• Преподавателю
  • Математика
  • Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны (решние задач по математике на военную тематику)

Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны (решние задач по математике на военную тематику)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

30



Оглавление




Глава 1. Введение

Формирование творческой деятельности учащихся в процессе обучения - важнейшая задача современной школы. Такая деятельность может осуществляться путем выполнения работ, направленных на получение новых объектов научных знаний, развития у них исследовательского мышления, привития навыков поисковой деятельности, проявления инициативы и самостоятельности учащихся.

Прошло около 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу.

Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации или добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

Гипотеза: научные разработки ученых математиков сыграли огромную роль в победе над фашизмом.

Актуальность данного исследования состоит в том, что наша страна 70 лет живет без войны и реальных участников тех событий почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забывают. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Цель данной работы: определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне.

В рамках этой цели ставились следующие задачи:

1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.

2) Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.

4) Решить математические задачи, составленные на материалах истории Вов.

5) Изучить судьбы детей в годы войны.

6) Определить вклад наших земляков в победу над фашистами.

Среди методов исследования мы использовали такие, как:

изучение литературных источников,

сравнительный анализ полученной информации,

отбор информации для работы,

изучение и решение задач, которые могли решаться в годы войны,

создание задач военной тематики для использования на уроках и во внеклассной деятельности.

Тезисы

  • C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг.

  • Без науки современную армию построить нельзя. История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле возрастает.

  • Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета.

  • ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ: о блокадной восьмушке хлеба, о блокаде Ленинграда, о норме хлеба военных лет, о разведывательном корабле, из экзаменационной работы 1943 года, о массе бомбы, об испытании двигателя бомбардировщика, об истребителях, о переправе, о задании военному шоферу, о морской разведке, о военных самолетах и.т.д.)

  • Дети военных лет. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник - "Цветок жизни", в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: "Пусть всегда будет солнце".

  • Сегодня в городе Нефтекамск около 350 участников ВОВ.


Глава 2. Роль математики в обороне страны.

2.1 Привал №1. « Арифметика войны».

1 ученик. Чем дальше отодвигается последний день войны, тем значимей выглядит победа Советского народа.

2 уч. В настоящее время наша страна отмечает 70 летие Победы над фашистскими захватчиками.

1 уч. Никогда не надо забывать о том, какие бедствия приносит людям война, сколько горя причинил народу фашизм!

2 уч. Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и рабочих поселков в СССР, более 7000 сел и деревень, лишив жилья около 25 млн. человек

1 уч. На фашистскую каторгу было угнано около 5 млн. советских людей возрастом от 10 до 55 лет

2 уч. За время войны были превращены в руины 31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны было занято около 4 млн. рабочих

1 уч. Фашисты разгромили 427 музеев ( из 992, имевшихся тогда в СССР).

Вот такие неумолимые цифры статистики….

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

Война продолжалось 1418 дней.



2.2 Привал № 2 «Роль науки в войне».

Без науки современную армию построить нельзя. История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в повышении оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле возрастает.

Обратимся к фактам. Великая Отечественная война.23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».

Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 году они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность? Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Это еще не все. Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.

Возьмем задачу. Как лучше провести караван торговых судов по океану, которым угрожает опасность вражеских подводных лодок. Задача не из легких. Если составить караваны из большого числа судов, то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это одно. Но нельзя забывать другого. Увеличится убыток, если встреча большого каравана осуществится с подводными лодками противника. Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала, какие должны быть размеры караванов судов и та частота их отправления, чтобы потери были наименьшими.

Математика помогала рассчитывать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолету противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его.

Во всем этом большая заслуга математической школы академика А.Н.Колмогорова.

Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода флаттера. Опять новая проблема, которую немедленно надо решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной проблемы берется группа ученых во главе с М.В.Кельдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера. Сделано большое дело. Самолеты обеспечены надежной защитой от появления вибраций. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.

В развитие математики и ее практическое использование внесли свой вклад многие и многие ученые математики и физики.

