- Преподавателю
- Математика
- Конспект к уроку: Окружность. Длина окружности
Конспект к уроку: Окружность. Длина окружности
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева Т.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алексеева Татьяна Александровна
МБОУ СОШ №4 г. Алейска
Алтайского края
Урок математики в 6 классе.
Тема: Окружность. Длина окружности.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний с применением информационных технологий.
Цели урока:
-
Обучающие. Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности, применить их для решения практических задач.
-
Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию внимания, наблюдательности, самоконтроля учащихся.
-
Воспитательные. Воспитывать аккуратность и дисциплинированность школьников, помогать товарищам.
Задачи урока:
-
показать практический способ вычисления числа π,
-
продолжить совершенствовать умения учащихся округлять числа,
-
использовать формулу длины окружности при решении и составлении задач,
-
развивать у учащихся внимание, мышление, устную речь, умение выделять главное, интерес к предмету,
-
воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие.
Оборудование:
-
проектор,
-
компьютер,
-
презентация-cопровождение в Power Point (приложение 1).
-
Физкультминутка (приложение2)
Ход урока.
I.Мобилизационный момент.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Самоопределение.
- Давайте вспомним, с какими геометрическими фигурами мы знакомы. Как найти периметр данных фигур? (слайд 1)
- Послушайте внимательно сказку: «Жили - были брат и сестра. Жили они дружно, да вот беда: были они очень похожи и ребята их часто путали. Брат был солидный, плотный, а сестра тонкая и прозрачная. У брата было много друзей: диски, тарелки, монетки, блинчики. А у сестры друзей не меньше: кольца, браслеты, обручи и даже бублики… И всё у них было общее. Догадались, о каких фигурах будет идти речь на уроке? (слайд 2)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего с вами урока? Сообщение темы и цели урока. (слайд 3)
- Какие цели и задачи необходимо нам с вами решить?
- Итак, ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.
Фронтальный опрос учащихся.
- Какой отрезок называется радиусом?
- Сколько радиусов можно провести в окружности?
- Как связаны между собой радиус и диаметр одной окружности?
- Что такое хорда окружности?(слайд 4)
III. Момент недостатка знаний.
1 этап.
- Где в жизни мы встречаемся с формами, дающими представление об окружности?
- А можем мы измерить, например, длину бордюра круглой клумбы или длину границы цирковой арены? (слайд 5)
- Как? (При помощи веревки, нити, затем распрямить и измерить линейкой)
- А применим ли этот метод для измерения траектории пути спутника? (слайд 6)
Ученики отвечают: "Нет"
- Вспомните, как принято обозначать диаметр и радиус окружности. (слайд 7)
- Обычно длину окружности, обозначают - С.
- Как вы думаете, в каких единицах измеряются данные величины?(слайд 7)
2 этап.
- Ребята, а еще в далёкой древности было установлено, что существует зависимость между длиной окружности и её диаметром. Давайте же и мы попробуем её установить, для этого вы выполните практическую работу, в которой будете использовать способ измерения длины окружности, предложенный вами, но для удобства будете пользоваться не верёвочкой, а гибким метром. (слайд 8)
- У вас на столах лежат различные предметы длину окружности, которых вам необходимо определить.
Практическая работа (на карточках) (слайд 8)
1.Обведите предмет на тетради, получив окружность.
1. Проведёте диаметр и измерите его. d =
2. С помощью гибкого метра измерите длину окружности. C =
3. Как вы думаете, чья длина больше? А как определить во сколько раз? =
4. Разделите длину окружности на диаметр и результат округлите до целых.
- Для получения наиболее точных результатов, работайте в парах. После выполнения работы, сделайте вывод.
- Для каждой окружности большинство из вас получили, что её длина примерно в 3 раза больше её диаметра. Выйдите к доске и запишите свои результаты (предметы разные) (слайд 9)
- Сейчас мы с вами пришли к такому же выводу, что и наши далекие предки много веков назад. Они заметили, что для того, чтобы сплести корзину нужной ширины, или, как мы теперь говорим диаметра, нужно было брать прутья примерно в три раза длиннее. Это было первое открытие, с тех пор прошло немало веков, прежде чем ученые доказали, что результат деления длины окружности на её диаметр постоянен и выражается не натуральным числом.
- Да, действительно, при делении получается бесконечная десятичная дробь. К такому выводу пришел древнегреческий ученый Архимед. (слайд 10)
В 1706 году английский математик Уильямс Джонс для него ввел специальное обозначение π - это первая буква слова "периферия", в переводе с греческого "окружность". (слайд 10)
Необычность и удивительность этого числа в том, что его можно вычислять бесконечно и у него будет бесконечно знаков после запятой. Это, однако, не удерживает математиков от попыток вычислить как можно больше десятичных знаков числа пи. (слайд 11)
- Используя свои выводы и заключения учёных, получили, что для любой окружности С:d= π.
- И теперь мы можем получить формулу для нахождения длины окружности - это как раз и есть универсальный способ.
- Давайте выразим отсюда С и d. Получим С = π × d и d = С: π.
- Зная, что d = 2r, подставим в формулу вместо d и получим С=2πr. (слайд 12)
- Обычно на уроках математики для работы по этим формулам берут π 3,14
или
- Запишите формулы и значение "пи". (слайд 12)
- Ребята, мы уже хорошо поработали, получили формулы для нахождения длины окружности, а теперь проведем физкультминутку. (презентация, слайд 13)
IV. Закрепление.
Работа по учебнику: № 649 (а, б), стр. 148 уч., № 650 (а, б ), стр. 148 уч. (слайд 14)
- А как вы думаете, зачем нам нужно знать длину окружности? Ученики высказывают свои предположения, приходим к выводу, что бывают ситуации, когда необходимо знать длину окружности.
- Ребята, о теме нашего урока было сообщено в средствах массовой информации и нам прислали телеграммы с просьбами о помощи, некоторые из них я вам сейчас зачитаю. (слайд 15)
Задача 1. Найдите, какой длины бордюр потребуется для ограждения клумбы, имеющей форму круга с диаметром, равным 4м. (слайд 16)
Задача 2. Определите максимальную длину верёвки, которая необходима, чтобы бурёнка, привязанная в центре круглой лужайки, не выходила за её границу, имеющей длину 150 м. Округлите π до целых. (слайд 17)
Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают.
- Переведём на математический язык. (длина границы лужайки -это С, длина верёвки - это r.)
- Сразу можем, найти длину веревки?
- А что можем?
- А как теперь, узнать длину веревки?
Один ученик решает за доской, остальные на местах, проверяем.
V. Рефлексия
Подведение итогов. (слайд 18)
- Наш урок подходит к концу, и мне хочется узнать, какие же вы для себя сделали открытия.
-
Что вы узнали на уроке?
-
Чему вы научились на уроке?
-
Что для вас было сложным на уроке?
-
Что вам понравилось на уроке?
Ученики отвечают.
- Скажите, зачем изображены на слайде эти предметы? Что в них общего?(слайд 18)
Домашнее задание: 22, формулы выучить, № 649(в,г), № 650(а,б).
Творческое задание.
1.Составьте задачу по новой теме, решите её и красочно оформите на альбомном листе.
2.Приготовьте доклад или презентацию об Архимеде или Уильямсе Джонсе.
(слайд 19).
Спасибо за урок!