- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике для индивидуального обучения
Рабочая программа по математике для индивидуального обучения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахметшина З.И. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на заседании ШМО
зам. директора по УР
Директор:________/Л.М.Едиханова
«____»_______2014
Протокол №____
______/_____________
МОБУ СОШ№2 с. Бижбуляк
______/___________
Руководитель МО
«____»_______2014
Пр.№__ «____»_________2014
Рабочая программа
по математике
для индивидуального обучения
Бастрыкина Ивана
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: Ахметшина З.И.
Бижбуляк
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011.
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 2012.
3. Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009.
4. Учебного плана МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк на 2014-2015 учебный год.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Хилько А.А. - М.: Просвещение, 2010.
По учебному плану МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк на изучение предмета «Математика» отведено 2 часа в неделю.
Количество часов в год - 70
Количество часов в I четверти - 17
Количество часов в II четверти - 16
Количество часов в III четверти - 19
Количество часов в IV четверти - 18
Цель: формирование знаний нумерации и действия с числами в пределах 100, основные единицы измерения величин, развивать пространственные, временные и геометрические представления.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
-
дать обучающейся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
-
использовать процесс обучения математики для повышения общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств;
-
воспитывать у обучающейся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьницы.
Основные направления коррекционной работы:
-
развитие абстрактных математических понятий;
-
развитие зрительного восприятия и узнавания;
-
развитие пространственных представлений и ориентации;
-
развитие основных мыслительных операций;
-
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-
развитие речи и обогащение словаря;
-
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающейся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить воспитанницу к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями она должна учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У ребёнка формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.
В 3 классе продолжить развивать у обучающейся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи ребёнка. Поэтому на уроках математики учитель учит повторять собственную речь, которая является образцом для обучающейся, вводит парное, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Технология обучения по данной программе предполагает, что обучающаяся, должна повторять объяснение учителя по наводящим вопросам, решать с небольшой помощью учителя, с частичной опорой на памятку арифметические задачи. Для самостоятельного выполнения предлагаются облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Основные содержательные линии курса(разделы, структура)
-
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Числовой ряд 1-100. Присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, 4. Разрядная таблица. Числа чётные и нечётные.
-
Арифметические действия в пределах 100
Устное и письменное сложение и вычитание без перехода через разряд. Таблица умноженияи деления в пределах 20, взаимосвязь таблиц. Деление на равные части. Скобки. Действия 1 и 2 ступени.
-
Меры и именованные числа.
Единицы (меры) длины, массы, емкости, времени, стоимости; соотношения между ними.
-
Задачи
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
на увеличение и уменьшение в несколько раз;
на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
нахождение суммы и остатка;
нахождение произведения и частного;
деление на равные части и по содержанию;составные арифметические
задачи (исключая те, в которых одно действие второй ступени)
-
Геометрический материал.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус.
Четырёхугольник. Прямоугольник и квадрат.
Требования к уровню подготовки обучающегося
Планируемые результаты освоения курсапо разделам
Повторение
Обучающийся должен знать:
-
числовой ряд 1-20 в прямом и обратном порядке;
-
счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
-
математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
-
различие между прямой, лучом, отрезком;
Обучающийся должен знать:
-
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток;
-
решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;узнавать, называть, чертить отрезки, углы - прямой, тупой, острый;
-
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.
Обучающийся должен знать:
-
таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
-
названия компонента и результатов сложения и вычитания;
-
меры массы, емкости.
Обучающийся должен знать:
-
применять прием сложения и вычитания однозначного числа с переходом через разряд;
-
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
-
чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
Умножение чисел в пределах 20.
Обучающийся должен знать:
-
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), способы чтения и записи каждого вида деления;
-
табличные случаи умножения и деления;
-
переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления.
Обучающийся должен уметь:
-
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
-
самостоятельно решать примеры на умножение и деление.
