова Ирина.

Научно - исследовательская и проектная работа в классах.

Проектная и исследовательская работа стала в этом году приоритетной в моей работе. Ученики 7 класса Стрючкова Милина и Сокольникова Виктория заняли 3 место на районном конкурсе по теме «Казахская занимательная математика и графы». В дальнейшим продолжим работу связав с информатикой

Рефлексивный отчет учителя математики



© 2010-2022