Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Учебное пособие «Иррациональные уравнения» предназначено для преподавателей и студентов, для оказания помощи при изучении нового материала. В пособие входит одна из основных тем программы 9-летнего образования. Наряду с изучением теоретического материала, уделяется большое внимание решению типовых задач и упражнений. Приведены примеры с решениями,  иллюстрирующие теорию и используемые  для закрепления и контроля знаний. Каждое задание посвящено конкретной теме учебной программы. Они расположены ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения





Пояснительная записка


Данное учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС по специальности СПО «Сестринское дело»


Учебное пособие «Иррациональные уравнения» предназначено для преподавателей и студентов, для оказания помощи при изучении нового материала. В пособие входит одна из основных тем программы 9-летнего образования. Наряду с изучением теоретического материала, уделяется большое внимание решению типовых задач и упражнений Приведены примеры с решениями, иллюстрирующие теорию и используемые для закрепления и контроля знаний. Каждое задание посвящено конкретной теме учебной программы. Они расположены в порядке нарастания сложности. Ко всем задачам и примерам даются эталоны ответов. Данное пособие позволяет оценить уровень подготовки студентов и провести работу по ликвидации пробелов в знаниях. Оно может быть использовано и на внеаудиторных занятиях. При составлении пособия использованы действующие учебники, задачники, дидактические материалы и методические рекомендации специалистов. В пособии использована привычная терминология.

В ходе изучения темы формируются общие компетенции: ОК1, ОК2, ОК5.




Тема «Иррациональные уравнения»


Обоснование темы занятия:

Тема «Иррациональные уравнения» является одной из основных тем предложенных для рассмотрения в разделе «Показательные и логарифмические функции» курса математики на 1 курсе. Данная тема является связующим звеном между школьным курсом раздела «Уравнения» и ее дальнейшим изучением. Полученные знания также помогут при изучении таких дисциплин, как геометрия, физика и химия. В пособии сохранена привычная для студентов терминология, принятая в школьных учебниках

Цель занятия:

Сформировать теоретические знания и умения решать иррациональные уравнения

Задачи:

1. Учебная:

- Повторить теоретический материал по теме «Решение уравнений»;

- Разобрать основные способы решения иррациональных уравнений;

- Научить применять полученные знания при решении иррациональных уравнений;

- Закрепить изученное в ходе выполнения упражнений.

2. Воспитательная:

- Воспитывать аккуратность, четкость, последовательность, умение слушать.

3. Развивающая

-Развивать логическое мышление, трудолюбие, отрабатывать вычислительные навыки, добиваться четкого выполнения алгоритма решения упражнений


Компетенции и их оценка:

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные промежуточные

показатели оценки результатов

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные итоговые показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

4

5

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Планирование профессиональной карьеры.

Нахождение и выделение профессионально значимых компонентов в изучаемом материале.

Умения:

Производить действия с иррац.

выражениями.

Знания:

Знать формулы сокращенного умножения и действия с корнями.

Определение сферы применения полученных знаний в других дисциплинах.

Тестовые задания.

Проверочная

работа.

(приложение 2)



ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Выделение главного и существенного при решении задач.

Нахождение эффективного решения.

Обоснование способа и метода решения


Умения:

Уметь выделить

область определения и необходимые формулы.

Знания:

Знать правила применения формул

Организация

самостоятельной работы вне аудитории.

Тестовые задания.

Проверочная работа.

(приложение 2)

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности



Планирование и проектирование учебной деятельности

Умения:

Уметь работать с учебником, справочниками

и ПК.

Знания:

Знать основные способы и методы решения задач



Своевременное выполнение домашних заданий

Фронтальный опрос у доски.

(приложение 1)

Домашнее задание.

(приложение 3)









Межпредметные связи:



Математика

Решение уравнений

Физика

Химия

Геометрия




















тригонометрияВнутрипредметные связи:

Простейшие тригонометрические уравнения

Решение уравнений

Показательная

функция

Логарифмы

Производные

Интегралы

Геометрия


























Теоретическая часть

Иррациональные уравнения

Уравнения в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными. Таково, например, уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности замены (с помощью некоторых преобразований) иррационального уравнения рациональным уравнением, которое либо эквивалентно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Чаще всего обе части уравнения возводят в одну и ту же степень. При этом получается уравнение, являющееся следствием исходного.

При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:

1) если показатель корня - четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (определение корня с четным показателем степени);

2) если показатель корня - нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.

Пример 1. Решить уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Решение.

