План конспект интегрированного урока

План-конспект интегрированного урока«Энерготраты человека и пищевой рацион»МАОУ СОШ №16 города СыктывкараУчитель математики: Ковалева Татьяна МихайловнаУчитель биологии: Парначева Светлана ЮрьевнаПредмет биология и математика7 классТема «Энерготраты человека и пищевой рацион»Задачи:Образовательные: Формировать ключевые компетенции в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснить их энергетическую ценность и значение при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты, ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект интегрированного урока

«Энерготраты человека и пищевой рацион»

МАОУ СОШ №16 города Сыктывкара

Учитель математики: Ковалева Татьяна Михайловна

Учитель биологии: Парначева Светлана Юрьевна

Предмет биология и математика

7 класс

Тема «Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цель урока:

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.

Предметных:

Метапредметных:

Личностных:

1.Связанных с формированием общенаучных знаний

-создать условия для развития способностей эффективного усвоения знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания; умения решать задачи на вычисление процента от числа; (I тип), алгоритма решения задач на нахождение числа по его проценту; (II тип) ; создать условия для выявления необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам;

2. Связанные с формированием общепредметных знаний:

-создать условия для формирования понятия «энерготраты, пищевой рацион»;

-развить способности давать физиологическое обоснование правилам приема пищи;

-закрепить умение составлять пищевой рацион для подростка;

- повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "десятичные дроби", определить уровень усвоения знаний по данной теме

-создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

-развивать речь учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

-продолжать через разрешение простейших жизненных (ситуационных) задач создавать условия для развития логического мышления;

-поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

-отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

Создание условий для :

а) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

б) повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

в) развития способностей к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения;

г) безопасной здоровьесберегающей среды через применение смены видов деятельности (практическая работа по составлению пищевого рациона и определению знергозатрат подростка, решение задач, устная викторина, анализ меню школьной столовой)

д) поддержания учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

е) установки на здоровый образ жизни реализации в реальном поведении и поступках.

Задачи:

Образовательные: Формировать ключевые компетенции в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснить их энергетическую ценность и значение при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты, развитие вычислительных навыков.

Развивающие: Научить правильно, составлять пищевой рацион подростка с учётом возрастных, индивидуальных, физиологических особенностей с учётом энерготрат. Развивать частично-поисковые и исследовательские компетенции учащихся, логическое мышление и умение анализировать.

Воспитательные: Формировать у школьников ключевые компетенции в сфере знаний о важности сохранения здоровья, бережном отношении к нему, здорового образа жизни. Развивать познавательные интересы, применять биологические знания на практике.

Формы организации деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование:

Таблица калорийности готовых блюд, таблица затрат энергии людей на разные виды деятельности, примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах, правила приема пищи.

Комплекс мультимедиа, экран, слайды презентации по данной теме.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

(в минутах)

1

Оргмомент

Проверка готовности класса к уроку

1

2

Введение в урок

Слайд №1

Включается презентация «Энерготраты человека и пищевой рацион».

Тема урока отображается через проектор на экран и записывается на доске.

Четырнадцать-шестнадцать лет - это самый непредсказуемый, стремительный возраст, время активного формирования желез внутренней секреции. Если до 16 лет не сложилось правильное представление о пище, то с возрастом изменить привычки в еде будет очень трудно или практически невозможно. А это грозит не только избыточным весом, но и серьезными проблемами со здоровьем. За счет быстрого роста и развития в этом возрасте имеется повышенная потребность в калориях и питательных веществах. Сегодня на уроке познакомимся с суточными затратами энергии подростками, обоснуем необходимость сбалансированного питания, докажем необходимость соответствия калорийности пищи энергозатратам подростка, научимся правильно составлять пищевой рацион для себя. Эпиграфом к нашему уроку является высказывание Сократа: « Мы живем не для того чтобы есть, а для того чтобы жить».Что для вас является питание?

Тема урока записывается в тетрадях. Обращаем внимание ребят на оформление доски. « Мы живем не для того чтобы есть, а для того чтобы жить».





Варианты ответов: традиция, средство выживания, нечто съедобное, ощущение защищенности, средство общения, источник развлечения, чтобы жить, чтобы расти, для удовольствия, чтобы оставаться здоровым, чтобы отметить событие, чтобы получить энергию. ( Ответы ребят)

3

3

Актуализация опорных знаний

Слайд

№2

Основополагающий вопрос: Зачем человек ест?

-проблемные вопросы:

Как правильно питаться?

Как калории влияют на наш вес?

Какой вес является нормальным?

Способы определения энергозатрат?

Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов: питание должно быть регулярным, сбалансированным, умеренным, разнообразным. Такое питание является синонимом понятия «здороввье»

2

4

Основная часть

Слайд №3-4










Слайд№5


Слайд №6-7


Слайд

№8-12



1. Единственным источником для восполнения энергии при работе мышц являются органические вещества (белки, жиры и углеводы), подвергающиеся в клетках распаду и окислению, в результате чего освобождается скрытая в них внутренняя энергия. Она высвобождается в организме, а затем расходуется на удовлетворение его нужд. В этом состоит энергетическая функция пищи.

Рассматривая процессы обмена энергии в организме за определенный промежуток времени, например за сутки, можно определить общие энергозатраты организма и количество энергии, поступившее с пищей. При равенстве этих величин обеспечивается полное удовлетворение энергетических нужд организма. Отсюда вытекает важнейший принцип рационального питания: общее энергосодержание пищи, потребляемой за определенный период, должно строго соответствовать суммарным энергозатратам организма за это же время. Для измерения энергии, которую наш организм получает от пищи, мы пользуемся единицей измерения - калория или килокалория (1ккал=1000кал). Мы не толстеем от избытка калорий по одной простой причине: калории никоим образом не связаны с пищей. Калория - это мера измерения: в них измеряют энергию или тепло. Одной калории равняется тепло, необходимое для того, чтобы нагреть один грамм воды на один градус Цельсия. Но почему же говорят, что мы поправляемся от калорий?

Роль топлива в человеческом организме играет пища. Пища, поступая в организм, соединяется с кислородом. Можно сказать, что она «сгорает» как топливо. Разные виды пищи, как и разные виды топлива, содержат различный запас энергии. Например, один грамм белка дает четыре калории, один грамм жира - девять. Организму все равно, какое топливо используется для получения энергии, до тех пор, пока этой энергии достаточно для поддержания жизни.

Жиры - самый эффективный источник энергии. При «сгорании» в организме 1 г жиров выделяется примерно столько же энергии, как и при сгорании 1 г бензина.

Количество калорий, необходимое человеку, зависит от работы, которую он выполняет.

Расход калорий зависит и от времени года, поэтому зимой, мы расходуем их больше, чем летом. Детям необходимо больше калорий, чем взрослым.

2.Ребятам предлагается составить режим дня в соответствии своей группы.

Исходя из составленного режима дня необходимо рассчитать затраты энергии

При составлении пищевого рациона учитывают потребность организма во всех питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях

3.На основе наблюдений за меню в школьной столовой вы подсчитали: второй завтрак в среднем составил 540 калорий. Какое количество калорий необходимо дополучить?

.

Класс разбит на группы по видам внеурочной деятельности: музыканты (ребята, занимающиеся в музыкальной школе), спортсмены (ребята, занимающиеся в спортивных секциях), лингвисты, исследователи.

Каждая группа получила папку с материалами: таблица калорийности готовых блюд, таблица затрат энергии людей на разные виды деятельности, примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах, правила приема пищи.







Участники групп составляют примерный режим дня.

Учащиеся рассчитывают энергию, затраченную за сутки.Музыканты-2800кал.,спортсмены-3200кал.,лингвисты-2850кал.,исследователи-3000кал.

Участники групп составляют пищевой рацион, выбирая готовые блюда из предложенной таблицы.

17

5

Биофизкультминутка

Слайд №13-20

Ученикам предлагается биологическая физкультминутка.

Используя пословицы и поговорки русского народа, сформулируйте правила приема пищи и дайте им физиологическое обоснование.

Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу;

«Кто хорошо жует, тот долго живет».

«Хорошо прожуешь, сладко проглотишь».

«Умеренность - мать здоровья».

«Сладко естся, так плохо спится».

«Щи да каша - пища наша»

«Не будет хлеба, не будет и обеда».

Работа в группе по принципу «Один за всех и все за одного». Один из учащихся группы дает развернутый ответ. За правильный ответ - группа одновременно встает, поднимают руки над головой - хлопают.

Если отвечающий раскрыл вопрос не полностью группа сидит и вращают головой по кругу. Желающие дополнить ответ встают самостоятельно и отвечают.

2

6

Решение задач

Слайд№21

Слайд№22-23





Слайд№24

Слайд№25

1.Продолжим нашу работу. ЗАДАЧА

День среднего пятиклассника начинается в 7 ч. Утра и заканчивается в 9 ч. вечера. Оптимальные интервалы между приемами пищи составляет 3 ч. Сколько раз в день должен питаться школьник? Определите время приёма пищи, учитывая, что последний прием должен происходить не позднее, чем за 1,5 ч. до сна.

Решая задачу, определите сколько раз в день должен питаться школьник и время приема пищи.

2.Далее предлагаются задачи, решив которые вы узнаете суточную потребность в витаминах В1и В2 ,и микроэлементах железа и меди.

ЗАДАЧА

Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.

ЗАДАЧА

Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.

