Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Данную разработку урока по математике в 5 классе я назвала: "Задачи малой родины в истории большой страны". В разработке урока взяты задачи про нашу малую родину - Шартановское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области. На данном уроке обучающиеся решают задачи, используя математическое понятие - процент. Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого ч...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1


Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Муниципальное казенное образовательное учреждениеРешение задач на проценты по математике в 5 классе

Вигская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный

методический конкурс «Современное образование»

номинация

«Урок - 2014»Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Тема урока:

Решение задач на проценты: «Задачи малой родины в истории большой страны»


2013 - 2014 учебный год

Содержание: страница

1. Разработка урока математики по теме: Решение задач на проценты:

«Задачи малой родины в истории большой страны» …………………………. 3

2. Технологическая карта урока математики по теме: Решение задач на проценты:

«Задачи малой родины в истории большой страны» …………........................... 9

3. Приложения:

- презентация к уроку: «Малая родина в истории большой страны»

- конверт ответов по теме: «Проценты»……………………………………….. 16

- информационный лист по теме: "Проценты"………………………………… 17

- математическое лото по теме: "Проценты"…………………………………… 18

- задания на этапах урока…………………………………………………........... 19

- задания самостоятельной работы ……………………………………….......... 20

- картинка-раскраска к самостоятельной работе …………………………….... 21

- рефлексивный алгоритм ..……………………………………………………… 22

- домашнее задание ………………………………………………………………. 22

4. Анализ урока…………………………………………………………… 23

5. Литература……………………………………………………………… 29





Разработка урока математике в 5 классе по теме:

Решение задач на проценты:

«Задачи малой родины в истории большой страны»

Цели:

- Организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия процент, правил перевода процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты;

- Сформировать прочные навыки и умения находить процент от числа и числа по известному количеству процентов от него, выражать процентное отношение двух чисел, увеличивать и уменьшать числа на данное число процентов. Применять их при решении задач;

- Воспитание патриотизма, уважения к родному краю, формирование позитивного отношения к окружающей среде;

- Развитие познавательного интереса к математике, расширение кругозора обучающихся

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий):

умение применять в жизни проценты, рассуждать и решать текстовые задачи; научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «процент», «процентное отношение двух чисел».

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных универсальных учебных действий)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: урок решения задач.

Формы работы с обучающимися: индивидуальная, в парах, групповая.

Оборудование: учебники по математике, раздаточный материал (конверт ответов, математическое лото, задачи в конвертах, самостоятельная работа, картинка-раскраска, рефлексивный алгоритм, домашнее задание), цветные карандаши или краски.

Категория обучающихся: 5 класс

Ожидаемые результаты:

- понимание обучающимися значения понятия процента для описания реальных процессов;

- нахождение процента от числа;

- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;

- развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;

- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих обучающихся к активной познавательной деятельности.

Этапы урока:

1. Организационный момент. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока;
2. Актуализация опорных знаний;

3. Работа по теме урока, включающая познавательное содержание и диагностирующая уровень усвоения знаний и умений;

4. Минутка релаксации. Релаксационная пауза «Порхание бабочки».

5. Самостоятельная работа;

6. Рефлексия (рефлексивный алгоритм);
7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.

Урок сопровождается презентацией: «Малая родина в истории большой страны». В данной презентации фотографии природы Шартановского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области.

Педагогическая задача: психологически настроить обучающихся для работы на уроке.

Учитель:

Если скажут слово родина

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор ...

З. Александрова

Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Учитель: И не случайно урок я начала с красивых слов, которые нам всем знакомы, потому что задачи, которые мы будем решать, связаны с нашей малой Родиной, а ведь малая Родина - это часть большой страны. А решать задачи, мы будем, используя математическое понятие …. А что это за понятие, узнаем из загадки:

Часть слова первая - предлог

Вторая - мелкая монета

А весь он, он бы нам помог

При счёте, ну, что же это? (процент)

2. Актуализация опорных знаний.

Чтоб задачи хорошо решать - надо теорию нам знать

Педагогическая задача: организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия процент, типов задач на проценты, правил перевода процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты.