Математики внесли свой вклад не только в развитие сухопутных машин и орудий, но и в дело развития морского флота.

Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно - Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, сберечь большие материальные ценности.

В годы Великой Отечественной войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромными количествами расчетов, которые требовали хороших знаний по математике. Все это было раньше. А как теперь?

В современной советской армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.

2.3 Привал № 3 «Вклад математиков в войну».

C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.

Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 - 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР. (Академии наук)

В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико - математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 - 1972)

А во-вторых, каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Осенью 1941г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905 -1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико - множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Не смотря на слабое здоровье и бронь, он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

Не вернулись с войны и такие талантливые молодые математики Московского университета, как Г.М. Бавли, В.Н. Засухин, А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и многие, многие другие.

Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь. В годы Великой Отечественной войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромными количествами расчетов, которые требовали хороших знаний по математике. Все это было раньше. А как теперь?

В современной советской армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.

2.4 Привал №4 «ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ».

«Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)

Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья - жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой - самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Задача № 1 « О блокадной восьмушке хлеба» .

Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг. (125 г.)

Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки? (1/24 часть буханки)

Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66 г.)

На сколько граммов хлеба в1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка? ( Примерно на 21 г.)

Задача № 2 « О блокаде Ленинграда».

Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года, город был блокирован врагами. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? ( 900 дней).

Задача № 3 « О норме хлеба военных лет».

Расход муки в сутки по периодам был следующий (в тоннах ):

С начала блокады по 11 сентября

2100

11 сентября - 15 сентября

1300

16 сентября - 1 октября

1100

1 октября - 26 октября

1000

26 октября - 1 ноября

880

1 ноября - 13 ноября

735

13 ноября - 20 ноября

662

20 ноября - 25 ноября

510

Во сколько раз уменьшился расход муки 25 ноября по сравнению с началом блокады(ответ округлить до десятых)?
Производство хлеба не останавливалось ни на день. Осень 41-го и зима 42-го - самое тяжелое время. Нормы хлеба снижали пять раз. В декабре военный совет выпустил последнее постановление. Рабочим - по 250 граммов хлеба, всем остальным - по 125.

Задача № 4 « О разведывательном корабле».

Разведывательному кораблю (разведчику), двигавшемуся в составе эскадрильи, дано задание, обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадрильи - 35 миль в час, скорость разведчика - 70 миль в час. Определить через какое время разведчик возвратится к эскадре.

Решение: 1) 70 - 35= 35(км) - расстояние между кораблями через час.

2) 70 + 35 = 105(км/ч) - скорость сближения.

3) 35 : 105 = 1/3(ч) =20(мин) - необходимо на обратный путь кораблю.

4) 1ч +20мин = 1ч 20 мин - разведчик возвратится.

Ответ: корабль (разведчик) вернётся к эскадре через 1 час 20 минут после отбытия.

Задача № 5 «Из экзаменационной работы 1943 года».

Трое рабочих из личных сбережений внесли деньги на постройку танковой колонны. Первый рабочий внёс 3000руб., второй 80% этой суммы, а третий 7/9 от суммы денег, внесённых первым и вторым вместе. Сколько денег внесли все три рабочих на постройку танковой колонны ?

Решение: 1) 3000 ∙ 0,8 = 2400 р.- внес второй рабочий;

2) 3000+2400 = 5400 р. - внесли первый и второй рабочие;

3) 5400 ∙ Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику) = 4200 р. - внес третий рабочий;

4) 5400 + 4200 = 9600 р. - внесли все трое рабочих.

Ответ: 9600 р.

Задача № 6 « О массе бомбы».

Одна фугасная бомба весит в 5 раз больше, чем одна зажигательная. Известно, что 4 фугасных бомбы и 11зажигательных весят на 875 кг меньше, чем 10 фугасных и 6 зажигательных вместе. Сколько в отдельности весят фугасная и зажигательная бомбы?

Решение: Пусть х кг- масса зажигательной бомбы, тогда (5х) кг - масса фугасной бомбы.

