Рабочая программа математического кружка для одаренных детей Занимательная математика

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Управление образования г. Батайска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Ресурсный центр дополнительного математического образования»

(МБОУ СОШ №2)


Учебный план

кружка «Занимательная математика»

Цель: развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний и расширение общего кругозора обучающихся в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов математической направленности.

Категория обучающихся: 1 группа учащихся г. Батайска 11-12 лет

Срок обучения: 1 учебный год.

Количество часов: Всего - 70 часов:

1 год - 70 часов для одной группы

Форма обучения: очная

Режим занятий:

1 год - 2 часа в неделю для одной группы, всего в неделю 2 часа.

1. Распределение часов по учебным годам


№ п\п

Курс

Кол-во часов

В том числе

в год

в год

в нед.

теория

практика

1 год обучения

Группа №1

1. Задачи, содержащие идеи четности или делимости (признаки делимости)

10

2

4

6

2. Решение логических задач

16

3

3

3. Геометрическая смесь

9

3

6

4. Комбинаторные задачи и решение уравнений

17

3

14

5. Задачи на взвешивание, переливания

8

2

6

6. Защита проекта

10

-

10

Итого за 1 год

70

15

45

2. Пояснительная записка


Настоящий учебный план кружка «Занимательная математика» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ресурсный центр дополнительного математического образования» (МБОУ СОШ №2) разработан для реализации дополнительного образования обучающихся на базе МБОУ СОШ №2. Направленность дополнительного образования - естественно-научная. Обучение проводится на коммерческой основе.

Учебный план разработан на основании документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 07.06.2012г. рег.№24480.

  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 26.06.2012г. №504

  4. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017г. (Указ от 01.06.2012г. №761).

  5. Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей. 2006г.

  6. Распоряжение Правительства России от 24.12.2013г. №2506-р о Концепции математического образования в Российской Федерации.

  7. Программа развития школы на _________г. (Пр. от _______г.)

  8. Учебный план МБОУ СОШ №2 на 2015-2016 г.

  9. Планируемые результаты общего образования. М. Просвещение.2010г.

  10. Книга для учителя И.С. Петракова «Математические кружки» М. просвещение.1987г.


Данный учебный план кружка предназначен для углубления знаний в предметной области «Математика», развития математических дарований обучающихся, расширению их кругозора для одной группы одного возраста.

Возраст обучающихся - от 11-12 лет. При реализации учебного плана учебно-практические занятия проводятся в группе, численность которой составляет 15 человек. Обучающиеся работают с одним постоянным педагогом.

В настоящем учебном плане предусмотрена следующая учебная нагрузка: 2 академических часа 1 раз в неделю, всего 2 часа в неделю - 70 часов за год для одной группы.

Основными целями данного учебного плана является:

создание условий для успешного развития математической культуры обучающихся.

Содержательный компонент учебного плана направлен на реализацию следующих задач:

  1. формировать представление об основных методах и приёмах решения олимпиадных задач;

  2. формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  3. обучать специальным знаниям, необходимым для самостоятельного решения нестандартных математических задач;

  4. прививать интерес к математике как науке;

  5. развивать чувство солидарности и здорового соперничества при подготовке к математическим олимпиадам;

  6. формировать научное представление о целостной картине современного мира.

Дополнительное математическое образование обучающиеся получают в процессе теоретических и практических занятий.

Методика проведения занятий кружка разнообразна. Педагоги могут использовать:

  1. традиционные способы проведения занятий - теоретические занятия с использованием развивающих технологий, мультимедийного сопровождения, практические занятия по решению олимпиадных задач разного уровня;

  2. нетрадиционные способы - диспуты, математические бои, использование возможностей сети интернет, моделирование математических ситуаций, защита проекта.

Для отслеживания полученных результатов деятельности обучающихся предусматривается анализ результативности участия обучающихся в дистанционных олимпиадах, муниципальных, региональных, всероссийских математических олимпиадах, участие в городских математических боях.































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа кружка «Занимательная математика» соответствует Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования, Примерным требованиям к программам дополнительного образования (пр. к письму МО № 06-1844 от 11.12.2006 г), положению «О разработке образовательных программ в МБОУ ДОД «ЦНТ», Распоряжению правительства России от 24.12.2013г. №2506-р о Концепции математического образования в Российской Федерации.

Образовательная программа кружка «Занимательная математика» имеет естественно - научную направленность.

Новизна данной образовательной программы основана на деятельностном подходе в обучении решению нестандартных математических задач, который отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий ориентирована не столько на передачу « готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Такой подход поможет обучающемуся адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Актуальность образовательной программы определена запросами обучающихся в углублении математических знаний для выбора в дальнейшем технических специальностей, способствующего успешной социализации в современном мире. При реализации данной образовательной программы обучающиеся получают знания и умения, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по математике и получения дальнейшего образования в техническом вузе.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Занимательная математика» заключается в том, что при ее реализации обучающиеся получат необходимые в повседневной жизни математические знания, умения и навыки, методы исследовательской работы в группах, умение принимать решение в ответственный момент,

Цель образовательной программы кружка «Занимательная математика» - формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках, в умении творчески мыслить.