Задание № 1: (Работа в группе) У вас на столе лежит конверт, в котором есть ответы на вопросы, которые я буду задавать. Вам необходимо из предложенных вариантов выбрать

те, которые являются верными ответами на предложенный вопрос. (Приложение 1)

Всё, что мы с вами повторили, отражено в информационном листе (Приложение 2)

Что такое процент - выучили наизусть,

Типы задач - повторили,

У каждого из вас конверты

На столах лежат,

В них друзья - игра

Не простая - математическая

Лото называется.

Задание № 2: (Работа индивидуальная) Игра: Математическое лото по теме «Проценты» (Приложение 3)

3. Работа по теме урока, включающая познавательное содержание и диагностирующая уровень усвоения знаний и умений.

Как просто всё, как всё понятно,

Могу задачи уж решать

Итак, мы начинаем.

Педагогическая задача: сформировать прочные навыки и умения обучающихся по решению задач на проценты.

Среди лесов, полей, болот,

Вига - реченька течёт,

Бежит, журчит, радуется жизни, переливается,

На многие километры разливается,

Где пологи берега - Вига широка,

Где высоки берега - Вига сузится тогда,

На одном из таких высоких берегов,

В стороне от больших дорог,

Посёлок Вига затерялся

Удивительные, добрые люди живут на посёлке

Шикарные леса - богатые ягодами и грибами,

Река Вига и маленькие речушки славятся рыбой,

На болотах много клюквы, брусники, морошки,

Есть на том посёлка и школа

Славится школа своими учителями и учениками.

Учитель: (Работа индивидуальная и парная) Все задачи, которые мы будет решать так или иначе связаны с нашей малой родиной, с Шартановской милой сторонкой. У каждого на парте лежит конверт с задачей. Решите задачу с последующей проверкой на доске. (Приложение 4)

Учитель: Много маленьких и больших деревень есть на территории Шартановского сельского поселения. Много и достопримечательностей, которыми гордится поселение. Это: и тополиный сквер, и сосна-долгожитель «Корни» и родник «Кристаллик».

Памятник природы - дерево-долгожитель «Корни». Высота сосны 25 метров обхват ствола 220 см.

Растёт на берегу крутом сосна,

Стоит уж много лет одна.

Она величаво шумит над рекой,

Качая своею прекрасной хвоёй.

Откуда взялась - не знает никто,

Но стоит она здесь уже очень давно.

Учитель: (Работа индивидуальная) У каждого на парте лежит конверт с задачей. Решите задачу с последующей проверкой на доске. (Приложение 5)

Учитель: Родник «Кристаллик» расположен на территории села Шартаново. Находится на холмистом склоне левого берега реки Вига. Высота над урезом воды 7 метров, расстояние до уреза воды в реке примерно 25 - 30 метров. Вытекает из водоносной породы- пески, водоупорная порода- глина.

В «Родниковой Долине» бьёт чудо-родник.

Говорят, что давно он на склоне возник.

Образуя ручей, сильно-сильно шумит,

Разговоры ведёт, что-то шепчет, журчит.

Вода в нём прозрачна и очень чиста,

Как горный хрусталь, как девичья слеза.

За это «Кристаллик» его мы назвали.

Учитель: (Работа парная) На парте лежит конверт с задачей. Решите задачу с последующей проверкой на доске. (Приложение 6)

4. Минутка релаксации. Релаксационная пауза «Порхание бабочки».

Педагогическая задача: организовать отдых учащихся для повышения внимания и активности для следующего этапа урока.

Учитель: Проделав трудоёмкую работу по решению задач, давайте немного отдохнём.

Пришло время немножко отдохнуть. Сядьте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите прекрасную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Они легки и грациозны. Теперь вообразите, что вы - бабочка. У вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущениями медленного парения в воздухе. А теперь взгляните на пёстрый луг, который находится перед вами. Посмотрите, сколько на нём цветов! Найдите самый красивый цветок и начинайте медленно приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно садитесь на пушистую серединку цветка. Вдохните ещё раз его аромат и откройте глаза.

Я рада снова приветствовать вас в классе на уроке математике.

5. Самостоятельная работа.

Педагогическая задача: выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Учитель: (Работа индивидуальная) Решите самостоятельную работу, каждый своего варианта. (Приложение 7)

6. Рефлексия (рефлексивный алгоритм).

