- Преподавателю
- Математика
- Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»
Урок «Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юнусова Г.М. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Класс: 11 класс (вечерняя (сменная) общеобразовательная школа).
Форма организации обучения: урок.
Тема урока: Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента.
Учитель: Юнусова Г.М.
Продолжительность урока: 45 минут.
Литература на уроке: 1).Учебник «Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл., общеобразоват.учреждений / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.]; под ред.А.Н.Колмогорова.-16-е изд.-М.:Просвещение,2007.-384 с.
2).Алгебра и начала анализа.10 класс. Юнусова Г.М.Рабочая тетрадь к учебнику Колмогорова А.Н.: В 2 ч.- Саратов: Лицей 2005.-ч.1.
Цель урока: совершенствовать умение находить по данному одному значению значения трех остальных тригонометрических функций одного и того же аргумента
Задачи урока:
-совершенствование навыка по нахождению значений тригонометрических функций одного и того же аргумента; совершенствовать умения применять знания основных формул тригонометрии при решении задач;
- развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных способностей; формирование математической речи; навыков самостоятельной работы
- воспитание эстетических навыков при оформлении записей в тетради; воспитание уважения к себе; воспитание умения слушать других;
-формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций
Оборудование урока: проектор, раздаточный материал (самостоятельная работа), классная доска, магнитная доска, перфокарты.
Ход урока:
Организационный этап.
-Первый русский ученые естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик и поэт М.В.Ломоносов сказал «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Подумайте над смыслом этих слов. Сегодня именно эти слова я предлагаю эпиграфом нашего урока. ( На доске запись: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».М.В.Ломоносов) Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке.?
-Сегодня мы продолжим работу по приведению нашего ума в порядок и повторим значения тригонометрических функций некоторых углов, продолжим работу по совершенствованию умения применять знание тригонометрических тождеств при решении задач; в ходе небольшой самостоятельной работы в конце урока проверим порядок нашего ума по данной теме. Некоторые обучающиеся, я думаю, в ходе урока смогут получить зачет по данной теме. Итак, тема урока «Зависимость между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента»
(Запись даты проведения урока и темы урока в тетрадях)
-
Актуализация опорных знаний(устно-письменная разминка)
1 ученик (работает на боковой доске). Следует восстановить тригонометрические формулы К каждой левой части подобрать правую:
tgx
= ctg x
1
1
Индивидуальную работу получают 4 обучающихся :
По «Рабочей тетради к учебнику Колмогорова Алгебра и начала анализа 10 класс Часть 1» Г.М.Юнусовой (проверка выполненных заданий производится учителем в ходе урока)
-
стр.5 №1
-
стр.5 №2
-
стр.9 вариант 1 №1
-
стр.9 вариант 2 №2
Индивидуальную работу получает более подготовленный обучающийся (бланк ответов получает после выполнения задания).
Найдите значения выражений
а) (1)
б) 3)
в) ( 0)
Обучающиеся первого ряда получают задание на листочках :
Сравните:
а)
б)
в и
г)
д)
е)
Обучающиеся второго ряда получают задание (задание на доске):
На тригонометрическом круге отметить точки, которые получаются при повороте точки P0 на указанный угол
A E
-Внимательно посмотрите на буквы, полученные вами при повороте положительного направления оси от 00 до 3600. Какое слово получилось? (Аргумент) Назовите аргумент в выражениях (устно) sin 3400, сos, tg(, sin 2x.
Проверка расположения точек по готовому чертежу.
(дополнительное задание для обучающихся второго ряда )
-Назовите значение sin 1260 0, cos 1260 0,tg1260 0, ctg1260 0.
Проверка работы первого ряда:
- Назовите знаки, которые вы поставили.
-Почему в примере а) стоит знак «>»?
-Чем объяснить равенство во втором примере?
-Объясните постановку знаков в примерах д) и е).
Коллективная проверка верности тождеств на боковой доске.
-Для чего нам нужны тригонометрические тождества?
-
Закрепление и расширение изученного материала
1. Устный счет (фронтально с записью на доске выделенных красным цветом):
а) Найдите значения выражений: .
б) 1-0,25; 1-0,64; 1-; 1-; 1-; 1-0,81; 1+.
в) в какой четверти находится угол α, если известно π<α<?
2. -Выполнение задания.
-Откройте учебник стр.11 №7(а).