3. ЗАДАЧА

Во время экскурсии учащимся 5 класса было куплено 13 пакетов чипсов по 17,8 руб. за пакет, 8 стаканов попкорна по 12,6 руб. за стакан и 17 бутылок сладкой газировки по 11,6 руб. за бутылку. После окончания экскурсии родителями было куплено активированного угля на 54,3 рубля, фосфалюгеля на 264,9 рубля и мезима на 189,5 руб. На что больше было потрачено денег: на развлечение или на преодоление последствий развлечения?

4.Выполните действия. Правильным ответам соответствуют продукты, вносящие существенный вклад в развитие избыточной массы тела.

1) 6,82+(15-0,024):0,72+10·0,01 2) (44,66+100,006):4,8-0,179:0,1 3) 37,2:(1,6-1,352)-30,8·(1,25+2,8) 4) 15,3:15+(8,484:1,05+0,034:1,7)·0,01 27.27-попкорн 37.73-апельсины 72.27-творог 28.28-копченые колбасы 82.28-сыр 28.82-яблоки 25.26-чипсы 52.26-ряженка 26.25-морс 1.101-сладкая газировка

Дети решают задачи и записывают результат в тетрадь.

1. Ответ: 5 раз; 7ч. 30мин.; 10ч. 30мин.; 13ч. 30мин.; 16ч. 30мин.; 19ч. 30мин.

2. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг..

Ответ: 8 мг, 5 мг.

3. Ответ: 529,4 руб. на развлечения 508,7 руб. на лечение



Веселое оживление.

Решая предложенные примеры, учащиеся выявляют «полезные» продукты

15

7

Заморочки из бочки

Слайд №26

1. Пища в организме расщепляется,

В вещества простые превращается,

Пищи происходит усвоение,

И тому виной … что?

2. Пища попадает в рот.

Глотка, дальше … что?

3.Отгадай!

Вокруг проруби сидят белые голуби.

1.Пищеварение



2.Пищевод

3.Рот и зубы

2

8

Итог урока.

Слайд№29



-Вернемся к началу урока. Тема урока называется «Энерготраты человека и пищевой рацион». Ключевые вопросы: что такое питание? Какое значение имеет пища в жизни человека? Были раскрыты полностью. Определена связь питания подростка, пищевого рациона, и его энергетических затрат. В ходе урока мы использовали свои знания по биологии и математике.

Завершая урок, мы ответим на вопрос: «Что нового узнали и чему научились?»

- Учитель предлагает оценить работу в группах и индивидуальную.

•работал активно или нет.

•своей работой доволен или нет.

•мое настроение стало лучше или нет.

•кого из своих одноклассников ты бы отметил на уроке и за что.

-научились рассчитывать свои энергозатраты

-научились составлять пищевой рацион


Для оценки работы в группах и индивидуально были розданы бланки с вопросами.

2

9

Домашнее задание

Пользуясь дополнительной литературой, составить индивидуальный суточный рацион, режим питания (каникулы, учебное время)

Запись в дневниках

1

Приложение №1

Презентация

План конспект интегрированного урока

Приложение №2 Примерные затраты энергии при различных видах деятельности человека

Чтобы узнать свои энергозатраты, нужно умножить коэффициент на свой вес и на продолжительность физической активности.

Например, если вы весите 70 кг и занимаетесь интенсивной аэробикой на протяжении 30 минут.

Вы израсходуете: 7,4 * 30 / 60 * 70 = 258 ккал.


Примерные затраты энергии при различных видах деятельности человека

Вид деятельности

Затраты,
ккал/(час*1кг массы)

Сон

0.83

Отдых лежа (без сна)

1.1

Чтение

1.2

Письменная работа сидя

1.7

Умывание

1.8

Шитье

1.8

Езда в транспорте

1.8

Подметание пола

2.4

Игра на фортепьяно

2.4

Работа на садовом участке

2.5-6

Плавание (10 м/мин)

3

Катание на коньках

3-10

Ходьба по ровной дороге (4 км/час)

3.2

Езда на велосипеде

3.5-9

Зарядка

3.6

Настольный теннис

3.6

Волейбол

3.6

Гимнастические упражнения вольные

4.2-14

Футбол

7.2

Баскетбол

7.8

Плавание (50 м/мин)

10

Борьба

11-16

Ходьба на лыжах (12 км/час)

12

Бокс

15

Дела по дому

уход за ребенком (купание, кормление)

3.7

детские игры

5.3

приготовление еды

2.6

покупка продуктов

3.7

тяжелая уборка

4.7

просмотр телепередач

0.8

Спорт

быстрые танцы

6-15

медленные танцы

3.2

хоккей

8.5

Работа на даче

работа в огороде (общая)

4.7

рубка дров

6.4

выкапывание ям

5.3

складывание, переноска дров

5.3

работа в огороде (прополка)

4.9

укладывание дерна

5.3

работа с газонокосилкой

4.7

посадка в огороде

4.2

посадка деревьев

4.7

работа граблями

4.2

уборка листьев

4.2

ручная уборка снега

6.4

Чтобы узнать свои энергозатраты, нужно умножить коэффициент на свой вес и на продолжительность физической активности.