Педагогическая задача: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (Приложение 8)

Учитель: Провести устный рефлексивный алгоритм, где обучающиеся проанализируют работу свою, соседа по парте и общую работу класса, дадут качественную и количественную оценку уроку. Алгоритм: Я - МЫ - ДЕЛО.

7. Домашнее задание (творческое с элементами математических знаний).

Педагогическая задача: научиться в процессе реальной ситуации составлять задачи, в которых используется математическое понятие «процент». (Приложение 9)

Остаётся в заключенье -

Мне сказать лишь об одном:

Пусть для Вас ваш край родной -

Расцветает с каждым днём!

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме:

Решение задач на проценты:

«Задачи малой родины в истории большой страны»


Этапы и задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие.

Организация внимания детей: мотивационная беседа учителя о родине, малой родине.

Если скажут слово родина

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор ...

Рассказ учителя сопровождается показом презентации о родном крае.

И не случайно урок я начала с красивых слов, которые нам всем знакомы, потому что задачи, которые мы будем решать, связаны с нашей малой Родиной, а ведь малая Родина - это часть большой страны. А решать задачи, мы будем, используя математическое понятие …. А что это за понятие, узнаем из загадки:

Часть слова первая - предлог

Вторая - мелкая монета

А весь он, он бы нам помог

При счёте, ну, что же это?

Универсальные учебные действия:

Личностные: самоопределение, проявление внимания, интереса, желания больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Слушают учителя, смотрят красочную презентацию природы Шартановской сельской администрации и посёлка Вига.

Настраиваются на урок.

Отгадывают загадку - процент

Актуализация опорных знаний

Организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия процент, типов задач на проценты, правил перевода процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты.

Чтоб задачи хорошо решать - надо теорию нам знать

Задание № 1: У вас на столе лежит конверт, в котором есть ответы на вопросы, которые я буду задавать. Вам необходимо из предложенных вариантов выбрать те, которые являются верными ответами на предложенный вопрос:



1.Что такое процент?

2.Как перевести проценты в десятичную дробь?

3.Как обратить десятичную дробь в проценты?

4.Перечислите типы задач на проценты?

Всё, что мы с вами повторили, отражено в информационном листе (на магнитной доске).

Что такое процент -

выучили наизусть,

Типы задач - повторили,

У каждого из вас конверты

На столах лежат,

В них друзья - игра

Не простая - математическая

Лото называется.

Задание № 2: Игра: Математическое лото по теме «Проценты»

Учитель проверяет правильность выполнения.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выполнение поставленной задачи.

Регулятивные: поиск решения проблемы обучающимися, определение степени успешности выполнения своей работы.

Работа в группе (садятся за одну парту)

Открывают конверт, находят правильные ответы. Поднимают их и проговаривают ответ.

Сотая часть числа

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100

Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100

Типы задач на проценты:

1. Нахождение процентов от числа

2. Нахождение числа по процентам

3. Нахождение процентов

Работа индивидуальная

Каждый открывает свой конверт с игрой. Быстро и правильно выполняет.

Работа по теме урока, включающая познавательное содержание и диагностирующая уровень усвоения знаний и умений


Сформировать прочные навыки и умения обучающихся по решению задач на проценты.


Как просто всё, как всё понятно,

Могу задачи уж решать

Итак, мы начинаем.


Среди лесов, полей, болот,

Вига - реченька течёт,

Бежит, журчит, радуется жизни, переливается,

На многие километры разливается,

Где пологи берега - Вига широка,

Где высоки берега - Вига сузится тогда,

На одном из таких высоких берегов,

В стороне от больших дорог,

Посёлок Вига затерялся

Удивительные, добрые люди живут на посёлке

Шикарные леса - богатые ягодами и грибами,

Река Вига и маленькие речушки славятся рыбой,

На болотах много клюквы, брусники, морошки,

Есть на том посёлка и школа

Славится школа своими учителями и учениками.

Все задачи, которые мы будет решать так или иначе связаны с нашей малой родиной, с Шартановской милой сторонкой. У каждого на парте лежит конверт с задачей. Решите задачу с последующей проверкой на доске.

