Элективный курс по математике для 9 класса Калейдоскоп текстовых задач

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по математике

«Калейдоскоп текстовых задач» для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Всего 17 часов.

Пояснительная записка

Стратегия модернизации содержания общего образования России одним из направлений обновления образования называет «компетентностный подход».

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.

Переход старшей школы на профильное обучение требует организовать предпрофильную подготовку учащихся основной школы «с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей». Для этого в 9 классе подросток должен испытать свои силы в различных сферах доступной ему деятельности. Этот предметный курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.

Научить решать текстовые задачи - значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение - как объект математического моделирования. Решение текстовых задач способствует на базе расширения их спектра составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта подростка. Умение производить процентные расчёты в настоящее время становится необходимым в силу неоднозначности в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения математических знаний. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономичному профилю. Учебный материал курса будет способствовать успешному похождению аттестации учащихся за курс основной школы.

Курс рассчитан на 17 часов аудиторного времени. Включённый в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников.

Формы занятий:

Занятия проводятся в форме:

- обзорных лекций с разбором ключевых задач, презентаций;

- тематических зачётов, тестов, аукционов, защита творческих работ;

- практикумов по решению задач, тестирований;

- проектных работ: памяток, опорных сигналов.

Технологии:

- интегральная;

- блочно-модульная

- компьютерная;

- игровая;

- проектная;

- личностно-ориентированная.

Цель курса:

  • определение уровня готовности учащихся к дальнейшему профильному обучению в школе;

  • формирование понимания необходимости усвоения спектра текстовых задач, показав широту применения расчётов в реальной жизни;

  • развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;

  • воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • осуществление интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения, для решения практических проблем.

Задачи курса:

  • развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),

  • познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;

  • привить учащимся основы экономической грамотности;

  • создать условия, способствующие самоопределению учащихся;

  • развивать ключевых компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • помочь ученикам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • формировать способности принимать адекватное решение в выборе дальнейшего направления своего образования, своей профессиональной деятельности.

Требования к подготовке учащихся по результатам изучения элективного курса:

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

знать:

- основные методы и приёмы решения текстовой задачи;

- классифицировать текстовые задачи и основные методы их решения;

- особенности их решения;

- знать применение текстовых задач в жизни, решать задачи на движение, работу, процентные расчёты, смеси и сплавы;

уметь:

- определять тип текстовой задачи;

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;

- производить прикидку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии;

- использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

Ожидаемые результаты

После изучения курса учащиеся смогут:

  • определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы;

  • самостоятельно производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.

  • применять математический аппарат к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства;

  • ориентировать учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономичному профилю;

  • создать собственный интеллектуальный продукт в виде буклетов, тестов, презентаций, математических моделей;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

Учебный план


Тема

Количество

часов

Контроль

Введение.

1

Аукцион

Текстовые задачи и техника решения ключевых задач

1

Задачи на движение

3

Тест

Задачи на работу

4

Мини-проекты

Задачи на процентные расчёты

4

Сообщения учащихся

Задачи на сплавы и смеси

3

Изготовление буклета

Итоговое занятие

1

Турнир, анкетирование

Итого

17

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы

организации занятий

Формы контроля

I

Введение. Аукцион «Что я знаю о текстовых задачах»

1

Аукцион

Участие в аукционе

II

Текстовые задачи и техника решения ключевых задач

1

Обзорная лекция

Обсуждение проекта памятки по ключевым задачам

III

Задачи на движение

1) Задачи без дополнительных воздействий на движущие объекты (один с разными скоростями, два навстречу, выходят одновременно, разное время выхода)

2) Задачи с дополнительным воздействием на движущие объекты (два и более в одном направлении, выходят одновременно)

3) Задачи с дополнительным воздействием на движущие объекты ( разное время выхода,

выход в противоположных направлениях)

1

1

1


Тренинг



Тест




Обсуждение

Мини-проекты разработанных памяток ключевых задач на движение

IV

1) Задачи на работу

2) Задачи с использованием понятий план-факт, разбор случая работы одного объекта в разное время работы

3) Задачи с использованием работы одного объекта с разной производительностью

4) Задачи с использованием работы нескольких объектов с разной производительностью

1

1

1

1

Лекция с презентацией


Практикум


Создание математических моделей задач



Сообщения

по самостоятельно

найденным в электронной библиотеке ключевым задачам на работу

V

Задачи на процентные расчёты

1) Проценты в прошлом и в настоящем.