Возведем обе части уравнения в квадрат.
x2 - 3 = 1;
Перенесем -3 из левой части уравнения в правую и выполним приведение подобных слагаемых.
x2 = 4;
Полученное неполное квадратное уравнение имеет два корня -2 и 2.

Произведем проверку полученных корней, для этого произведем подстановку значений переменной x в исходное уравнение.
Проверка.
При x1 = -2 Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения - истинно:
При x2 = -2 Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения - истинно.
Отсюда следует, что исходное иррациональное уравнение имеет два корня -2 и 2.



Пример 2. Решить уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения.

Это уравнение можно решить по такой же методике как и в первом примере, но мы поступим иначе.

Найдем ОДЗ данного уравнения. Из определения квадратного корня следует, что в данном уравнении одновременно должны выполнятся два условия:

а) x - 9 Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения0;

x Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения 9;

б) 1 - x Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения 0;

-x Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения-1 ;

x Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения 1.

ОДЗ данного уранения: xМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения .

Ответ: корней нет.


Пример 3. Решить уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения + 2Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения.

Решение.

Нахождение ОДЗ в этом уравнении представляет собой достаточно трудную задачу. Возведем обе части уравнения в квадрат:
x3 +4x - 1 - 8Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = x3 - 1 + 4Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения + 4;
Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения =0;
x1=1; x2=0.
Произведя проверку устанавливаем, что x2=0 лишний корень.
Ответ: x1=1.

Пример 4. Решить уравнение x = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения.

Решение.

В этом примере ОДЗ найти легко. ОДЗ этого уравнения: xМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения[-1; Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения).

Возведем обе части этого уравнения в квадрат, в результате получим уравнение x2= x + 1. Корни этого уравнения:

x1 = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

x2 = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Произвести проверку найденных корней трудно. Но, несмотря на то, что оба корня принадлежат ОДЗ утверждать, что оба корня являются корнями исходного уравнения нельзя. Это приведет к ошибке. В данном случае иррациональное уравнение равносильно совокупности двух неравенств и одного уравнения:

x + 1 Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения 0 и x Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения0 и x2 = x + 1, из которой следует, что отрицательный корень для иррационального уравнения является посторонним и его нужно отбросить.

Ответ: Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Пример 5 . Решить уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения + Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 7.

Решение.

Возведем обе части уравнения в квадрат и выполним приведение подобных членов, перенес слагаемых из одной части равенства в другую и умножение обеих частей на 0,5. В результате мы получим уравнение
Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 12, (*) являющееся следствием исходного. Снова возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение (х + 5)(20 - х) = 144, являющееся следствием исходного. Полученное уравнение приводится к виду x2 - 15x + 44 =0.

Это уравнение (также являющееся следствием исходного) имеет корни x1 = 4, х2= 11. Оба корня, как показывает проверка, удовлетворяют исходному уравнению.

Отв. х1 = 4, х2= 11.

Замечание. При возведении уравнений в квадрат учащиеся нередко в уравнениях типа (*) производят перемножение подкоренных выражений, т. е. вместо уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 12, пишут уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 12. Это не приводит к ошибкам, поскольку уравнения являются следствиями уравнений. Следует, однако, иметь в виду, что в общем случае такое перемножение подкоренных выражений дает неравносильные уравнения.

В рассмотренных выше примерах можно было сначала перенести один из радикалов в правую часть уравнения. Тогда в левой части уравнения останется один радикал и после возведения обеих частей уравнения в квадрат в левой части уравнения получится рациональная функция. Такой прием (уединение радикала) довольно часто применяется при решении иррациональных уравнений.

Пример 6. Решить уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения - Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 3.

Решение.

Уединив первый радикал, получаем уравнение
Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения + 3, равносильное исходному.

Возводя обе части этого уравнения в квадрат, получаем уравнение

x2 + 5x + 2 = x2 - 3x + 3 + 6Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения, равносильное уравнению

4x - 5 = 3Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения (*). Это уравнение является следствием исходного уравнения. Возводя обе части уравнения в квадрат, приходим к уравнению
16x2 - 40x + 25 = 9(x2 - Зх + 3), или

7x2 - 13x - 2 = 0.

Это уравнение является следствием уравнения (*) (а значит, и исходного уравнения) и имеет корни. Первый корень x1 = 2 удовлетворяет исходному уравнению, а второй x2 = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения - не удовлетворяет.

Ответ: x = 2.

Заметим, что если бы мы сразу, не уединив один из радикалов, возводили обе части исходного уравнения в квадрат нам бы пришлось выполнить довольно громозкие преобразования.