Много маленьких и больших деревень есть на территории Шартановского сельского поселения. Много и достопримечательностей, которыми гордится поселение. Это: и тополиный сквер, и сосна-долгожитель «Корни» и родник «Кристаллик».

Высота сосны 25 метров обхват ствола 220 см.

Растёт на берегу крутом сосна,

Стоит уж много лет одна.

Она величаво шумит над рекой,

Качая своею прекрасной хвоёй.

Откуда взялась - не знает никто,

Но стоит она здесь уже очень давно.

У каждого на парте лежит конверт с задачей. Решите задачу с последующей проверкой на доске.

Родник «Кристаллик» расположен на территории села Шартаново. Находится на холмистом склоне левого берега реки Вига. Высота над урезом воды 7 метров, расстояние до уреза воды в реке примерно 25 - 30 метров. Вытекает из водоносной породы- пески, водоупорная порода- глина.

В «Родниковой Долине» бьёт чудо-родник.

Говорят, что давно он на склоне возник.

Образуя ручей, сильно-сильно шумит,

Разговоры ведёт, что-то шепчет, журчит.

Вода в нём прозрачна и очень чиста,

Как горный хрусталь, как девичья слеза.

За это «Кристаллик» его мы назвали.

На парте лежит конверт с задачей. Решите задачу с последующей проверкой на доске.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: составление плана по выполнению задач на проценты различных типов.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели,

формулирование познавательной цели, самостоятельное выполнение поставленной задачи.



Работа индивидуальная и в парах.

Решают задачи.




Работа индивидуальная

Решают задачи.

Записывают решение на доске.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.

Работа в парах

Решение записывают на доске.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Минутка релаксации

Релаксационная пауза

«Порхание бабочки».


Организовать отдых обучающихся для повышения внимания и активности для следующего этапа урока.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите прекрасную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Они легки и грациозны. Теперь вообразите, что вы - бабочка. У вас красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущениями медленного парения в воздухе. А теперь взгляните на пёстрый луг, который находится перед вами. Посмотрите, сколько на нём цветов! Найдите самый красивый цветок и начинайте медленно приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно садитесь на пушистую серединку цветка. Вдохните ещё раз его аромат и откройте глаза.

Универсальные учебные действия:

Личностные: проявление внимания, интереса, желания узнать: что же дальше?.

Учащиеся, после сложного этапа урока отдыхают.

Закрыв глаза слушают учителя.

Самостоятельная работа с элементами раскрашивания картины с природой


Выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.


Решите самостоятельную работу, каждый своего варианта.

Инструкция: Решив упражнение в самостоятельной работе, найдите ответ в таблице кодов, и разукрасьте часть рисунка тем цветом, который указан в таблице.

Номер каждого задания соответствует номеру на картинке-раскраске.

Желаю успеха!

Работа индивидуальная

Учащиеся решают в рабочих тетрадях самостоятельную работу по вариантам.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждений.

Формирование вычислительных навыков; мотивация учения - развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

Рефлексия


Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Подведение итогов урока.

Провести устный рефлексивный алгоритм, где обучающиеся проанализируют работу свою, соседа по парте и общую работу класса, дадут качественную и количественную оценку уроку.

Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность.

Алгоритм:

Я - МЫ - ДЕЛО

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Домашнее задание


Научиться в процессе реальной ситуации составлять задачи, в которых используется математическое понятие «процент».

Творческое с элементами математических знаний:

Составить задачи на проценты различных типов. Данные для задач можно спросить у:

- родителей;

- заместителя директора школы по учебной работе Поповой С. А.;

- повара Смирновой Е. А.;

- завхоза школы Дубницкой Г. Н.;

- фельдшера Вигского ФАПа Ельцовой М. В. и Шартановского ФАПа Смеловой Т. В.;

- администрации Шартановского сельского поселения;

- библиотекаря школы Князевой О.А. и библиотекарей п. Вига и с. Шартанова;

- продавца магазина;

- учителя-предметника;

- друзей, учащихся старших классов, знакомых.

Оформить можно в любом виде и любого формата:

- книжка-раскладушка;

- альбом;

- сборник;

- файловая папка;

- презентация;

- газета.

Урок заканчивается словами:

Остаётся в заключенье -

Мне сказать лишь об одном:

Пусть для Вас ваш край родной -

Расцветает с каждым днём!