Сотня
Обучающийся должен знать:
-
числовой ряд 1 - 100 в прямом и обратном порядке;
-
порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
-
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
-
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Обучающийся должн уметь:
-
составлять числа в разрядной таблице;
-
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,5,4 в пределах 100;
-
откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
-
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
-
различать и записывать числа, полученные при измерении
-
находить точку пересечения линий;
-
различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
-определение времени по часам;
-решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
Календарно-тематическое планирование
№
Перечень разделов и тем
Кол- во часов
Дата
Примеча
ние
Повторение
5
1
Нумерация в пределах 20. Свойства числового ряда
1
05.09
2
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
1
06.09
3
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Прямая линия.
1
12.09
4
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Сравнение отрезков.
1
13.09
5
Составление и решение задач на увеличение числа на несколько единиц.
1
19.09
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
10
20.09
6
Прибавление числа 9.
1
26.09
7
Прибавление числа 8.Круг. Окружность.
1
27.09
8
Прибавление чисел 7,6.5,4,3,2.
1
03.10
9
Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.
1
04.10
10
Вычитание чисел9, 8,7.Вычерчивание прямых углов в разном положении.
1
10.10
11
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
1
11.10
12
Решение примеров в два действия. Вычерчивание прямых углов с вершиной в данной точке.
1
17.10
13
Решение примеров и арифметических задач в пределах 20.
1
18.10
14
К. р. №1 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20».
1
24.10
15
Работа над ошибками. Меры ёмкости, массы.
1
25.10
Умножение чисел в пределах 20.
19
07.10
16
Сложение одинаковых слагаемых. Умножение. Знак умножения.
1
08.10
17
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы.
1
14.11
18
Деление на две равные части. Таблица деления на два.
1
15.11
19
Таблица умножения числа три.
1
21.11
20
Решение примеров и задач на умножение. Треугольник.
1
22.11
21
Таблица деления на три.
1
28.11
22
Таблица умножения числа 4.Квадрат.
1
29.11
23
Решение примеров и задач на умножение числа 4.
1
06.12
24
Таблица деления на 4.
1
07.12
25
Таблица умножения числа 5. Многоугольники.
1
13.12
26
Решение примеров и задач на умножение числа 5.
1
14.12
27
Таблица деления на 5. Углы.
1
20.12
28
К. р. № 2 по теме «Умножение чисел в пределах 20».
1
21.12
29
Работа над ошибками.
1
27.12
30
Таблица умножения числа 6.
1
28.12
31
Таблица деления на число 6.
1
30.12
32
Решение примеров в два действия.
1
16.01
33
Решение задач на деление на равные части.
1
17.01
34
Вычисление стоимости.
1
23.01
Сотня.
33
35
Сложение и вычитание круглых десятков.
1
24.01
36
Разрядная таблица: десятки, единицы.
1
30.01
37
Числовой ряд 1-100. Квадрат.
1
31.01
38
Решение примеров в 2 действия.
1
06.02
39
Чётные и нечётные числа. Окружность, круг.
1
07.02
40
Решение задач на увеличение, уменьшение числа.
1
13.02
41
К.р. №3 по теме «Умножение и деление чисел в пределах 20».
1
14.02
42
Работа над ошибками.
1
20.02
43
Разрядная таблица: сотни, десятки, единицы.
1
21.02
44
Меры длины: 1 см,1 дм, 1м. Соотношение мер длины. Прямоугольник.
1
27.02
45
Меры времени: минута, месяц, год. Определение времени по часам.
1
28.02
46
Решение задач на нахождение суммы. Углы.
1
06.03
47
Сложение вида: 60+4, 4+60.
1
07.03
48
Вычитание вида:64-60, 64-4.
1
13.03
49
Сложение вида:64+3, 3+64.
1
14.03
50
Вычитание вида:63-2.
1
20.03
51
Сложение вида:57+40, 40+57.
1
21.03
52
Вычитание вида:57-40.
1
03.04
53
Решение примеров на порядок действий без скобок.
1
04.04
54
Решение примеров со скобками. С.р.
1
10.04
55
К.р. №4 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток».
1
11.04
56
Работа над ошибками.
1
17.04
57
Нахождение неизвестного компонента при сложении и вычитании. Углы.
1
18.04
58
Сложение вида:42+25. Вычитание вида:58-27.
1
24.04
59
Сложение и вычитание чисел.
1
25.04
60
Вычитание вида:48-38,48-35.
1
30.04
61
Сложение вида:38+2, 98+2.
1
01.05
62
Сложение вида:38+42, 58+42.
