Элективный курс по теме Решение нестандартных задач

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации МО МР «Корткеросский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Корткерос

(МОУ «СОШ» с. Корткерос)










Программа курса по выбору

"Решение нестандартных задач"

9-й класс



МАТЕМАТИКА

_________________________________________________ (наименование учебного предмета)


__________ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ______

(уровень образования)

__________________1 год__________________________

(срок реализации программы)


Программа разработана на основе методического пособия «Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике» (под общ. ред. Антипова С.А. Савина Ю.А.) 5-е издание- М.: Эксмо, 2006.


(наименование программы, автор программы, год издания)




_ Коюшева М.А.

( Ф. И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)





Корткерос, 2015 год


Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач" 9-й класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета по математике разработана для организации учебного процесса по математике.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 классов и посвящен систематическому изложению материала, связанного с ОГЭ.

Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;

  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;

  • первая часть экзаменационной работы содержит 26 заданий в тестовой форме: выбор ответа, соответствие, запись ответа;

  • вторая часть - в традиционной форме;

  • оценивание работы осуществляется отметкой и баллами.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.

Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются курсы по выбору, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается курс по выбору по математике: «Решение нестандартных задач в 9 классе».

Данный курс имеет основное назначение - введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся с введением государственных стандартов.

Цели курса по выбору: подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе по математике в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми государственными образовательными стандартами.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы;

  • Расширить знания по отдельным темам курса математики в 5-9 классах;

  • Выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.

Основные методические особенности курса

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

  6. Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».

Структура курса

  • Курс рассчитан на 34 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  • Выражения и их преобразования.

  • Уравнения и системы уравнений.

  • Неравенства.

  • Координаты и графики.

  • Функции.

  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.

  • Текстовые задачи.

  • Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятностей

  • Геометрия: треугольники, четырехугольники, окружность, векторы, параллельные прямые, площади фигур.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.

Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Содержание программы

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики. Функции

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 10. Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности

Комбинаторные задачи: перебор вариантов, правило умножения. Таблицы, диаграммы, графики. Средние результатов измерений, статистические характеристики: мода, размах, средне арифметическое, медиана ряда. Частота события, вероятность. Подсчет вероятностей. Геометрическая вероятность.

Тема 11. Геометрия

Геометрические формы фигуры и тела. Треугольник. Четырехугольник .Окружность и круг. Площади плоских фигур. Координаты и векторы.

Тема 12. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно измерительных материалов для ОГЭ (первая часть).

Тема 13. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно измерительных материалов для ОГЭ (полный текст).



Тематическое планирование

Изученный материал

Количество часов

Числа и выражения. Преобразование выражений

2

Уравнения.

3

Системы уравнений.

4

Неравенства.

4

Координаты и графики. Функции.

3

Арифметическая и геометрическая прогрессии

3

Текстовые задачи.

3

Уравнения и неравенства с модулем.

2

Уравнения и неравенства с параметром.

2

Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности

2

Геометрия

2

Обобщающее повторение

4

Итого

34



Календарно-тематическое планирование



№п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум



1

Числа и выражения.
Преобразование выражений

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.
Развитие навыков тождественных преобразований.

2

Уравнения.

3 ч.

1 ч.

2 ч.

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

3

Системы уравнений.

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Мини-лекция, работа в парах

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

4

Неравенства.

4 ч.

1 ч.

3 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

5

Координаты и графики.

3 ч.

1 ч.

2 ч.

Мини-лекция групповая работа, тестирование,

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

6

Арифметическая и геометрическая прогрессии

3 ч.

1 ч.

2 ч.

Комбинированный урок,
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

7

Текстовые задачи.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

8

Уравнения и неравенства с модулем.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

9

Уравнения и неравенства с параметром.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

10

Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать задачи по статистике, комбинаторике и теории вероятностей

11

Геометрия

2ч.

1 ч.

1 ч.

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать задачи по геометрии различных видов, различными способами.

12

Обобщающее повторение

2 ч.


2 ч.

Зачет

Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

13

Обобщающее повторение

2 ч.


2 ч.

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста ОГЭ.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

    • самоконтроль времени выполнения заданий;

    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    • прикидка границ результатов;

    • прием «спирального движения» (по тесту).

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике в 9 классе в форме ОГЭ).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Условия реализации программы:

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2007.

2

Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2007.

3

Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2007.

4

Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2007.

5

Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2007.

6

Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 10-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2007.

7

Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА - 2014: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. - Ростов - на Дону: Легион, 2013.

8

Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В.Кузнецова, Е.А.Бунимович. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

9

Стандарт основного общего образования по математике


© 2010-2022