Процентные расчёты в жизненных ситуациях

2) Задачи на распродажи, тарифы и штрафы

3) Задачи с биржевыми операциями

4) «Проценты в современном мире»

1

1

1

1

Лекция

Работа в сети Интернет

Семинар - круглый стол

Деловая игра


Итоги выхода в Интернет

Изготовление буклета «Мы ведём расчёты»

VI

Задачи на сплавы и смеси

1) Задачи на процентное содержание вещества (на растворы, на сплавы)

2) Задачи на концентрацию веществ (на влажность, на пробу)

3) Задачи на смешение нескольких растворов, сплавов (на смеси)

1

1

1


Совместное занятие математика-химия


Исследование математических моделей задач на смеси


Изготовление буклета, создание веб-сайта

VII

Итоговое занятие

Решение задач по всем темам курса

1

Турнир

Подведение итогов участия в турнире

Итого:

17


Содержание программы.


  1. Введение. 1 час

Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой, требованиями, предъявляемыми к участникам курса. Диагностика «Что я знаю о текстовых задачах».

  1. Текстовые задачи и техника решения ключевых задач. 1 час

Арифметический метод. Алгебраический метод (решение задач с помощью уравнений, систем уравнений). Комбинированный метод (включение в алгебраический метод арифметических способов решения). Этапы решения текстовой задачи. Чертёж в текстовой задачи и его значение для построения математической модели.

  1. Задачи на движение. 3 часа.

Задачи без дополнительных воздействий на движущие объекты (один с разными скоростями, два навстречу, выходят одновременно, разное время выхода). Задачи с использованием работы одного объекта с разной производительностью. Задачи с использованием работы нескольких объектов с разной производительностью

  1. Задачи на работу. 4 часа

Классификация задач на работу. Задачи с использованием понятий план-факт, разбор случая работы одного объекта в разное время работы. Задачи с использованием работы одного объекта с разной производительностью.

Задачи с использованием работы нескольких объектов с разной производительностью

  1. Задачи на процентные расчёты. 4 часа.

Проценты в прошлом и в настоящем. Процентные расчёты в жизненных ситуациях. Задачи на распродажи, тарифы и штрафы. Задачи с биржевыми операциями. Проценты в современном мире.

  1. Задачи на сплавы и смеси. 3 часа.

Задачи на процентное содержание вещества (на растворы, на сплавы). Задачи на концентрацию веществ (на влажность, на пробу). Задачи на смешение нескольких растворов, сплавов (на смеси).

  1. Итоговое занятие. 1 час.

Турнир Решение задач по всем темам курса

8. Контроль уровня обученности:

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом элективного курса и выполняет воспитательную и корректирующую функции. Контроль ведётся в различных нестандартных формах.

Целью контроля яв­ляется проверка усвоения учащимися основного ма­териала изученной темы (модуля). При этом результаты проверки позволяют зафиксировать не только достижение или не достижение учащимися уровня обязательной подготовки, но также достижение по­вышенного уровня обученности. Проверя­ются следующие умения: понимать условие задачи, владеть соответствующей терминологией и символи­кой, работать с самостоятельно найденным в электронной библиотеке учебным материалом, понимать цели и задачи курса.

Литература

1. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 класс. Авторы-составители В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. Издательство «Учитель»

2. Начала финансовой математики. Башарин Г.П.-М,; Математика (Прилож. к газете «1 сентября»). -№27.-1995.

3. Симонов А.С. Сложные проценты // Математика в школе. - 1998. - №5

4. Математика. Учебники для 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учебных заведений.

/Под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. Москва. Дрофа, 1995, 1997, 1999, 2000./

5. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгеб­ре за курс основной школы. 9 класс/Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимо­вич, Б. П. Пигарев, С. Б. Суворова. - М.: Дрофа, 1996-1999.

6. Программы по математике для общеобразовательных учреждений 2001 год.

7. Канашева Н.А. О решении задач на проценты // Математика в школе .- №5. -1995. - стр.24

8. Шевкин А.В. Текстовые задачи. - М.; Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997. - 60 с.

9. Сборник элективных курсов. Математика 8-9 класс. Автор-составитель Козина М. Е. Издательство «Учитель»

10. Элективный курс. Текстовые задачи: сложности и пути их решения. Алгебра 9 класс./Составитель Г.И. Григорьева.- Волгоград; ИТД «Корифей». -112с.

11. Учебно-методическая газета «Математика» №14 2007года.Н.Борисова, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

«Текстовые задачи».

12. Организация профильного обучения в средней школе: нормативы, планирование, рекомендации /составитель Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, -2007. -121с.

13. Практикум по решению текстовых задач. Пособие для учащихся. / Авт.- сост. Т.И. Антонова, Т.Г. Плотникова. - Хабаровск: ХКИППК, 2002. -96с.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»




Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №11

_______В.В. Тепляшина _______ Л.Ю.Кобзак ______ Т.В.Нестерова

Протокол № 1 Приказ №___

от «__»_____ 2015г от «__»______2015г. От «__» _______2015г.



Рабочая программа


элективный курс в рамках предпрофильной подготовки

«Калейдоскоп текстовых задач»




Образовательная область: математика

Дисциплина: математика

Класс: 9 А,В



Программа разработана

Тепляшиной Викторией Викторовной

учителем математики

высшей квалификационной категории





2015-2016 учебный год

г. Биробиджан


© 2010-2022