Например, если вы весите 70 кг и занимаетесь интенсивной аэробикой на протяжении 30 минут.

Вы израсходуете: 7,4 * 30 / 60 * 70 = 258 ккал.

Приложение №3



Таблица калорийности готовых блюд - первые блюда

наименование

белки, г

жиры, г

углеводы, г

энерг. ценность, ккал

Борщ вегетарианский с капустой, картофелем и фасолью

1,5

1,6

6,0

45

Бульон куриный

0,5

0,1

0,0

3

Солянка мясная без сметаны

2,0

3,0

1,3

41

Суп вегетарианский картофельный с рисом

0,9

1,1

8,4

47

Суп гороховый вегетарианский

2,7

2,2

7,7

61

Щи из квашеной капусты с картофелем

0,9

2,1

2,6

32

Таблица калорийности готовых блюд - вторые блюда

наименование

белки, г

жиры, г

углеводы, г

энерг. ценность, ккал

Бефстроганов из говядины с соусом

16,6

13,1

5,7

207

Бигмак

12,4

6,7

18,3

183

Бифштекс из говядины натуральный

29,0

11,0

0,0

217

Блинчики с мясом (с маслом)

12,0

14,8

23,3

274

Блинчики с повидлом

6,0

8,3

49,4

296

Блинчики с творогом

12,0

13,0

23,4

259

Вареники с вишней

3,9

0,8

33,3

156

Вареники с картофелем

4,0

4,5

25,3

158

Винегрет овощной с растительным маслом

1,4

10,0

6,6

122

Гамбургер

12,2

2,4

25,5

172

Говядина, жаренная с луком

18,2

9,7

5,3

181

Голубцы овощные с рисом

1,9

9,6

8,1

126

Горбуша жареная

19,8

12,0

6,5

213

Греча рассыпчатая

5,9

1,6

29,0

154

Грибы жареные

9,2

7,2

2,3

120

Гуляш из говядины

12,5

6,0

4,0

120

Гуляш из свинины с соусом

8,8

20,0

4,2

231

Капуста свежая тушеная

2,1

3,3

9,6

77

Капуста цветная обжареная

1,5

6,5

5,1

86

Картофель жареный

2,8

9,5

22,0

185

Картофель, жаренный с грибами

3,7

9,0

18,1

169

Картофель, тушенный со свининой

4,5

10,6

11,2

158

Картофель фри

3,8

15,1

29,0

267

Картофельная запеканка с мясом

5,3

5,8

15,2

134

Колбаса вареная

12,5

28,0

0,0

300

Колбаса варено-копченая

16,2

44,5

0,0

466

Колбаса копченая

26,0

42,0

0,0

480

Котлеты жареные (куриные)

20,0

7,5

16,1

212

Курица отварная без кожи

29,8

1,8

0,5

137

Макароны отварные

3,6

0,4

21,3

103

Минтай жареный

16,2

9,5

8,6

185

Пельмени со сметаной

8,7

13,4

14,0

211

Перец, фаршированный мясом и рисом

8,0

3,5

7,8

95

Пицца мясная

6,4

11,7

13,2

184

Пицца с сыром

6,6

13,3

22,7

237

Рис рассыпчатый

2,4

0,4

23,6

107

Сардельки свиные

10,1

31,6

0,0

325

Свинина жареная

17,7

37,4

0,0

407

Таблица калорийности готовых блюд - молочные блюда

наименование

белки, г

жиры, г

углеводы, г

энерг. ценность, ккал

Вареники ленивые

13,9

4,7

22,2

161

Запеканка творожная

16,4

12,1

14,8

233

Каша овсяная на молоке с сахаром

3,8

3,1

16,3

108

Каша гречневая на молоке без сахаром

4,4

2,5

20,6

123

Каша рисовая на молоке с сахаром

2,9

1,9

20,9

113

Омлет

10,1

13,4

1,9

168

Таблица калорийности готовых блюд - десерты

наименование

белки, г

жиры, г

углеводы, г

энерг. ценность, ккал

Варенье (в среднем)

0,4

0,2

80,0

325

Пирожки жареные (в среднем)

5,0

10,0

33,0

250

Пирожки печеные (в среднем)

7,0

6,0

38,0

230

Пирожные (в среднем)

5,0

10,0

65,0

350

Торт вафельный

3,0

32,0

59,0

540

Торт медовый

4,0

21,0

51,0

409

Торт "Птичье молоко"

6,0

12,0

59,0

356

Торт слоеный с кремом

9,0

37,0

44,0

542

Шарлотка с яблоками

3,6

4,8

27,6

168



© 2010-2022