Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Данный материал является конспектом урока по математике «Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента. Уникальность данного  урока  в том, что он адресован  обучающимся  вечерней (сменной) общеобразовательной школы - осужденным, отбывающих наказание в исправительной колонии.  Готовность обучающихся к усвоению математического материала, как правило, низкая, все обучающиеся имеют большой перерыв в обучении (до 16 лет, иногда  и более). У обучающихся слабые вычислитель...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 11 класс (вечерняя (сменная) общеобразовательная школа).

Форма организации обучения: урок.

Тема урока: Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.

Учитель: Юнусова Г.М.

Продолжительность урока: 45 минут.

Литература на уроке: 1).Учебник «Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл., общеобразоват.учреждений / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.]; под ред.А.Н.Колмогорова.-16-е изд.-М.:Просвещение,2007.-384 с.

2).Алгебра и начала анализа.10 класс. Юнусова Г.М.Рабочая тетрадь к учебнику Колмогорова А.Н.: В 2 ч.- Саратов: Лицей 2005.-ч.1.

Цель урока: совершенствовать умение находить по данному одному значению значения трех остальных тригонометрических функций одного и того же аргумента

Задачи урока:

-совершенствование навыка по нахождению значений тригонометрических функций одного и того же аргумента; совершенствовать умения применять знания основных формул тригонометрии при решении задач;

- развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи; навыков самостоятельной работы

- воспитание эстетических навыков при оформлении записей в тетради; воспитание уважения к себе; воспитание умения слушать других;

-формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

Оборудование урока: проектор, раздаточный материал (самостоятельная работа), классная доска, магнитная доска, перфокарты.

Ход урока:

Организационный этап.

-Первый русский ученые естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик и поэт М.В.Ломоносов сказал «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Подумайте над смыслом этих слов. Сегодня именно эти слова я предлагаю эпиграфом нашего урока. ( На доске запись: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».М.В.Ломоносов) Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке.?

-Сегодня мы продолжим работу по приведению нашего ума в порядок и повторим значения тригонометрических функций некоторых углов, продолжим работу по совершенствованию умения применять знание тригонометрических тождеств при решении задач; в ходе небольшой самостоятельной работы в конце урока проверим порядок нашего ума по данной теме. Некоторые обучающиеся, я думаю, в ходе урока смогут получить зачет по данной теме. Итак, тема урока «Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента»

(Запись даты проведения урока и темы урока в тетрадях)

  1. Актуализация опорных знаний(устно-письменная разминка)

1 ученик (работает на боковой доске). Следует восстановить тригонометрические формулы К каждой левой части подобрать правую:

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»tgx

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»= ctg x

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»1

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»1

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Индивидуальную работу получают 4 обучающихся :

По «Рабочей тетради к учебнику Колмогорова Алгебра и начала анализа 10 класс Часть 1» Г.М.Юнусовой (проверка выполненных заданий производится учителем в ходе урока)

  1. стр.5 №1

  2. стр.5 №2

  3. стр.9 вариант 1 №1

  4. стр.9 вариант 2 №2

Индивидуальную работу получает более подготовленный обучающийся (бланк ответов получает после выполнения задания).

Найдите значения выражений

а) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» (1)

б) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 3)

в) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ( 0)

Обучающиеся первого ряда получают задание на листочках :

Сравните:

а) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

б) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

в Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» и Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

г) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

д) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

е) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Обучающиеся второго ряда получают задание (задание на доске):

На тригонометрическом круге отметить точки, которые получаются при повороте точки P0 на указанный угол

AУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» EУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

-Внимательно посмотрите на буквы, полученные вами при повороте положительного направления оси от 00 до 3600. Какое слово получилось? (Аргумент) Назовите аргумент в выражениях (устно) sin 3400, сosУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента», tg(Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента», sin 2x.

Проверка расположения точек по готовому чертежу.

(дополнительное задание для обучающихся второго ряда )

-Назовите значение sin 1260 0, cos 1260 0,tg1260 0, ctg1260 0.

Проверка работы первого ряда:

- Назовите знаки, которые вы поставили.

-Почему в примере а) стоит знак «>»?

-Чем объяснить равенство во втором примере?

-Объясните постановку знаков в примерах д) и е).

Коллективная проверка верности тождеств на боковой доске.

-Для чего нам нужны тригонометрические тождества?



  1. Закрепление и расширение изученного материала

1. Устный счет (фронтально с записью на доске выделенных красным цветом):

а) Найдите значения выражений: Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» .

б) 1-0,25; 1-0,64; 1-Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»; 1-Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»; 1-Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»; 1-0,81; 1+Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

в) в какой четверти находится угол α, если известно π<α<Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»?