Составим математическую модель: (50х + 6х ) - ( 20х + 11х ) = 875.

Решим данное уравнение, получим х = 35.

Значит 35 кг масса зажигательной бомбы, а 5х = 5∙35 = 175 кг масса фугасной бомбы.

Ответ: 175 кг; 35 кг.

Задача № 7 « Об испытании двигателя бомбардировщика».

При испытании двух двигателей бомбардировщика было установлено, что расход бензина при работе первого двигателя составил 450 гр., а при работе второго 288 гр., причём второй двигатель работал на 3 часа меньше, расходовал бензина в час на 6 гр. меньше. Сколько граммов бензина расходует в час каждый двигатель?

Решение: Пусть первый двигатель расходует х гр./ч, а второй двигатель -

(х - 6) гр./ч.

Расход бензина при работе первого двигателя составил 450 гр., а при работе второго 288 гр., значит, первый двигатель проработал 450/х ч, второй 288/(х - 6) ч.

Второй двигатель работал на 3 часа меньше, т.е. 450/х - 288/(х - 6) = 3.

Преобразовав это дробно - рациональное уравнение получим

2 - 180х +2700 = 0,

х2 - 60х + 900 = 0,

(х - 30)2 = 0,

х = 30.

Итак, первый двигатель расходует 30 гр./ч, второй двигатель расходует

24 гр./ч.

Ответ: 30 гр./ч и 24 гр./ч.

Задача № 8 « Об истребителях».

Максимальная скорость советского истребителя военного времени « ЯК - 3» - 720 км/ч, а немецкого истребителя « Мессершмид - 109» на 120 км/ч меньше скорости « ЯК - № 3» и на 30 км/ч больше другого немецкого истребителя « Фоке - Вульф - 190 - А». Найдите скорость немецких истребителей, и сравните их со скоростью « ЯК - 3».

Задача № 9 « О переправе».
Небольшой отряд солдат подошел к реке, на берегу которого была маленькая лодка и два мальчика. Как с помощью мальчиков и лодки отряд переправился на другой берег, если в лодку может сесть один солдат или два мальчика.

Задача № 10 « О задании военному шоферу» .

12 солдат одновременно доставить в пункт назначения в 20 км от их места расположения при помощи маленького автомобиля, вмещающего 4 человека и движущегося со скоростью 20 км/ч. Скорость движения солдат 4 км/ч. Шофер хорошо знал математику и задание легко выполнил. Как?

Задача № 11 «О морской разведке»

а) Разведчик получил приказ произвести разведку впереди эскадры по направлению ее движения и через 3 часа вернуться к эскадре. Через какое время после оставления эскадры разведывательный корабль должен повернуть назад, если его скорость 60 узлов, а скорость эскадры 40 узлов?
б) Разведывательному кораблю( разведчику), двигавшемуся в составе эскадры, дано задание обследовать район моря на 70 миль в направлении движения эскадры. Скорость эскадры-35 миль в час, скорость разведчика-70 миль в час. Определить, через сколько времени разведчик возвратиться к эскадре.

Задача № 12 О памятнике « Родина - мать зовет !».

Общая высота памятника « Родина - мать зовет!» 87м. Высота меча составляет 38Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику) от всей высоты памятника, а высота женской фигуры на 57,6Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику) больше высоты меча. Найдите высоту меча и высоту женской фигуры.
Задача №13 « О площади боевого сражения».

Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение. Стратегическая операция продолжалась 21сутки. Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту -300 км. [10]

Какова площадь боевого сражения?

S= a*b

140*300=42000(кв. км)

Ответ:42000 кв. километров - площадь боевого сражения.

Задача № 14 « О военных самолетах».

По сводке: 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759самолетов : разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?

РЕШЕНИЕ: а: в: с=30: 126: 97

30х+126х+97х=759

253х=759

х=759: 253

х=3

1)30*3=90-разведывательные самолеты

2)126*3=378-бомбардировщики

3)97*3=291-истребители

Ответ:90;378;291.

