Обучаем устному счёту

Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике или химии нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой и другими точными науками. Формированию навыков устного и рационального счёта я и уделяю основное внимание в своей работе.Опыт показывает, что ещё большое количество учащихся не владеют да...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование вычислительных навыков учащихся

Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике или химии нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой и другими точными науками. Формированию навыков устного и рационального счёта я и уделяю основное внимание в своей работе.

Опыт показывает, что ещё большое количество учащихся не владеют данными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях.

Чтобы сформировать вычислительные навыки учащихся, ни в коей мере нельзя умалять значение устных вычислений и дидактических игр, способствующих развитию быстрого, правильного и рационального счёта.

На этапе формирования навыков устного счёта готовятся серии таблиц следующих видов.

1. Таблицы для отработки отдельного навыка в определённом классе.

2. Сводные таблицы для отработки нескольких навыков при обобщающем повторении.

Данные таблицы размножаются и выдаются на руки каждому ученику. Такой же комплект имеется в каждом классе и у учителя.

Предлагаю в качестве примера таблицу для устного счёта, помогающую проверить вычислительные навыки со всеми действиями. С таблицами учащиеся могут работать и дома. Контролировать можно и количество примеров, решённых в единицу времени, и время выполнения определённого количества примеров. Итоговые оценки могут выставляться в журнал или сводную ведомость класса, критерии оценок зависят от характеристики класса и времени работы с таблицей.

Устный счёт.