2. -Выполнение задания.

-Откройте учебник стр.11 №7(а).

-Что известно?

-Что требуется найти?

-Каков ваш план?

-В какой четверти мы работаем?

-Выберите формулу.

(один обучающийся работает на доске)

sin α=-0,8; π<α<Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ; Найти cos α, tg α, ctg α.

Решение. Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ,

cosα =1-0,64; cos α = 0,36 cosα=±0,6. Т.к. угол α - угол третьей четверти, то

cosα= -0,6. tgУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента». А cУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Ответ: cosα= -0,6; Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ; cУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

-Какие формулы позволяют вам из того, что Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ; сделать вывод о значении ctg α ?

3. (Устно) Определите а) чему равен Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» , если котангенс этого угла равен Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ? б) чему равен Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» , если тангенс этого угла равен 1; Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ?

4. Откройте «Рабочую тетрадь к учебнику Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа» 10 класс. Автор Юнусова Г.М.)» стр.14 №2 «Найдите cosα, ctgα, sinα, если Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

0<α<Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента». (выполняем с комментированием).

Решение: Т.к. Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» cУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»cos α=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»cos α=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

tgУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Отсюда sinα= cos α∙Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» sinα=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

Ответ: cos α=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ; cУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ; sinα=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

5. -Самостоятельно попробуйте решить стр.13 №1. «Найдите ctgα, sinα, Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» если

cos α=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» <α<Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

Ответ: cУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ; sinα=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»; Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ;

Проверка: верное решение в ходе комментирования проецируется на экран

6. -Рассмотрим еще один вид заданий, при выполнении которых необходимы знания основных формул тригонометрии. Задания такого типа (записано на доске) встречаются на ЕГЭ.

«Найдите Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» ».

-Каков ваш план действия?

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

- Какую формулу тригонометрии вы использовали?

-Обратите внимание, что нет необходимости отдельно вычислять cosα.

- В какой же связи находятся между собой синус и косинус одного и того же числа?

7. Устно работаем над заданием №5 (а,б) учебника: «Могут ли синус и косинус одного и того же числа быть равными соответственно:

а) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» б) 0,4 и 0,6?».

- А могут ли синус и косинус одного и того же числа быть равными соответственно:

а) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» б) 0 и 0 в) 0,6 и 0,8?

  1. Самостоятельная работа обучающихся с проверкой.

(Работа выполняется по вариантам с использованием перфокарт и записью пятизначного кода в тетрадь)

Первый вариант

1. Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» равен

1) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 2) -1 3) -Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

2. Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» тогда cУрок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

1) -Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 2) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 3) -Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

3. Сравните Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

1)Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

4. В каких четвертях косинус угла имеет отрицательный знак?

1) в первой и второй 2) во второй и третьей 3) в третьей и четвертой.

5. Если sin α= 0,6 и α -угол первой четверти, то его косинус равен:

1) -0,6 2) -0,8 3) 0,8

Второй вариант

1. Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» равен

1) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 2) -1 3) -Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

2. Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» тогда Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

1) Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 2)- Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» 3) -Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента».

3. Сравните Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

1)Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента» Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

4. В каких четвертях тангенс угла имеет положительный знак?

1) в первой и второй 2) в первой и третьей 3) в третьей и четвертой.

5. Если sin α = 0,8 и α -угол первой четверти, то его косинус равен:

1) -0,6 2) -0,8 3) 0,6

Проверка: 12123 -пятизначный код обоих вариантов. При верном ответе на 5 вопросов - вы получаете «5». На четыре вопроса «4». Если вы верно ответили меньше ч ем на три вопроса - это значит: вам надо еще раз уделить внимание на вопросы этого урока.

IV. Подведение итогов.

-Подведем итоги нашего урока:

-Над какой темой мы работали?

-Задание на дом: 1. Учебник «Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл., общеобразоват.учреждений / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.]; под ред.А.Н.Колмогорова повторить формулы тригонометрии параграф 1 пункт 1;

2.В «Рабочей тетради к учебнику Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа» 10 класс. Автор Юнусова Г.М.)» стр.11 №2; по желанию №1(в).

-Вспомните эпиграф урока.

- Ответьте себе на вопрос: « Верно ли высказывание М.В.Ломоносова о математике?»

- Для чего служат формулы тригонометрии?

- Упростите (устно) sinα∙ cosα∙ tgα = Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»

Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»=Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»)

Оценивание работ обучающихся. Выставить отметки за урок с комментариями, отметив при этом тех, кто на этом уроке получил «зачет» по данной теме (кто работал на уроке отлично), поблагодарить обучающихся за урок и объявить окончание урока.



© 2010-2022