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: целеполагание, составление плана по условию задач на проценты различных типов.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли;

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных и интересных задач.








Приложение 1

Конверт ответов по теме: «Проценты»

Сотая часть числа


Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100


Нахождение числа по процентам


Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100


Нахождение процентов


Нахождение процентов от числа


Обозначают %


Записать в виде дроби

Узнать в одном проценте и умножить на количество процентов

Узнать в одном проценте и умножить на 100






Приложение 2

Информационный лист по теме: «Проценты»

Решение задач на проценты по математике в 5 классе

Решение задач на проценты по математике в 5 классе





Процент - сотая часть числа.

Обозначают - %


Слово "процент" происходит от латинских слов pro b centum,

что буквально означает "со ста"


Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100

0,971 = 0,971 ∙ 100%

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100

39% = 39 : 100 = 0,39

Приложение 3

Игра: Математическое лото по теме: «Проценты»



Процент - это

сотая часть числа

0,27


27%

3 %


0,03

1



100 %

¾


75 %


половина


50 %

25 %


Четверть








Приложение 4

  1. Площадь Чухломского муниципального района составляет 364327 га. А площадь Шартановского сельского поселения составляет 3,3 % от площади Чухломского муниципального района. Какова площадь Шартановского сельского поселения? Ответ округлите до целых.

Решение: Решение задач на проценты по математике в 5 классе3,3 % = 0,033

364327 · 0,033 = 12022,791(га) = 12023 (га)

  1. Леса Костромской области занимает 4700000 га, а леса Чухломского муниципального района 307315 га. Какой процент составляют леса Чухломского муниципального района от лесов Костромской области? Ответ округлите до сотых.

Решение: 307315 : 4700000 = 0,065 = 0,07 = 7 %

  1. Река Вига берёт своё начало на Галичской возвышенности (в районе посёлка Курьяново), и протекает по равнинной местности. Впадает Вига в реку Унжа на самой границе Костромской и Вологодской области. Узнайте (в километрах) протяжённость реки Вига, если известно, что по посёлку Вига речка тянется на расстоянии 11 километров, что составляет 6,3%. Ответ округлите до единиц.

Решение:

11 : 6, 3 · 100 % = 17 4, 6 = 175 (км)

Приложение 5

  1. Продолжительность жизни сосны обыкновенной 600 лет. Сколько процентов жизни прожила сосна «Корни», если ей 220 лет. Ответ округлите до единиц.

Решение: 220 : 600 · 100 % = 36,6 % = 37 %

  1. Длина окружности ствола сосны «Корни» 2 метра 29 см. Диаметр ствола составляет 32 % от длины окружности сосны. Чему равен диаметр сосны «Корни»? Ответ округлите до единиц.

Решение: 2м 29 см = 229 см

229 : 100 · 32 % = 73,28 см = 73 см.

Приложение 6


  1. Сколько литров воды в минуту вытекает из родника «Кристаллик», если 25 литров составляет 83 %? Ответ округлите до единиц.

Решение: 25 : 83 · 100 % = 30,12 л = 30 л.

Приложение 7

Инструкция: Решив упражнение в самостоятельной работе, найдите ответ в таблице кодов, и раскрасьте часть рисунка тем цветом, который указан в таблице.

Номер каждого задания соответствует номеру на картинке-раскраске.

Самостоятельная работа

1 вариант

1.Найдите 25% от 300

2.Найдите число, если 2% от него равны 50.

3. В классе 25 учеников, из них 40 % учащихся занимаются в кружке юный натуралист. Сколько учеников занимается в кружке юный натуралист?

4. Туристы прошли до первого привала 13км, что составляет 25% всего пути. Сколько километров им осталось пройти?

5. Товар стоил 500 рублей. Во время распродажи его цена была уменьшена на 20%. Какова новая цена товара?

2 вариант

1.Найдите 12% от 700

2.Найдите число, если 25% от него равны 300.

3.В классе 20 учеников, из них 25% учащихся занимаются в экологическом кружке. Сколько учеников занимается в экологическом кружке?

4.Туристы прошли до первого привала 11км, что составляет 20% всего пути. Сколько километров им осталось пройти?

5. Товар стоил 800 рублей. Во время распродажи его цена была увеличена на 5%. Какова новая цена товара?

