Самоанализ урока по теме Геометрические фигуры

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока по математике в 5 классе

Тема: «Геометрические фигуры»

Учитель: Терещенко Оксана Петровна, учитель математики 1 категории МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска

1. Характеристика класса

2 декабря проведен открытый урок в 5г классе по теме «Геометрические фигуры». В классе обучается 27 человек: 12 девочек и 15 мальчиков. У большинства учеников отношение к учёбе позитивное, на уроке они активны, работоспособны, но есть небольшая группа не мотивированных обучающихся. Эту особенность класса я постаралась учесть при планировании урока.

2. Место урока в изучаемой теме

Урок проводился после рассмотрения материала по разделу «Геометрические фигуры». После изучения материала данного раздела ученики должны были овладеть следующими универсальными учебными действиями:

Регулятивными: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, владеть общими приемами решения задач.

Познавательными: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативныеми: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Для проверки приобретенных компетенций учащимися по изученным темам был выбран тип урока: урок-практикум.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

Были поставлены следующие цели:

1. Повторить, откорректировать и обобщить имеющиеся знания, показать практическое применение знаний и умений, учащихся в повседневной жизни;

2. Развивать пространственное воображение; навыки самоконтроля; умение анализировать, сравнивать и делать выводы; применять свои знания в измененной ситуации, видеть новые функции известного объекта, устанавливать различные взаимосвязи между элементами объекта;

3. Воспитывать умение слушать и слышать товарища, работать в группах.

4. Характеристика плана урока:

Для реализации поставленных задач было подобрано дидактическое обеспечение: презентация к уроку, карточки, индивидуальные задания. Использовалась интерактивная доска.

Методы обучения: эвристическая беседа, наглядный, практический, самостоятельная работа, моделирование.

Формы деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Использовалась игровая технология, технология проблемного обучения, компьютерная и здоровьесберегающая.

Организация образовательного процесса строилась на системно-деятельностном подходе. Ученикам нужно было применить имеющиеся знания при решении практических задач.

На уроке учителю отводилась роль наблюдателя, консультанта. Подобранный к уроку материал был связан с предметами геометрия и история. Обучающиеся познакомились с историей древней китайской игры-головоломки «Чи чао ту» и находили площадь геометрического тела, правильной пирамиды. Данный материал рассматривается в курсе геометрии 10 класса.

5. Как был построен урок в соответствии с планом: разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата

Урок-практикум содержит этапы:

1. Организационное начало

2. Сообщение темы, цели и задач практикума

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

4. Мотивация учебной деятельности учащихся

5. Физкультминутка

6. Ознакомление учеников с инструкцией

7. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования

8. Выполнение работы учащимися

9. Составление отчетов

10. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

11. Оценивание

12. Рефлексия учебной деятельности

13. Домашнее задание

6. Структурный аспект самоанализа урока: анализ каждого элемента урока; его вклад в достижение результата; доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

1. Организационное начало

Первый этап урока «Организационное начало» способствовал проверке готовности класса к уроку, настрою учеников на предстоящую работу.

2. Сообщение темы, цели и задач практикума

На втором этапе ученики должны были разгадать ребусы, найти общее во всех словах, сформулировать тему и цель урока. Чтобы школьникам было интереснее работать, учитель предложил им побыть строителями, штукатурами, кровельщиками, дизайнерами и сделать ремонт.

3. Целью этапа «Актуализация опорных знаний и умений учащихся» являлось повторение ранее изученного материала. Для этого использовалась индивидуальная и фронтальная формы работы с классом. Ученики повторили формулы для нахождения площади треугольника, прямоугольника, единицы измерения площади, задачи на применение формул.

Уровень заданного учителем материала соответствовал уровню понимания содержания учениками. Заданные вопросы соответствовали требованиям стандарта и программным требованиям.

4. Мотивация учебной деятельности учащихся

На этапе мотивации учебной деятельности обучающимся были созданы условия для формирования положительного настроя на работу. Для этого класс был разделен на бригады, ученики выбрали бригадиров и, разгадав загадку, определили ремонтируемый объект.

5. Физкультминутка

Физкультминутка способствовала снятию напряжения и внесла эмоциональный заряд.

6. Ознакомление учеников с инструкцией

На этапе «Ознакомления учеников с инструкцией» каждая бригада получила свое индивидуальное задание, в котором нужно было посчитать ремонтируемую площадь, количество материала и его стоимость.

Первая бригада ремонтировала потолок, вторая бригада занималась ремонтом пола, третья - рассчитывала площадь стен и количество необходимой краски, четвертая бригада ремонтировала четырехскатную крышу, а пятой бригаде было предложено выступить в роли дизайнеров. Ученикам необходимо было изучить материал и разработать комплект мебели для дома, используя древнюю китайскую игру-головоломку «Чи чао ту».

7. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования

В бригадах школьники подобрали рациональные способы решения задач и приступили к их оформлению.

8. Выполнение работы учащимися

На этапе оформления заданий ученики записывали решения задач в тетради под контролем бригадиров. Учитель выполнял функцию наблюдателя и контролера.

9. Составление отчетов

Для составления отчетов члены бригады выходили к доске и записывали решения, бригадирам необходимо было прокомментировать расчеты.

10. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

После выступления четырех бригад учитель подвел микроитог, задав ученикам вопросы: «Какой материал повторили? Что нового узнали?». После обсуждения бригадир пятой бригады познакомила учеников с историей игры «Чи чао ту», мы знаем ее как игру «Танграм», а также представила некоторые изделия для оформления дома.

11. Оценивание

После презентации своей работы бригадиры оценили деятельность учеников в бригадах, выставив отметки в оценочный лист, и прокомментировали их.

12. Рефлексия учебной деятельности

Этап «Рефлексия учебной деятельности» позволял определить достижения целей урока. Обучающимся предлагалось выразить своё отношение к уроку, используя следующие формулировки:

Я знаю, что …

Я понял, что …

Мне понравилось …

Было трудно …

Математика помогает…

13. Домашнее задание

Домашнее задание носило творческий характер, оптимальный объём, доступность инструктажа, предоставление права выбора. Ученикам нужно было найти дополнительный материал из истории игры «Чи чао ту». Сделать персонажей и придумать с их участием сказку или интересную историю.

7. Функциональный аспект: насколько структура урока соответствовала общей цели; соответствие возможностям класса; анализ стиля отношений учителя и учащихся; влияние на конечный результат урока.

Выбранный тип урока соответствовал его цели. На каждом этапе урока бала организована активная познавательная работа школьников, причём как в устной, так и в письменной работе. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением на более высоком уровне предыдущего этапа.

Для каждого обучающегося была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель учитывал индивидуальные особенности учеников, давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало школьников и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для обучающихся. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились их возможности в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

8. Аспект оценки конечного результата урока: формирование универсальных учебных действий на уроке; определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; причины разрыва; выводы и самооценка.

Считаю, что поставленные цели урока были успешно достигнуты. Урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. Этому способствовала организация групповой работы, которая формировала умение сотрудничать, проявлять терпимость к мнениям других, оказывать помощь, через анализ имеющейся информации выбирать оптимальный способ решения, имеющий конкретный практический характер. Ученики убедились, что математические знания и игры применяются не только для решения задач на уроках математики, но и активно используются представителями различных профессий в жизни.










© 2010-2022