-Что известно?
-Что требуется найти?
-Каков ваш план?
-В какой четверти мы работаем?
-Выберите формулу.
(один обучающийся работает на доске)
sin α=-0,8; π<α< ; Найти cos α, tg α, ctg α.
Решение. ,
cosα =1-0,64; cos α = 0,36 cosα=±0,6. Т.к. угол α - угол третьей четверти, то
cosα= -0,6. tg. А c
Ответ: cosα= -0,6; ; c
-Какие формулы позволяют вам из того, что ; сделать вывод о значении ctg α ?
3. (Устно) Определите а) чему равен , если котангенс этого угла равен ? б) чему равен , если тангенс этого угла равен 1; ?
4. Откройте «Рабочую тетрадь к учебнику Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа» 10 класс. Автор Юнусова Г.М.)» стр.14 №2 «Найдите cosα, ctgα, sinα, если
0<α<. (выполняем с комментированием).
Решение: Т.к. c
cos α=cos α=.
tg Отсюда sinα= cos α∙ sinα==.
Ответ: cos α= ; c ; sinα=.
5. -Самостоятельно попробуйте решить стр.13 №1. «Найдите ctgα, sinα, если
cos α= <α<.
Ответ: c ; sinα=; ;
Проверка: верное решение в ходе комментирования проецируется на экран
6. -Рассмотрим еще один вид заданий, при выполнении которых необходимы знания основных формул тригонометрии. Задания такого типа (записано на доске) встречаются на ЕГЭ.
«Найдите ».
-Каков ваш план действия?
=
- Какую формулу тригонометрии вы использовали?
-Обратите внимание, что нет необходимости отдельно вычислять cosα.
- В какой же связи находятся между собой синус и косинус одного и того же числа?
7. Устно работаем над заданием №5 (а,б) учебника: «Могут ли синус и косинус одного и того же числа быть равными соответственно:
а) б) 0,4 и 0,6?».
- А могут ли синус и косинус одного и того же числа быть равными соответственно:
а) б) 0 и 0 в) 0,6 и 0,8?
-
Самостоятельная работа обучающихся с проверкой.
(Работа выполняется по вариантам с использованием перфокарт и записью пятизначного кода в тетрадь)
Первый вариант
1. равен
1) 2) -1 3) -.
2. тогда c
1) - 2) 3) -.
3. Сравните
1).
4. В каких четвертях косинус угла имеет отрицательный знак?
1) в первой и второй 2) во второй и третьей 3) в третьей и четвертой.
5. Если sin α= 0,6 и α -угол первой четверти, то его косинус равен:
1) -0,6 2) -0,8 3) 0,8
Второй вариант
1. равен
1) 2) -1 3) -.
2. тогда
1) 2)- 3) -.
3. Сравните
1)
4. В каких четвертях тангенс угла имеет положительный знак?
1) в первой и второй 2) в первой и третьей 3) в третьей и четвертой.
5. Если sin α = 0,8 и α -угол первой четверти, то его косинус равен:
1) -0,6 2) -0,8 3) 0,6
Проверка: 12123 -пятизначный код обоих вариантов. При верном ответе на 5 вопросов - вы получаете «5». На четыре вопроса «4». Если вы верно ответили меньше ч ем на три вопроса - это значит: вам надо еще раз уделить внимание на вопросы этого урока.
IV. Подведение итогов.
-Подведем итоги нашего урока:
-Над какой темой мы работали?
-Задание на дом: 1. Учебник «Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл., общеобразоват.учреждений / [А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.]; под ред.А.Н.Колмогорова повторить формулы тригонометрии параграф 1 пункт 1;
2.В «Рабочей тетради к учебнику Колмогорова А.Н. «Алгебра и начала анализа» 10 класс. Автор Юнусова Г.М.)» стр.11 №2; по желанию №1(в).
-Вспомните эпиграф урока.
- Ответьте себе на вопрос: « Верно ли высказывание М.В.Ломоносова о математике?»
- Для чего служат формулы тригонометрии?
- Упростите (устно) sinα∙ cosα∙ tgα =
=)
Оценивание работ обучающихся. Выставить отметки за урок с комментариями, отметив при этом тех, кто на этом уроке получил «зачет» по данной теме (кто работал на уроке отлично), поблагодарить обучающихся за урок и объявить окончание урока.