Ответы:

Задания

1

2

3

4

5

1 вариант

75

2500

10

39

400

2 вариант

84

1200

5

44

840

Таблица кодов

Номер задания

Ответ

Цвет раскрашивания


Вариант 1

Вариант 2


1

75

12

375

84

616

784

жёлтый

коричневый

оранжевый

2

2500

100

25

1200

100

12

зелёный

сиреневый

изумрудный

3

10

20

15

5

15

10

голубой

белый

синий

4

39

42

55

44

55

33

коричневый

чёрный

зелёный

5

400

100

200

840

760

400

красный

оранжевый

коричневый

Картинка-раскраскаРешение задач на проценты по математике в 5 классе

Приложение 8

Рефлексивный алгоритм

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).

«МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему).

«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее).


Приложение 9

Составить задачи на проценты различных типов. Данные для задач можно спросить у:

- родителей;

- заместителя директора школы по учебной работе Поповой С. А.;

- повара Смирновой Е. А.;

- завхоза школы Дубницкой Г. Н.;

- фельдшера Вигского ФАПа Ельцовой М. В. и Шартановского ФАПа Смеловой Т. В.;

- администрации Шартановского сельского поселения;

- библиотекаря школы Князевой О.А. и библиотекарей п. Вига и с. Шартанова;

- продавца магазина;

- учителя-предметника;

- друзей, учащихся старших классов, знакомых.

Оформить можно в любом виде и любого формата:

- книжка-раскладушка;

- альбом;

- сборник;

- файловая папка;

- презентация;

- газета.



Самоанализ урока математики в 5 классе по теме:

Решение задач на проценты:

«Задачи малой родины в истории большой страны»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства. Поэтому на духовно-нравственное воспитание надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике. Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:

- нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);

- нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);

- нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)

- нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья);

- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у обучающихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но в краеведении много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа - это уже прерогатива математики.

Данный урок - это урок решения задач на проценты, разработан для учащихся 5 класса, изучающих материал по учебнику Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009. Содержание материала и форма организации урока была посвящена формированию духовно-нравственного сознания обучающихся. Использование на уроке мультимедийной презентации с прекрасными местами Шартановского сельского поселения и посёлка Вига, способствует эмоциональному настрою обучающихся на урок, позволяет сделать урок ярким и незабываемым.

Цели:

- Организовать деятельность обучающихся по закреплению понятия процент, правил перевода процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты;

- Сформировать прочные навыки и умения находить процент от числа и числа по известному количеству процентов от него, выражать процентное отношение двух чисел, увеличивать и уменьшать числа на данное число процентов. Применять их при решении задач;

- Воспитание патриотизма, уважения к родному краю, формирование позитивного отношения к окружающей среде;

- Развитие познавательного интереса к математике, расширение кругозора обучающихся.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий):

умение применять в жизни проценты, рассуждать и решать текстовые задачи; научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «процент», «процентное отношение двух чисел».

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных универсальных учебных действий)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: урок решения задач.

Формы работы с обучающимися: индивидуальная, в парах, групповая.

Категория обучающихся: 5 класс

Ожидаемые результаты:

- понимание обучающимися значения понятия процента для описания реальных процессов;

- нахождение процента от числа;

- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;

- развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;

- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих обучающихся к активной познавательной деятельности.

Оборудование: учебники по математике, раздаточный материал (конверт ответов, математическое лото, задачи в конвертах, самостоятельная работа, картинка-раскраска, рефлексивный алгоритм, домашнее задание), цветные карандаши или краски.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями обучающихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по математике.

Урок прошел в соответствии с предварительным замыслом и планом данного урока «Проценты».

Основные цели урока достигалась мною и учащимися на каждом этапе урока:

  • формирование умений решать задачи практической направленности;

  • развитие логического мышления, интереса к предмету математика;

  • показать широту и актуальность применения процентов в жизни.

Класс маленький - двое обучающихся. Успеваемость - 100 %, качество знаний - 50 %. На первом этапе урока (организационный момент) был мотив к побуждению действий с помощью беседы и мультимедийной презентации. Такие моменты, как кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока, установка внимания всего класса дали положительный результат для дальнейшей работы на уроке.