1
02.05
63
Вычитание однозначных чисел из круглых десятков вида:40-6.90-37.
1
08.05
09.05
64
Вычитание из сотни вида:100-7, 100-67.
1
15.05
65
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Измерение отрезков.
1
16.05
66
Деление на 2, 3. Равные части. Деление по 2, по 3.
1
22.05
67
Задачи на деление на 4 равные части. Деление по 4.
1
23.05.
Повторение
3
68
Задачи на нахождение стоимости.
1
29.05.
69
К. р. №5 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
1
30.05
70
Работа над ошибками.
1
Список литературы для обучающейся
-
Математика. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Хилько А.А. - М.: Просвещение, 2010.
Список литературы для учителя
-
Белошистая А.В. Тетрадь по математике и конструированию (в четырех частях). - М.: Владос, 2006.
-
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный. 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011.
-
Голннищева О.В. Прописи «Пишем по клеткам», «Цифра за цифрой».- М: Алтей - Бук, 2009.
-
Гринько Л.А. Математическая азбука. - СПб.: Просвещение, 2006.
-
Плешаков Е.П. Математика. Коррекционно - развивающие задания и упражнения 1-4 классы. - М.: Учитель, 2008.
Материально-техническое оснащение
-
Компьютер
-
Таблицы:
- «Цифры» (написание цифр);
- «Правильное начертание цифр»;
- «Числовой ряд»;
- «Состав чисел»;
- «Знаки сравнения»;
- «Таблица сложения»;
- «Нумерация чисел первого десятка»;
- «Увеличить (уменьшить) на»;
-
Предметные пособия:
- Набор предметных картинок. Изображение предметов от 1 до 10;
- Предметы окружающей действительности;
- Геометрические фигуры;
- Набор подвижных цифр и знаков;
- Трафарет цифр;
- Раздаточный и дидактический материал;
- Счетные палочки.
Контрольно-измерительный материал
для оценки усвоения материала по математике
Контрольная работа №1
по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»
1.В одной книге 10 страниц, а в другой на 5 страниц больше. Сколько
страниц в другой книге?
2. 10+6= 13-10= 10+10=
9+5= 15-7= 12-2=
8+5= 13-7= 7+8=
3. 16…6 10…11
15…16 9…9
4. Измерь отрезок. Начерти 2 отрезка меньше данного.
Контрольная работа №2
по теме «Умножение чисел в пределах 20».
1.Один билет в трамвае стоит 5 рублей. Сколько стоят 4 таких билета?
2. 2+2+2+2+2= 4+4=
3+3+3= 5+5+5+5=
3. 2×5= 5×4= 3×4=
5×2= 4×5= 4×3=
4. 15:5+16= 5×4-12=
9:3+17= 2×8-9=
5. Начерти два отрезка. Первый отрезок равен 6 см, а второй на 2 см меньше.
Контрольная работа №3
по теме «Умножение и деление чисел в пределах 20»
1.Цена стакана 4 рубля. Сколько надо заплатить за 3 таких стакана?
2.×3=15 4× =20 ×2=16
×6=18 2× =20
3. 18:3= 20:5= 14:7=
12:4= 15:3=
4. 20:5×4= 2×8:4= 15:3+8=
5. Начерти два отрезка. Первый отрезок 8 см, а второй на 2 см короче.
Контрольная работа № 4
по теме «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток».
1.В одном коровнике 64 коровы, а в другом на 4 коровы меньше.
Сколько коров в другом коровнике?
2. 56-6= 87-80= 23+6=
45+34= 98-75= 34+20=
3. 62-(92-51)= 97-(25+41)=
75-6×2= (19-17) ×10=
4. Начерти 3 угла: острый, тупой, прямой.
Контрольная работа № 5
по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
1. Для класса купили 46 тетрадей в клетку и 20 тетрадей в линейку.
Сколько всего тетрадей купили?
2. 35+24= 25+2×7=
40-7= 76 см-22 см =
3. (26-12):2= 16:4×5= 40+(69-50)=
72-51+13= 25+2×7=
4. Сравни числа.
60…72 84…84 100…49 14…46
5. Начерти окружность радиусом 4 см. Начерти прямую, которая
пересекает окружность.