Урок чтения Буква Х х, звуки [ x ] [ x]

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте

Тема урока: звуки [x], [x]. Буква Хх.

Задачи урока:

образовательная_ общеучебные - отличать новое от уже известного с помощью учителя, формировать познавательные цели; логические - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.,

развивающая: развитие фонематического слуха, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия, способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

_воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, интереса к изучаемому предмету, воспитывать чувство взаимопомощи. воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование урока: компьютер, слайды, презентация, учебник , пластилин, схемы слов

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;

  • поисковый;

  • наглядно-иллюстративный;

  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная, групповая

  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.2

  • мультимедиа проектор

наглядные

Ход урока

І. Организация класса

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки, с согласного - мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

ІІ.Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова? Тема:

- Звуки [х] и [х'] и буква, которая их обозначает.

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х'] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Итак: Что мы сделали?

Назвали тему, поставили задачи?

- Но это ещё не все. Послушайте стихотворение и скажите о чём ещё мы будем говорить на уроке.

- Х - очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово - хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом - солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб - всему голова».

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

- Правильно, о хлебе.

ІІ. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. С чего начнем?

Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша речь состоит из …

Звуки бывают…

При произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают…

Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова…

А) - Перед вами листочки со слогами и буквами
Посмотрите на первый ряд, что там написано?
Что общего у этих букв? (они согласные)

- Возьмите карандаш и зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки.
- Обведите в кружок буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
- Посмотрите на второй ряд, что там написано?
- Красным карандашом поставьте точки под гласными.
- Обведите, синим карандашом слоги с твёрдыми согласными, зелёным -
с мягкими.


Д Ч К Ж Х Й С


ЗИ ЧУ НО МЕ ШИ ЛЫ

ІІІ. Изучение нового материала

1.Характеристика звуков.

Какие первые звуки слышали в досказанных словах?

- Вспомните, как вы смеялись?

Можно ли с ними играть в дразнилки?

- Как характеризуем звуки?

Гласный - согласный

Звонкий - глухой

Твёрдый - мягкий ( 1 слайд)

-Что мы делали на этом этапе?

ВЫВОД. Звуки [х], [х'] - согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Игра «Кулачок- подушечка» , определи твердость-мягкость.

Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый

- Послушайте русскую народную сказку о хлебе и скажите почему волк не захотел выращивать хлеб.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

- Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся - вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

- Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

- Ладно, - согласился человек и начал учить волка. - Сперва надо вспахать землю …

- А когда вспашешь. Можно уж есть?

- Ещё нет. Надо рожь посеять.

- А когда посеешь. Можно уж есть?

- Ещё нет. Надо подождать. Пока она вырастет.

- А когда вырастет. Можно уж есть?

- Ещё нет. Надо её убрать.

- А когда уберёшь. Можно уж есть?

- Ещё нет. Надо её смолотить.

- А когда смолотишь, можно уж есть?

- Ещё нет. Надо испечь хлеб.

- А когда испечёшь. Можно есть?

- Мождно.

Подумал волк, подумал и говорит:

- Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба. Так. Видно, и обойдусь.

Достаньте звуковые пеналы и давай те составим звуковую схему слова «хлеб».

- Наши дети подготовили пословицы о хлебе:

Хлеба ни куска - и в доме тоска.

Хлеб - батюшка, водица - матушка.

Хлеб всегда хорош, и у нас и за морем.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Плох обед. Коли хлеба нет.

Не трудиться - хлеба не добиться

2. Игра «Кто больше подберёт слов на букву Х».

3.Рассказ тётушки Совы

4. Знакомство с буквой

Учитель:

- Звуки [х] и [х'] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной

- На что похожа буква Ха?

на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку

Раз - листочки поднимаем,

Два - листочки загибаем,

Три - еще разок свернем,

На четыре - развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив - назови!

- На что похожа буква?

- Конструируйте в парах (1в. - большую, 2в. - маленькую)

- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? После какой знакомой буквой она стоит? (Ф)

Оцените свои успехи.

Я знаю букву Х

5. Чтение слогов с буквой х.

Какую задачу выполняли?

Оцените свои успехи.

Я умею слышать и отличать звуки[ х], [х'] от других.

Чтение в Азбуке скороговорок о хлебе.

Стихотворения «Хлеб» С.Погореловского с. 42

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Небольшой хлеб ... (хлебец)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Чтение текста Азбуки с.39 :

  • Подбор заголовка.

  • Работа по содержанию текста:

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

Физминутка.

Волшебное превращение.

  • Мы - зернышки. (Присели)

  • Мы - колоски (поднялись, руки вверх, потянулись).

  • Скосили колоски (ладошки сложили, косим пшеницу).

  • Обмололи зернышки (посыпались зернышки, пальчиками постучали по столу).

  • Помололи зернышки в муку (ладошки потерли).

  • Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки).

  • Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся,увеличиваемся, руки в стороны).

-Вот какой каравай получился

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу?

Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори!

Бросил хлеб - обидел свет.

Бережно, с любовью,с уважением к людям, которые выращивают хлеб.

ІV. Итог урока . Рефлексия.

-Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Самооценка работы.

Оцените свою работу по критериям.

Я знаю букву Х и её звуки [х] ,[х']

Я умею… слышать и отличать новые звуки от других.

Я умею…читать слоги , слова и предложения с буквой х

- Спасибо за урок! Нарисуйте пальчиком у себя на ладошке букву Х, зажмите кулачок и запомните её.


© 2010-2022