Второй этап урока (актуализация опорных знаний) достиг положительных результатов - были использованы различные методов проверки знаний (конверт ответов, математическое лото), поэтому привлекли обучающихся к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы на данном этапе. Все обучающиеся имеют хорошие вычислительные навыки в устном счёте. Работа на этом этапе тоже принесла свои положительные результаты. На данном этапе мы повторили, что такое процент, основные типы задач на проценты, перевод процентов в десятичную дробь, обращение десятичной дроби в проценты. Работа была и групповая, и индивидуальная, а так как в классе двое обучающихся, то наверно, групповая работа и работа в парах одна и та же, хотя смысл работы я думаю, отличается.

Третий этап урока (решение практических задач) проверяется не только правильность знаний, но также их глубина, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных обучающихся даёт положительные результаты - выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические задачи, умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Учащиеся были активны на данном этапе урока.

Четвёртый этап урока (минутка релаксации) помогает организовать отдых обучающихся для повышения внимания и активности для следующего этапа урока.

Пятый этап урока (самостоятельная работа). В конце урока каждый учащийся написал самостоятельную работу: не только правильно решал вычислительные задачи, но и был ещё художником, нарисовав картину природы своей малой родины. Учащиеся показали не только свои теоретические знания при решении задач, но и свои творческие способности, тем самым раскрывается познавательный интерес к предмету и расширяется кругозор по предмету.

Шестой этап урока (рефлексия). Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, то есть контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее можно проводить на различных этапах урока, но я провожу пока только на заключительном этапе урока. Технологических приёмов рефлексии очень много, и один из таких приёмов учить обучающихся реализации рефлексивного алгоритма:

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).

«МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему?).

«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее).

Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность. Проведение рефлексии (в данном случае: в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов. Обучающиеся объективно дали самооценку своей деятельности, деятельности класса в целом и деятельности общего дела по проблеме на уроке.

Седьмой этап урока (домашнее задание творческое с элементами математических знаний). На этом этапе необходимо сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, включение в состав домашнего задания познавательных задач с практическим содержанием, с которыми мы встречаемся на каждом шагу в нашей жизни, даже не подозревая об этом.

Специфика данного урока - это работа учащихся в парах, индивидуальная и групповая (решение реальных жизненных задач, совместное обсуждение).

Время на уроке, я считаю, было распределено рационально. Не изучалась новая тема, поэтому больше времени выделено на устную работу, повторение теоретического материала, решение задач, выполнение самостоятельной работы с элементами раскрашивания картинки-природы, применение процентов при решении реальных жизненных задач, также вспомнили округление чисел и использовали при работе микрокалькуляторы (что гораздо облегчило работу учеников). Использовались здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, минутка релаксации: релаксационная пауза «Порхание бабочки»).

Работоспособность учащихся была высокая. Было решено достаточное количество задач на проценты. За урок были получены следующие оценки: "5" - 1 учащийся, "4" - 1 учащийся. Успеваемость и качество знаний на данном уроке - 100%

Считаю, что цели и задачи этого урока достигнуты, ожидаемые результаты превосходят сами себя. Я очень довольна уроком, и довольна тем, что смогла вдохновить детей на активную познавательную деятельность:

- мы повторили теоретический материал по теме: "Проценты";

- сумели правильно применить его на практике при решении задач;

- показали свои способности в рисовании.

На уроке использовала принцип Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают".




Директор МКОУ Вигская СОШ: _________ (Русова Н. Н.)



Заместитель директора по учебной работе МКОУ Вигская СОШ: _________(Попова С. А.)





Литература:


1. Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Москва: Мнемозина, 2009 год;

2. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Задания для обучения и развития. «Интеллект-Центр» Москва 2007 год;

3. Миндюк Н.Г. Алгебра. Рабочие программы. Издательство «Просвещение» 2011 год;

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение» 2011 год.


Internet - ресурсы:

1. koipkro.kostroma.ru/chuhloma/metodika/matem/DocLib12/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A3%D0%A3%D0%94%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf

2. chuhloma.net/index/shartanovskoe_selskoe_poselenie/0-17

3. region.kostroma.ru/area/mapobl/municipal/chuhloma/index.aspx


© 2010-2022