Задачи образовательной программы кружка «Занимательная математика»:

учебные:

  1. формировать у учащихся умение решать нестандартные задания;

  2. углублять знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;

  3. обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.

развивающие:

  1. раскрыть творческий потенциал при использовании математических законов для решения разного типа задач;

  2. научить использовать возможности информационных технологий, справочной литературы для решения практических задач;

  3. способствовать повышению уровня математического и логического мышления.

воспитательные:

  1. развивать навыки самостоятельности, инициативности и творческого подхода для решения любой жизненной ситуации;

  2. способствовать созданию ситуации успеха, уверенности в своих силах;

  3. формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 11-12лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» - 1 год. На реализацию учебного материала данной образовательной программы учебным планом отведено:

Для 1 группы: 1 год обучения - 70 часов (15 часов на теоретические занятия, 45 часов на выполнение практических заданий, что соответствует нормативным требованиям: не более 25% на теорию);

Формы занятий: индивидуальная, парная, работа в подгруппах, групповая.

Используются различные виды занятий: лекция, ученическое сообщение, наблюдение, защита проектов, «математический бой», олимпиады разного уровня, творческий отчет, эксперимент.

Режим занятий:

1 год - 1 раз в неделю, по 2 академических часа для одной группы.

Ожидаемые результаты деятельностных компетенций обучающихся:

в области теоретических компетенций:

  1. приобретение новых математических знаний, опыта решения нестандартных задач по различным направлениям.

  2. понимание вероятностного характера многих закономерностей окружающего мира.

  3. умение извлечь необходимую информацию из различных источников.

в области практических компетенций:

  1. применять полученные знания в повседневной жизни, для изучения естественнонаучных дисциплин, для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;

  2. применять полученные знания при решении олимпиадных работ.

в области личностных компетенций:

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  2. формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов.

  3. толерантность при коллективной деятельности.

Увидеть результаты достижений каждого обучающегося помогут педагогические наблюдения, собеседование, использование рейтинг - таблицы, занятия самооценки и оценки товарищей, самостоятельные исследовательские эксперименты, презентации учебных проектов ( индивидуальные, групповые, коллективные), тестирование, участие в математических олимпиадах. Для выявления результатов реализации образовательной программы используются следующие виды и формы: тестирование, олимпиады, математические бои.











2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Группа №1


п.п


Разделы, темы программы

Количество часов

Всего часов

В том числе на:

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Признаки делимости

10

4

6

2

Решение логических задач

16

4

12

3

Геометрическая смесь

9

3

6

4

Комбинаторные задачи и решение уравнений

17

3

14

5

Задачи на взвешивание, переливания

8

2

6

6

Защита проекта

10

-

10


70

15

45




3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Содержание программы для группы №1.

Программа состоит из 6 больших тем:

Тема №1. Признаки делимости (10 часов)

Теория. (4 часа)

1. Признаки делимости на 3, 9, 11, 25. (2 часа)

2. Признаки делимости на 6, 8, 13, 19. (2 часа)

Практика. (6 часов)

1. Практикум. Решение задач на признаки делимости на 3,6, 8, 9, 11, 13, 19, 25. (3 часа)

2. Практикум. Решение задач на остатки. (3 часа).

Тема №2. Решение логических задач (16 часов)

Теория. (4 часа)

  1. 1. Методы решения задач на движение (2 часа)

  2. 2. Алгоритм решения задач на сложные проценты. (2 часа)

  3. 3. Метод решения задач «с конца» (1 час)

  4. 4. Секреты математических фокусов. (1 час)

Практика. (12 часа)

1. Практикум. Решение задач на движение. (5 часов)

2. Практикум. Решение задач на сложные проценты. (5 часов)

3. Практикум. Решение задач методом «с конца» (1 час)

4. Практикум. Секреты математических фокусов. (1 час)

Тема №3. Геометрическая смесь. (9 часов)

Теория. (3 часа)

  1. 1. Классификация геометрических фигур. (2 часа)

  2. 2. Знакомство с технологией решения задач на разрезание. (1 час)

Практика. (6 часов)

1. Практикум. Изготовление геометрических фигур. (2 часа)

2. Практикум. Решение геометрических задач на разрезание. (2 часа)

3. Практикум. Построение фигур одним росчерком пера. (1 час)

4. Практикум. Составление собственных задач - головоломок, задач - ребусов. (1 час)

Тема №4. Комбинаторные задачи и решение уравнений (17 часов)

Теория. (3 часа)

1. Факториал. (1 час)

2. Методика решения уравнений в целых числах. (1 час)

3. Графы.(1 час)

Практика (14 часов)

  1. 1. Практикум. Решение задач на факториалы.(2 часа)

  2. 2. Практикум. Решение уравнений в целых числах. (4 часа)

  3. 3. Практикум. Неопределённые уравнения. (3 часа)

  4. 4. Решение комбинаторных задач с помощью графов. (2 часа)

  5. 5. Решение логических комбинаторных задач. (3 часа)

Тема №5. Задачи на взвешивание, переливание (8 часов)

Теория. (2 часа)

1. Методика решения задач на взвешивание. (1 час)

2. Методика решения задач на переливание. (1 час)

Практика (6 часов)

1. Практикум. Решение задач на взвешивание. (3 часа)

2. Практикум. Решение задач на переливание. (3 часа)

Тема №6. Защита проектов (10 часов)

1. Практическое занятие. Подготовка к защите учебного проекта. (6 часов)

2. Практическое занятие. Защита учебных проектов. (4 часа)


5.Материально - техническое обеспечение.

