• Преподавателю
  • Математика
  • Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Сегодня у нас с Вами необычный урок,  на котором  встретятся геометрия и черчение. Тема урока: «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла» (слайд 1, 2, 3)   Надеемся, что никто из Вас не станет отрицать того, что «хороший» чертёж всегда поможет нам в решении геометрических задач, но в то же время все построения на уроках черчения вы выполняете на основе математических законов. Главной задачей нашего сегодняшнего урока будет понять, что требуется зна...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ МО «Рошальский промышленно-экономический техникум»

Методическая разработка урока

по дисциплинам «Техническое черчение» и «Геометрия»

Тема: ««Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Профессия: 23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

Группа М-41, курс 1.

Составили преподаватели геометрии и технического черчения - Ромашина Н.В., Драгунова Ж.В.

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Тип урок: закрепление знаний

Рошаль

2015 г

Цели урока: Сформировать у обучающихся навыки выполнения профессиональных схем с использованием геометрических построений.

  1. Образовательные задачи: формирование навыков построения на плоскости параллельных и перпендикулярных прямых, деления отрезка на части.

  2. Развивающие цели: развитие абстрактного мышления, пространственного воображения и интуиции, развитие познавательного интереса и интереса к осваиваемой профессии

  3. Воспитательные цели: развитие навыков коллективной работы, создание атмосферы доброжелательности на уроке. Развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

Оборудование урока:

1) Учебник
2) Тетрадь
3) Чертёжные инструменты и материалы (лист - формат А-4, карандаши, линейка, транспортир, ластик)

4) Наглядное пособие (карточки-задания, учебник «Основы черчения»)
5) Компьютер
6) Медиа проектор

7) Экран

8) Карточки- задания

План урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний (опрос по теме «Параллельные прямые», дидактическая игра: «Верно - неверно»-геометрия; опрос по темам: «Масштаб», «Нанесение размеров», тест «Правила нанесения размеров»-черчение)
III. Практическое задание
IV. Закрепление.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.


Ход урока

Урок сопровождается электронной презентацией .

1. Организационный этап.

Преподаватель математики - Ромашина Н.В.

  1. Проверка присутствующих

  2. Проверка готовности обучающихся к уроку

Сегодня у нас с Вами необычный урок, на котором встретятся геометрия и черчение.

Тема урока: «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла» (слайд 1, 2, 3)

Надеемся, что никто из Вас не станет отрицать того, что «хороший» чертёж всегда поможет нам в решении геометрических задач, но в то же время все построения на уроках черчения вы выполняете на основе математических законов. Главной задачей нашего сегодняшнего урока будет понять, что требуется знать, чтобы наши чертежи всегда были грамотно выполненными.

Преподаватель черчения - Драгунова Ж.В.

Ваша профессия «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» сравнительно молодая. Она ориентирована на монтаж/демонтаж, наладку, эксплуатацию, ремонт и обслуживание сантехнических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к технической ручной работе, точность и аккуратность.

Профессия «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» является приоритетной в Московской области, в связи с этим обучающиеся этой профессии ежегодно принимают участие в WORLDSKILLS (слайд № 4 ) - национальном чемпионате рабочих профессий целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования.

Одно из главных требований чемпионата - использование самого современного оборудования. Конкурсные задания разрабатываются экспертами и учитывают лучшие мировые практики.

На этот конкурс от нашего учебного заведения в 2013 году были представлены две компетенции: «Сварочные технологии» и «Инженерное оборудование зданий (сантехнические работы и отопление). (слайд № 5). Задачи, которые ставились перед конкурсантами, максимально сложные. Но ребята справились с трудностями и продемонстрировали высокое качество выполнения работ.

Николай Кузнецов, (слайд № 6) представлявший наше учебное заведение по компетенции «Сантехнические работы и отопление» занял почетное третье место! Он был награжден Почетной грамотой Министра образования Московской области и Дипломом участника от ассоциации World Skills International

Участники конкурса (слайд № 7) должны соответствовать евростандарту - уметь делать все - от подбора деталей до сварки и монтажа, уметь использовать чертежи и схемы. (слайд № 8, 9).

И сегодня, мы в качестве практического задания, предлагаем вам выполнение чертежа, а точнее схемы, связанной с вашей профессией, которую вы должны будете начертить в соответствии с правилами конкурса профессионального мастерства World Skills International. ( слайд № 10).

Актуализация знаний

Преподаватель математики: Прежде, чем приступить к основной части нашего урока, нам необходимо повторить те, математические правила и законы, с которыми мы встречаемся при выполнении практического задания.

Давайте вспомним некоторые факты, характеризующие свойства параллельных прямых и плоскостей. Ваша задача определить верность следующих высказываний. Итак, начинаем.

Учащихся с помощью дидактической игры «Верно - неверно» вспоминают свойства параллельных и перпендикулярных прямых . Этап сопровождается показом слайдовой презентации (слайды № 11).

1.Верно ли, что две прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости. (слайды № 12).

Ответ: Неверно. По определению : две прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются (слайд № 13).

2. Верно ли, что через любую точку пространства можно провести множество прямых параллельных данной прямой? (слайды № 14).

Ответ: Неверно. (слайд № 15).

По теореме о существовании прямой, параллельной данной прямой через точку пространства можно провести единственную прямую.

3. Верно ли, что если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и другая тоже пересекает эту плоскость? (слайды № 16).

Ответ: Верно. (слайд № 17).

По лемме о пересечении плоскости двумя параллельными прямыми, если одна из параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость.

4.Верно ли, что прямые перпендикулярны в пространстве, если угол между ними равен 900? (слайды № 18).

