Формирование навыков проектной деятельности на уроках математики в 5-6 классах

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колещатова Наталья Васильевна

учитель математике

МБОУ Кыштовская средняя

общеобразовательная школа №1

с.Кыштовка Новосибирской обл.

Формирование навыков проектной деятельности

на уроках математики в 5-6 классах.

Для современного общества умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. И в связи с этим в настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. В основу «технологии проектов» положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Дети выполняют «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом. Важная роль в организации этой деятельности - умение учителя - определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, методику реализации и содержание. Я занимаюсь реализацией ФГОС в основной школе второй год, преподаю математику в 5 и 6 классах. На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Считаю, что цель «метода проектов» при обучении математики: используя проектную технологию, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся, потому что оно:

  • личностно-ориентированно;

  • использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;

  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • позволяет учиться на собственном опыте;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда;

  • обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой, вносить посильный вклад в достижение общего результата.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности - опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, правил, формул. В этом случае урок полностью утрачивает свою традиционность и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Использую следующие основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).

2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы).

3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, учитель корректирует ход выполнения работы).

4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы).

5. Представление результатов работы (итоговый отчет каждой группы).

6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика выдвигается учителем с учётом учебной ситуации по предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся, в других тематика проектов предлагается и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, обязательно предусматривают использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми - теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах решения задач. Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.

Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся отвечают:

  • расределять время правильно;

  • достигать поставленной цели;

  • выступать перед аудиторией;

  • добывать информацию;

  • слушать друг друга и делать общий вывод;

  • увидеть практическое применение теоретических математическихзнаний;

Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам, оказывается очень важным моментом для участников. Поэтому уроки обобщения по крупным темам курса математики 5-6 классов стараюсь организовать с использованием проектной деятельности. В основе лежат практико -ориентированные задания. Детей воодушевляют рождённые ими идеи и созданные на их основе реальные проекты.

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося. Оценивание проектной деятельности я осуществляю по двум направлениям: технология создания проекта и технология его представления.

При оценивании технологии создания группового проекта учитывается:

  • оптимальность подбора состава группы;

  • умение распределить обязанности в группе;

  • определение цели и задач проекта;

  • составление плана работы;

  • работа с источниками информации и ихоптимальное количество:

  • своевременная фиксация промежуточных результатов;

  • наличие исследовательской (творческой) составляющей;

  • вариативность решения проблемы и выбор оптимального варианта;

  • культура оформления документов;

  • своевременность выполнения проекта.

При оценивании технологии подачи материала учитывается:

  • формулировка и оформление доклада (презентации, плаката и т.д.);

  • культура изложения и культура поведения при представлении проекта;

  • абсолютное владение данной темой;

  • максимальное привлечение внимания аудитории;

  • коммуникативные компетенции при взаимодействии с аудиторией; получение отзывов у аудитории.

Уроки с использованием технологии проектов, школьникам очень нравятся. На них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

Для учителя результат такой работы также немаловажен: мои ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.

Для формирования устойчивых умений у обучающихся 5 и 6 классов работать над проектами я разработала и реализую второй год программу элективного курса «Проектная деятельность по математике».

Литература.

1. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.//М.: Центр «Педагогический поиск », 2006.

2. Гузеев В.В.Исследовательские проекты в практике школы.//Библиотека журнала « Директор школы». 2008.-№7



© 2010-2022