- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока по математике. Тема: «Геометрическая вероятность»
План-конспект урока по математике. Тема: «Геометрическая вероятность»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ковалёва Г.А. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики в основной школе» (36 часов) вариативный модуль.
Итоговая работа выполнена Ковалевой Галиной Александровной, учителем математики МОУ «СОШ №14 с УИОП», г. Сергиев Посад, гр. 199
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Геометрическая вероятность»
Цель урока: ввести определение геометрической вероятности
Задачи: рассмотреть определение геометрической вероятности при выборе точки из фигуры на плоскости, при выборе точки из отрезка, из дуги окружности, при выборе точки из числового отрезка; добиться качественного понимания этого определения; научиться применять его при решении задач.
Тип урока: лекционно-семинарский
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Ход урока:
-
Организационный момент формулирование темы урока
-
Постановка задачи (этап - "интрига")
Учитель просит учеников дать классическое определение вероятности и предлагает задачу.
Задача о монете.
На тетрадный лист в линейку наудачу бросается рублевая монета. Расстояние между линейками равно 8 мм, диаметр монеты 20 мм. Какова вероятность того, что монета пересечет
а) две линии б) три линии?
Ученики должны рассмотреть все возможные элементарные события в этом опыте и убедиться, что монета пересекает 2 или 3 линии. Важно подвести учеников к мысли, что исходы опыта можно связать с расстоянием от центра монеты до ближайшей линейки.
Результатом работы с этой моделью должно быть, что количество возможных исходов (элементарных событий) в этом опыте бесконечно много! Это числа из отрезка [0; 4]. Благоприятствующих элементарных событий, соответствующих а) и б) тоже бесконечно много…
КАК ПОСЧИТАТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ?
-
Геометрическое определение вероятности при выборе точки из фигуры на плоскости
Ученикам предлагается рассмотреть следующую задачу (фронтальная работа с обсуждением, причем учителю следует вводить определение после попыток учеников самостоятельно ответить на вопрос задачи).
Точку наудачу бросают в область F на плоскости. Какова вероятность того, что точка попадет в некоторую область G, которая содержится в фигуре F?
Если предположить, что попадание в любую точку области F равновозможно, то вероятность попадания случайной точки в область G будет равна отношению площадей области G и области F, то есть
, где
A={точка попадет в область G}
Такое определение вероятности называется геометрическим.
Заметим, что площадь фигуры G не больше, чем площадь фигуры F, поэтому P (A)≤1.
Имеет смысл после введения определения поработать над качественным пониманием его, предложив следующий пример:
Выберем на географической карте мира случайную точку (зажмурили глаза и показали указкой).
- Какова вероятность что эта точка окажется в России? (Для ответа на вопрос нужно знать какую часть всей карты занимает Россия)
- Какова вероятность попасть в Гринвичский меридиан (Как ни странно, придется положить ее равной 0, так как площадь меридиана равна 0 - попасть указкой точно в меридиан невозможно)
4. Решение задач
Точку наудачу бросают в квадрат, сторона которого равна 1. Какова вероятность того, что расстояние от этой точки до ближайшей стороны квадрата не больше, чем
Решение этой задачи провести при фронтальном обсуждении его. У доски может работать ученик или учитель (зависит от подготовленности аудитории)
Решение
SF=1 (площадь исходного квадрата)
Точка удалена от границы квадрата не более чем на , если она попала в заштрихованную на рисунке фигуру G.
SG= SF- SABCD= 1 - =
Если A = {расстояние от точки до ближайшей стороны квадрата не больше, чем }, то
P(A) = : 1 =
Ответ:
Ученикам предлагается самостоятельно по вариантам решить следующие задачи:
I Вариант
В квадрате случайным образом берется точка. Найдите вероятность того, что эта точка не принадлежит вписанному в этот квадрат кругу.
II Вариант
В круге случайным образом берется точка. Найдите вероятность того, что эта точка принадлежит вписанному в этот круг квадрату.
После решения эти задачи необходимо проверить и обсудить решения (слайд презентации, или подготовленная запись решения на откидной доске)
Решения
I Вариант
Пусть сторона квадрата равна a, тогда r = a
Sкв = a2 ;
Sкр = πr2 = πa2
SA- площадь заштрихованной области квадрата
SA = Sкв - Sкр = a2 - πa2 = a2
P (A) = = Ответ:
II Вариант
Пусть радиус круга равен a.
Тогда Sкр = πa2
AB = a
Sкв = 2a2 A = {точка принадлежит квадрату}, тогда
P (A) = =
Ответ:
Если темп урока позволяет, имеет смысл задать дополнительные вопросы по этим задачам (вероятности попадания в другие, указанные учителем, области)
-
Геометрическое определение вероятности при выборе точки из отрезка, дуги окружности; при выборе точки из числового отрезка
5.1 Случайный выбор точки X из отрезка MN можно понимать так, будто точку X случайным образом «бросают» на отрезок MN. Элементарным событием в этом опыте может стать выбор любой точки отрезка. Рассмотрим пример:
Пусть отрезок CD содержится в отрезке MN. Нас интересует событие A, состоящее в том, что выбранная точка X принадлежит отрезку CD.