При решении иррациональных уравнений, кроме уединения радикалов используют и другие методы. Рассмотрим пример использования метода замены неизвестного (метод введения вспомогательной переменной).

Пример 7. Решить уравнение 2x2 - 6x + Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения + 2 = 0.

Решение.

Введем вспомогательную переменную. Пусть y = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения, где y Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения 0, тогда получим уравнение 2y2 + y - 10 = 0;
y1 = 2; y2 = - Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения. Второй корень не удовлетворяет условию y Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения 0.
Возвращаемся к x:
Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 2;
x2 - 3x + 6 = 4;
x2 -3x + 2 = 0;
x1 = 1; x2 = 2. Проверкой устанавливаем, что оба корня являются корнями иисходного уравнения.
Ответ: x1 = 1; x2 = 2.

Пример 8. Решить уравнение Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения + Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Решение.

Положим Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = t, Тогда уравнение примет вид t + Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения откуда получаем следствие: 2t2 - 5t + 2 = 0 Решая это квадратное уравнение, находим два корня: t1 = 2 t2 = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения. Задача сводится теперь к решению следующих двух уравнений:


Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = 2, (*) Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения (**)

Возводя обе части уравнения (*) в куб, получаем 12 - 2x = 8x - 8; x1 = 2.

Аналогично, решив (**), находим x2 = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения.

Оба найденных корня удовлетворяют исходному уравнению, так как в процессе решения мы использовали (кроме замены неизвестного) только преобразование вида [f(x) = g(x)] Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения [fn(x) = gn(x)], а при таком преобразовании, как было отмечено выше, получается равносильное уравнение.

Ответ: х1 = 2, x2 = Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения.


Приложение 1.

Примеры решения иррациональныхуравнений:

417 -420(б) «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.» под редакцией Колмогорова А.Н.

417(б)

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияО.Д.З. Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения=8

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения=36

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Ответ: Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

418(б)


Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияО.Д.З. Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияне удовл.

Ответ: Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

419(б)

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияПроверка:

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения-истинно

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Ответ: Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения




420(б)

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияО.Д.З. Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения=0

Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияМетодическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Ответ:Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Приложение 2


Варианты самостоятельной работы.


Вариант 1

Ответы


Решить уравнения:

А). №417(а)


Б). №418(а)


В). №419(а)


Г). №420(а)




А).Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Б). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияне удовл.


В). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Г). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Вариант 2

Ответы


Решить уравнения:

А). №417(в)


Б). №418(в)


В). №419(в)


Г). №420(в)




А). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Б). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияне удовл.


В).Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Г). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Вариант 3

Ответы


Решить уравнения:

А). №417(г)


Б). №418(г)


В). №419(г)


Г). №420(г)




А). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Б). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравненияне удовл.


В). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения


Г). Методическая разработка занятия Иррациональные уравнения

Критерий оценок: «5» - 4 примера решены правильно,

«4» - 3 примера решены правильно,

«3» - 2примера решены правильно,

«2» - 1(0) примеров решены правильно.


Приложение 3


Домашнее задание

1. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.» под редакцией Колмогорова А.Н.

Москва «Просвещение» - 2000 г.

п.33 Иррациональные уравнения, стр 206

Упражнения №422(а, б). стр.209

Литература.


Для преподавателей:


1. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.»

под редакцией Колмогорова А.Н.

Москва «Просвещение» - 2000 г.

2. «Математика. Контрольные и проверочные работы 10-11 кл.» Н.В. Богомолов

АСТ «Астрель» Москва 2002 г.

3. « Сборник вопросов и задач по математике для поступающих в техникумы»

Л.А.Кондратьева, В.С.Соломонник . Москва «Высшая школа» 1983 г.

4. «Математика», пособие для поступающих в техникумы. В.А.Гусев.

Москва «Высшая школа» 1983 г.


Для студентов:

- основная

1. «Алгебра и начала анализа 10 - 11 кл.»

под редакцией Колмогорова А.Н.

Москва «Просвещение» - 2000 г.

- дополнительная

2. «Математика», пособие для поступающих в техникумы. В.А.Гусев.

Москва «Высшая школа» 1983 г.
















Оглавление:

  1. Пояснительная записка 2

  2. Обоснование темы занятия 3

  3. Компетенции и их оценка 4

  4. Межпредметные связи 5

  5. Внутрипредметные связи 5

  6. Теоретическая часть 6

  7. Примеры решения иррациональных

уравнений (приложение 1) 10

  1. Варианты самостоятельной работы (приложение 2) 11

  2. Домашнее задание (приложение3) 11

  3. Литература 12











































13


© 2010-2022