1

2

3

4

5

6

7

1

3 +4

3 +5

3 + 6

3 + 7

3 + 8

3 + 9

3 + 10

2

33 : 3

30 : 3

27 : 3

24 :3

21 : 3

18 :3

15 :3

3

20 - 3

10 - 3

18 - 3

17 - 3

16 - 3

15 - 3

14 - 3

4

3 ∙ 4

3 ∙ 5

3 ∙ 7

3 ∙ 6

3 ∙ 8

3 ∙ 10

3 ∙ 13

5

39 : 3

42 : 3

45 : 3

48 :3

51 : 3

54 : 3

57 : 3

6

3 ∙ 11

3 ∙ 12

3∙ 31

3 ∙ 14

3 ∙ 15

3 ∙ 16

3 ∙ 17

7

3 + 18

3 + 19

3 + 20

3 + 21

3 + 22

3 + 27

3 + 29

8

60 : 3

63 : 3

66 :3

90 : 3

69 : 3

93 : 3

96 : 3

9

30 - 3

31 - 3

32 - 3

41 - 3

42 - 3

42 - 3

43 - 3

10

3 ∙ 20

3 ∙ 22

3 ∙ 23

3 ∙ 30

3 ∙ 31

3 ∙ 33

3 ∙ 41

11

44 : 4

40 : 4

36 : 4

32 : 4

28 : 4

24 : 4

20 : 4

12

20 - 4

19 - 4

18 - 4

17 - 4

16 - 4

15 - 4

14 - 4

13

4 ∙ 4

4 ∙ 5

4 ∙ 6

4 ∙ 7

4 ∙ 8

4 ∙ 9

4 ∙ 10

14

4 + 12

4 + 13

4 + 14

4 + 15

4 + 16

4 + 17

4 + 19

15

16 - 4

16 : 4

48 : 4

52 :4

56 : 4

60 : 4

64 : 4

16

4 ∙ 11

4 ∙ 12

4 ∙ 13

4 ∙ 14

4 ∙ 15

4 ∙ 16

4 ∙ 17

17

4 + 19

4 + 22

4 + 27

4 + 29

4 + 31

4 + 37

4 + 38

18

80 : 4

84 : 4

88 : 4

100 : 4

244 : 4

284 : 4

400 : 4

19

33 - 4

32 - 4

31 - 4

88 - 4

87 - 4

86 - 4

85 - 4

20

4 ∙ 20

4 ∙ 21

4 ∙ 22

4 ∙ 30

4 ∙ 31

4 ∙ 40

4 ∙ 50

21

55 : 5

50 : 5

45 : 5

40 : 5

35 : 5

60 : 5

100 : 5

22

13 - 5

12 - 5

22 - 5

24 - 5

26 - 5

32 - 5

33- -5

23

5 ∙ 12

5 ∙ 13

5 ∙ 14

5 ∙ 15

5 ∙ 16

5 ∙ 17

5 ∙ 18

24

6 + 6

6 + 7

6 + 8

6+ 13

6 + 17

6 + 26

6 + 37

25

66 : 6

60 : 6

54 : 6

48 : 6

42 : 6

36 : 6

30 : 6

26

20 - 6

10 - 6

18 - 6

17 - 6

16 - 6

15 - 6

14 - 6

27

6 ∙ 6

6 ∙ 7

6 ∙ 8

6 ∙ 9

6 ∙ 10

6 ∙ 11

6 ∙ 12

28

6 + 13

6 + 14

6 + 15

6 + 17

6 + 18

6 + 19

6 + 23

29

24 : 6

18 : 6

12 : 6

0 : 6

96 : 6

120 : 6

240 : 6

30

13 _- 6

12 - 6

11 - 6

23 - 6

24 - 6

25 - 6

27 - 6

31

6 ∙ 20

6 ∙ 21

6 ∙ 30

6 ∙ 31

6 ∙ 40

6 ∙ 50

6 ∙ 0

32

7 + 7

7 + 8

7 + 9

7 + 13

7 + 15

7 + 16

7 + 32

33

77 : 7

70 : 7

63 : 7

56 : 7

49 : 7

42 : 7

35 : 7

34

20 - 7

19 - 7

18 - 7

30 - 7

31 - 7

32 - 7

33 - 7

35

7 ∙ 7

7 ∙ 8

7 ∙ 9

7 ∙ 10

7 ∙ 11

7 ∙ 12

7 ∙ 13

36

7 + 14

7 + 15

7 + 16

7 + 17

7 + 18

7 + 19

7 + 21

37

8 ∙ 6

8 ∙ 7

8 ∙ 9

8 ∙ 10

8 ∙ 11

8 ∙ 12

8 ∙ 22

38

19 +8

29 + 18

54 + 55

47 + 45

39 + 61

77 + 77

77 ∙ 2

39

72 : 4

72 : 3

72 : 2

72 : 6

72 : 12

72 : 36

72 :9

40

36 ∙ 4

25 ∙ 4

92 + 13

108 : 2

108 : 3

100 : 4

100 : 5

Ещё хочу привести ещё ряд приёмов устного счёта, позволяющих учащимся быстро выполнять арифметические действия, способствующие развитию памяти и повышению математической культуры мышления.

Умножение на 11.

Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр. Например, 36∙11=3(3+6)6= 396; 62 ∙11 = 682. 94∙11 = 1034 (т. к. 9+4 = 13).

Умножение на 22, 33,…, 99.

Чтобы умножить двузначное число на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 44 = 4 ∙ 11, 55 = 5 ∙ 11 и т. д., а затем произведение первых чисел умножить на 11. Примеры: 24 ∙ 22= 24 ∙ 2 ∙11 = 48 ∙ 11 = 528; 18 ∙ 55 = 18 ∙ 5 ∙ 11 = 90 ∙ 11 = 990.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Чтобы чётное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило: если один из множителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.

Примеры. 44 ∙ 5 = (44 : 2) ∙5 ∙ 2= 22 ∙ 10 = 220; 38 ∙ 15 = (38 : 2) ∙15 ∙ 2 = 19 ∙ 30= 570; 26 ∙ 35 = 13 ∙ 70 = 910.

Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающихся на 5.

25 2 = 625; 45 2 = 2025; 752 = 5625.

Умножение и деление на 25.

364 ∙ 25 = (364 : 4) ∙ 25 ∙4 = 91 ∙ 100 = 9100

176 ∙ 25 = 44 ∙ 100 = 4400.

Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4.

12100 : 25 = 12100 : 100 ∙ 4 = 484; 3100 : 25 = 31 ∙ 4 = 124.

Умножение и деление на 37.

Чтобы устно умножать и делить на 37, надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 3. Чтобы устно умножить число на 37, надо это число разделить на 3 и умножить на 111.

2 4 ∙ 37 = 24 : 3 ∙ 111 = 8 ∙ 111 = 888; 18 ∙ 37 = 666; 81 ∙ 37 = 27 ∙ 111 = 2997.

Чтобы устно разделить число на 37, надо это число разделить на 111 и умножить на 3.

999 : 37 = 9 ∙ 3 = 27; 888 : 37 = 8 ∙ 3 = 24.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10.

Числа округляем до десятков и находим их произведение, чтобы получить число сотен, и к числу сотен прибавляем произведение единиц.

Примеры. 17 ∙ 13 = 221; 36 ∙ 34 = 1224; 73 ∙ 77 = 5621.

Есть ещё много интересных приёмов устных вычислений, но хочется не просто сообщить об этих способах учащимся, а заставить ребят найти эти способы самостоятельно. Самостоятельно добывать информацию - очень важный этап в формировании самообразовательных компетенций.

Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что дети всех возрастов охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам. Интереснее и непринуждённее идёт процесс обучения, когда в уроке присутствует элемент соревновательности. Важно, чтобы процесс усвоения знаний был деятельностным. И очень важно для каждого ребёнка создавать ситуацию успеха, чтобы в какой-то момент каждый мог почувствовать себя экспериментатором, первооткрывателем.

Надо учить детей грамотному учению. Всеми силами надо прививать вкус к знаниям, стимулировать потребность учиться. И, конечно, нужно энергично решать проблему учить школьников учиться. Уметь учиться - это значит уметь учить самого себя, быть не только учеником, но и собственным учителем.



© 2010-2022