Аналогично определению геометрической вероятности данному выше имеем
P (A) =
Учителю стоит обратить внимание учеников на аналогию рассматриваемого примера с приведенным выше. Отличие состоит только в мерности объектов. И опять следует подчеркнуть, что P (A) - число неотрицательное и не превосходящее 1, как и полагается для вероятности случайного события. Далее предлагается пример для фронтальной работы с ним. Пример предлагается ученикам как задача. Цель работы с ним - качественное понимание данного определения. Не стоит давать рисунок вместе с текстом, так как в нем содержится подсказка.
Внутри отрезка MN случайным образом выбирается точка X. Найдите вероятность того, что точка X ближе к N чем к M.
Решение
Пусть O - середина отрезка MN. Обозначим указанное событие через A. Это событие наступит только тогда, когда точка X лежит внутри отрезка ON. То есть P (A) = =
-
Ничего не меняется, если точка X выбирается не из отрезка, а из дуги некоторой кривой линии. Например, можно случайным образом выбирать точку X на окружности.
Пример: в окружность вписан квадрат ABCD. На окружности случайным образом выбирается точка M. Найдите вероятность того, что эта точка лежит на:
а) меньшей дуге AB
б) большей дуге AB
Учитель предлагает ученикам самостоятельно решить эту задачу. Проверка с помощью слайда или рисунка, заранее подготовленного на откидной доске.
Решение
A - указанное событие
а) P (A) =
б) P (A) =
5.3 Геометрическую вероятность можно применять к числовым промежуткам. Предположим, что случайным образом выбирается число x, удовлетворяющее условию
m ≤ x ≤ n. Этот опыт можно заменить опытом, в котором из отрезка [m; n] на числовой прямой выбирается точка с координатой x.
Рассмотрим событие, состоящее в том, что точка с координатой x выбирается из отрезка
[a; b], содержащегося в отрезке [m; n].
Это событие обозначим (a ≤ x ≤ b). Его вероятность равна отношению длин отрезков [a; b] и [m; n].
P (a ≤ x ≤ b) =
Пример:
Найти вероятность того, что точка, случайно выбранная из отрезка [0; 1], принадлежит отрезку []
Решение: P ( ≤ x ≤ ) = =
Учитель подводит итог на этом этапе урока, задавая ученикам следующие вопросы:
- с какой вероятностью познакомились на этом уроке?
- для каких случаев была рассмотрена эта вероятность?
Учитель еще раз обращает внимание учеников на аналогичность определения геометрической вероятности во всех случаях и возвращает к началу урока, к задаче о монете, предлагая ученикам теперь ее решить.
-
Решение задачи о монете
Вспомним, что положение монеты договорились оценивать по расстоянию от центра монеты до ближайшей линейке. Если обозначить это расстояние x, то множество всех исходов соответствует 0 ≤ x 4. Монета бросается на лист наудачу, это значит что все значения x из отрезка [0; 4] будут равновозможными.
Событие A = {монета пересекла две линии} соответствует 2 < x ≤ 4;
Событие B = {монета пересекла три линии} соответствует 0 ≤ x ≤ 2.
По формуле геометрической вероятности получим
P (A) = =
P (B) = = .
Ответ:
Вероятности событий A и B получились одинаковыми. Стоит ученикам задать вопросы:
- можно ли это было предполагать с самого начала (нет)
- от чего эти результаты зависели (расстояние между линейками, размерами монеты).
Если темп работы аудитории позволяет, то хорошо бы успеть рассмотреть последним заданием урока задачу о встрече, как классический пример задачи, решение которой наглядно демонстрирует необходимость владения геометрическим определением вероятности.
-
Задача о встрече
Илья и Женя договорились встретиться у памятника Пушкину с 17.00 до 18.00. Пришедший первым ждет другого в течение 30 минут, после чего уходит. Какова вероятность, что они встретятся, если каждый из них с одинаковой вероятностью может прийти в любой момент времени в течении заданного часа?
Решение
Обозначим время прихода Ильи через X, а Жени - через Y (для удобства будем выражать время в минутах, прошедших после 17 часов). Тогдо точка с координатами (x, y) будет случайной точкой в квадрате на плоскости Oxy, изображенном на рисунке:
Каждая точка этого квадрата - это один из возможных исходов нашего эксперимента. Эксперимент завершается встречей, если выполняется условие |x-y|<30. Множество таких точек закрашено на следующем рисунке:
Площадь закрашенной части можно найти, вычитая из площади квадрата площади двух равных треугольников:
S=602 - 2 ▪ ▪ 30 ▪ 30 = 3600 - 900 = 2700
Искомую вероятность встречи находим как отношение «благоприятной» площади ко всей площади квадрата:
P==
Ответ:
-
Подведение итогов урока