Ответ: Верно. По определению: Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен 900. (слайд № 19).

Преподаватель математики:

В практическую часть нашего урока входит задание на деление отрезка на части. (слайд № 10). Эта тема вами была изучена на уроках геометрии и технического черчения. Давайте вспомним.

Ответ.

1.Деление отрезков прямых на равные части

-на 2 части выполняется в следующей последовательности.

Из концов отрезка АВ циркулем проводят 2дуги окружности радиусом R, несколько большим половины данного отрезка, до взаимного пересечения в точках 1и 2. Точки 1и 2 соединяют прямой , которая пересекает отрезок АВ в точке С. Точка С делит отрезок АВ на 2 равные части.

Деление отрезка прямой на пять равных частей

Отрезок АВ необходимо разделить на пять равных частей .

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Из любого конца заданного отрезка АВ проводим луч. С помощью циркуля от точки А на луче откладывается необходимое количество (пять в нашем случае) равных отрезков.

Соединяем точки 5 и В прямой линией. Прикладываем к линии 5В рабочую сторону угольника и подводим к нему линейку. Передвигаем угольник параллельно полученной прямой и через точки 4, 3, 2, 1 проводим линии до пересечения с отрезком АВ, которые разделят его на заданное число равных частей.

Итак, геометрические построения - это способ решения задачи, при котором ответ получают графическим путем. Построения выполняют чертежными инструментами при максимальной точности и аккуратности работы, так как от этого зависит правильность решения.

Преподаватель черчения :

Знание математических законов нам помогут при выполнении чертежа.

Практическим заданием нашего урока будет выполнение схемы сантехнического узла в соответствии с евростандартом. (слайд № 10).

Посмотрите внимательно на схему (слайд № 10).

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Вопрос. В каком виде выполняются монтажные чертежи и схемы? (слайд № 8, 9)

Вопрос: Какие виды аксонометрических проекций вы знаете?

Вопрос: Какую из перечисленных проекций мы применим при выполнении нашей схемы?

Вопрос: В чем особенность такого вида проекции?

На схеме даны размеры. (слайд № 10).Скажите пожалуйста, сможем ли мы расположить нашу схему на формате А 4, если чертить ее в натуральную величину?

Опрос по теме: «Масштаб»

Вопрос: Дать определение масштаба.

Ответ:

  • Масштабом называется отношение линейных размеров изображения предмета к его действительным размерам.

  • Натуральная величина - 1:1 (один к одному)

  • Масштабы уменьшения - 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10; 1:15 и т.д.;

  • Масштабы увеличения - 2:1; 2,5:1; 4:1; 10:1; 20:1 и т.д. (слайд № 20, 21)

Вопрос: В каком месте на чертеже указывается масштаб?

Ответ. В графе основной надписи.

Вопрос: Как проставляются размеры на чертеже? Изменяется ли размер в зависимости от изменения масштаба?

Ответ. Каков бы не был масштаб чертежа, размеры на нем всегда указывают в натуральную величину.

Опрос по теме: «Нанесение размеров»

Вопрос:

Какие правила нанесения размеров вы знаете?

Размеры бывают угловые и линейные. (слайд № 22). Линейные размеры всегда дают в миллиметрах. Само слово миллиметры не пишут.

Размерные линии завершают стрелками, которые касаются выносных линий. (слайд № 23).Размерные числа наносят над размерными линиями как можно ближе к их середине.

Размерную линию проводят параллельно отрезку, размер которого указывают. (слайд № 24). Расстояние между параллельными размерными линиями и от размерной линии до контура изображения должно составлять от 6 до 10 мм и быть одинаковым.

Нельзя допускать, чтобы размерные линии пересекались с выносными.

Каждый размер на чертеже указывают только один раз.

Вопрос: Если размерная линия вертикальная?

Ответ: То размерное число пишут и читают справа. Снизу вверх.

Вопрос: Как проставляют размер на наклонных линиях?

Ответ: На наклонных размерных линиях числа пишут так, чтобы они оказались в нормальном для чтения положении. (слайд № 25).

Карточки-задания (На работу отводится 10 мин.)

Преподаватель черчения :

На карточках даны примеры правильного и ошибочного расположений размерных линий. Определите ошибки, содержащиеся на остальных чертежах.

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Задание. На каком чертеже правильно записаны размерные числа?

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Преподаватель математики:

Приступаем к выполнению практического задания. На карточках-заданиях даны размеры без учета размеров фитингов. Размеры фитингов даны на наглядном пособии «Графическое обозначение фитингов» (слайд № 26 ). Следовательно, вы должны сначала произвести необходимые математические расчеты и выполнить предложенную вам схему.

Прежде чем приступить к практической работе вспомним ТБ.

1. Выполнять работу, предусмотренную заданием преподавателя.

2. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

При работе с чертежными инструментами

(циркулем, измерителем и т.д.)

3. следует соблюдать осторожность,

4. не делать резких движений,

5. оставлять инструменты на столе иглами в сторону от себя

и ближайших соседей.

6. Не покидать рабочее место без разрешения преподавателя.
Требования безопасности по окончании занятий:

7. После окончания работы произведите уборку своего места.
8. Вложите чертежные инструменты в готовальню.

9. Проверьте рабочее место, убраны ли все инструменты.

10. Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь,

соблюдая дисциплину.

Начало практической работы.

На работу отводится 35 мин.

Итоги урока

  1. Подведение итогов

  2. Выставление оценок

  3. Уборка рабочего места

VI. Домашнее задание

Завершить практическую работу.

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»

Тема урока «Геометрические построения, необходимые при выполнении схемы санитарно-технического узла»


© 2010-2022