5.1 Литература для учителя

  1. Фарков, А.В. Математические олимпиады [Текст] / А.В.Фарков - М.: Экзамен, 2006.

  2. Кострикова Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов [Текст] /Кострикова Н.П. - М.: Просвещение.

  3. Поисковые задачи по математике [Текст]. Под редакцией Ю.М. Колягина. - М.: Просвещение, 1979.

  4. Мерзляк А.Г. Неожиданный шаг или 113 красивых задач [Текст] / А.Г.Мерзляк. - К.: Агрофирма Александрия, 1993.

  5. Газеты и журналы "Математика в школе".

  6. Все задачи «Кенгуру»,Санкт-Петербург, 2005г.

  7. Е.Г.Коннова. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. «Легион»,2008г.

  8. А.В.Фарков Математические олимпиады в школе.Москва,2004г.

  9. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  10. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  11. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

  12. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике М.: «Просвещение», 1979г.

  13. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР

  14. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 7-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.

  15. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка7-8классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.

  16. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 7-8 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

  17. matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

  1. И.С.Петраков, Математические кружки в 8-10 классах, г. Москва, «Просвещение», 1987г


  1. Я.И.Перельман, Занимательная алгебра, г. Москва, «Наука», 1974г


  1. Открытые уроки математика, г. Волгоград, «Учитель», 2005г


  1. М.А.Гершензон, Головоломки профессора Головоломки, г. Москва, «Детская литература», 1982г


  1. Ф.Г.Петрова, Математические вечера, г. Ижевск, «Удмуртия», 1968г


  1. Е.И. Игнатьев, В царстве смекалки, г. Москва, «Наука», 1978г.


  1. Е.М.Минскин, От игры к знаниям, г. Москва, «Просвещение», 1982г


  1. А.В.Шевкин, Школьная олимпиада по математике, г. Москва, «Русское слово», 2002г


  1. Всероссийская школа математики и физики» Авангард» тесты, 2007г

Тесты (дидактический материал)

  1. Л.Ю. Березина, Графы и их применение, г. Москва, «Просвещение», 1979г


  1. Сборник задач «Применение графов» (дидактический материал)


  1. М.Н. Кочагин, В.В.Кочагин, «Математика 9 класс подготовка к малому ЕГЭ, г. Москва, «Эксмо», 2007г


  1. Б.А. Кордемский, Математическая смекалка, г. Москва, ГИТЛ, 1958г.

23.Я.И. Перельман, Живая математика, г. Москва, ГИТТЛ, 1958

Интернет - ресурсы

schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,

coolreferat.com/,

zadanonadom.ru,

matematikalegko.ru

onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/GIA-2013-Matematika-Demonstracionnyj-variant-REALNAYA-MATEMATIKA-1659/Default.aspx

mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ГИА)

mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин - сайт элементарной математики

wvvw.fipi.ru/ - ФИПИ

ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ

egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам

uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ГИА, ЕГЭ).

festival.1september.ru/

school-collection.edu.ru/

ziimag.narod.ru/

alleng.ru/

bbk50.narod.ru/

smekalka.pp.ru/

pedsovet.su/load/18










Литература для обучающихся

5.2 Литература для обучающихся 5-6 классов

  1. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М.: АСТ: Астрель, 2001.

  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5-11 кл. -М.: Просвещение, 1996.

  3. Гусев В.А, Комбаров А.П. Математическая разминка. Книга для учащихся 5-7 классов. - М.: Просвещение, 2005.

  4. Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. -М.:Просвещение, 2007.

  5. Журнал "Математика в школе". Делимость целых чисел. №4, 2009, стр.36-41, №5, 2009, стр. 21-28.

  6. Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5-11 классов.-М.: Педагогическое общество России, 2004.

  7. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005.

  8. Перельман Я.И. Занимательная арифметика.-М.: АСТ, 2007.

  9. Смыкалова Е.В. Сборник задач по математике для 5 класса. Спб: СМИО Пресс, 2006.

  10. Фарков А.В. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5-6-е классы. М, Издательство "ЭКЗАМЕН", 2006.

  11. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд.-М.: Просвещение, 2006.

  12. Шейнина О.С, Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы.-М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005.

Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. Аксенова М, метод. и отв. ред. Володин В. М, Аванта+. 2004.


5.3 Печатные пособия.

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

5.4 Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный.

Игры и игрушки.

Настольные развивающие игры.

Электронные игры развивающего характера.

Спортивный инвентарь.

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.




© 2010-2022