Задача № 15 « О пути советских войск для обороны Курска».

Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов. В первый день они прошли треть всего пути, во второй день- 90% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 99км. Сколько километров прошли советские войска для обороны города Богодухов во второй день?

РЕШЕНИЕ: 1 ЭТАП. Составление математической модели.

Пусть х км-весь путь, тогда в первый день войска прошли 1/3х км, а во второй день(0,9*1/3х) км.

Составляем математическую модель:

1/3х + (0,9*1/3х) + 99=х

2 ЭТАП. Работа с математической моделью.

1/3х + (0.9*1/3х) + 99=х,

1/3х + 0,3х-х=-99,

1/3х + 3/10х -х=-99,

-11/30х=-99,

х=-99:(- 11/30),

х=270.

1)270*1/3=90(км)-первый день пути

2)270*0,3=81(км)-второй день пути

3 ЭТАП. Ответ на вопрос задачи.

Ответ: 81 километр прошли советские войска для обороны города Богодухов во второй день.


Глава 3. Храним вечную память.

3.1 Привал №5 « Дети войны».

Дети военных лет. На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник - "Цветок жизни", в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: "Пусть всегда будет солнце". Фашисты окружили город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось! Почти 900 дней длилась блокада, но наш народ выстоял. Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера, связывала Ленинград с Большой землёй. По ней везли продовольствие, медикаменты, горючее. Из Ленинграда эвакуировали жителей блокадного города, женщин, стариков, детей. Но около 2,8 млн. человек не успели уехать. В осаждённом городе осталось более 400 тыс. детей . Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику) Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)

Оставшиеся в Ленинграде дети старались, как могли, помочь взрослым. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, работали на почте, поставляли оружие фронту. Более 5 тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)

Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)

Таня Савичева …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий "ангельский" голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить "зажигалки", рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - по плану Гитлера, Ленинград следовало "задушить голодом и сровнять с лицом земли". Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Таня все чаще открывала свою записную книжку: "28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года".

"Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.".
"Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.".
"Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год".
"Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год".
"Мама - 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942"

Однажды девочка подведет страшный итог: "Савичевы умерли все. Осталась одна Таня". Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне - Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня умерла.

Дети воевали вместе со взрослыми. И наряду со взрослыми за мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, получали награды.

Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)Марат Казей

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза

Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Конспект научно-практической работы по теме Дорогами войны(решние задач по математике на военную тематику)Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Никто не мог тогда предусмотреть ход военных действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов.

Сколько тогда погибло маленьких ленинградцев, не известно до сих пор. Живыми остались только 18 детей.

4 мая 2005 года, в канун празднования 60-летия Великой Победы в селе Лычково состоялась торжественная церемония открытия мемориала «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

3.2 Привал № 6 «Хроника событий»

1. Выполните тестовое задание

1.Великая Отечественная война началась:

A) 22 июня 1940г.

Б) 1 сентября 1939г.

B) 22 июня 1941г.

2. Сколько дней героически сражался гарнизон Брестской крепости?

А) 10 дней

Б) 30 дней

В) 2 недели

3. Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда?

А) 250 дней

Б)300 дней

В) 900 дней

4. Великая Отечественная война проходила:

А) В 1939-1945 гг.,

Б) В 1941-1945 гг.,

В) В 1942-1945 гг.

5.Какое из перечисленных событий происходило в 1941 году?

А)Сталинградская битва;

Б) битва под Москвой;

В) освобождение Крыма.

6.Когда советские войска с боями вышли к государственной границе СССР?

А) В марте 1944 г.,

Б) В июне 1943 г.,

В) В апреле 1945 г.

7. День Победы в Великой Отечественной войне празднуется:

А) 23 февраля;

Б) 9 мая;

В) 22 июня.

ОТВЕТ: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-Б; 5- Б; 6-А; 7-Б.

3.3 Привал № 7 «Наши земляки в годы войны».

24 января 1987 года прошла городская Учредительная конференция ветеранов войны и труда. В то время в городе проживало 1700 участников ВОВ, 7000 тружеников тыла военных лет, 1300 семей погибших военнослужащих.

Прошло 28 лет. Мы хотели узнать, как изменились эти цифры. Решая, следующую задачу мы нашли ответ на интересующие нас вопросы.

Задача: Сегодня в городе Нефтекамск 40 ветеранов, являющиеся участниками последнего военного призыва, столько же женщин-участников ВОВ, что составляет одну третью часть инвалидов войны. Сколько всего участников ВОВ, если еще проживают 13 участников Сталинградской битвы, 10- Ленинградской блокады, 20- Курской битвы и 7 участников награждены медалями за оборону Москвы, а 100 участников других боевых действий.

Решение:

1) 13+20+10+7 = 50 участников отвоевавших Сталинград, Ленинград, Курск и Москву;

2) 40+40=80 участников последнего призыва и женщин;

3) 40 : 1/3 = 120 инвалидов войны,

4) 50+80+120+100 = 350 участников всего.

Ответ: 350 участников ВОВ.

Задачи о наших земляков - участников войны, составленные нами:

1. Г.Х. Ишмурзин пришел на службу Красной Армии в 29 лет за 2 года до начало Великой Отечественной войны. В каком году Г.Х. Ишмурзин стал комсомолом, если тогда ему было 14 лет?

Решение:

1) 1941-2=1939 - год призыва Г.Х.Ишмурзина;

2) 1939-29=1910 - год рождения;

3) 1910+14=1924 - год, когда Ишмурзин стал комсомолом.

Ответ: в 1924году.

2. В 1942 году в возрасте 16 лет Г. Ушияров заведовал в начальной школе в селе Верхние Татышлы. На службу Красной Армии Ушияров попал лишь в начале 1945 года и стал радистом. Сколько лет было Ушиярову во время демобилизации, если он был демобилизован спустя 4 года после окончания Великой Отечественной войны?

Решение:

1) 1942-16=1926 - год рождения Ушиярова;

2) 1945+4 1949 - год демобилизации Ушиярова;

3) 1949-1926=23 -года Ушиярову после его демобилизации.

Ответ: 23 года.

3. В 1946 году в возрасте 31года, И,С. Гордеев вернулся с военных действий, продолжавшихся в западной части СССР вплоть до 1948 года. А каком году И.С.Гордеев получил специальность тракториста-комбайнера, если его возраст тогда составлял 5/6 от его возраста, когда он женился, что произошло 1939 году?

Решение:

1) 1946-31=1915 - год рождения И.С.Гордеева;

2) 1939-1915=24-года, когда И.С.Гордеев женился;

3) 25* 5/6 =20-лет получил специальность тракториста;

4) 1915+20 =1935- год, получения специальности тракториста.

Ответ: в 1935 году.

4. Г.Т.Белозеров родился в 1921году и был призван в Красную Армию в возрасте 18 лет. Сколько лет Г.Т.Белозеров служил, если но был демобилизован в 1948 году?

Решение:

1) 1921+18=1939-год призыва в Красную Армию;

2) 1948-1939=9-лет Белозеров служил в Красной Армии.

Ответ: 9лет.









Заключение

Выполняя данную работу мы поняли, что вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математики. Мы узнали, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.

А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника.

Несмотря на то, что мы около 70 лет живем без войны , к сожалению, и теперь положение в мире таково, что страны, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденная необходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет о войнах и о подготовке к ним.

Мы считаем, что наша работа приближает математику к истории нашей страны, к жизни. Показывает, что это не просто сухие цифры, - это история и человеческие судьбы, ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.

Помимо этого эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо. Она соприкасается со всеми отраслями науки.

Таким образом, мы считаем, что тема работы очень актуальна в наши дни, особенно для наших сверстников. Работа была интересной и полезной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Байрамова Л.М. Ветераны войны 1941-1945г.г. ГУПРБ

« Нефтекамская типография» - 2007.

2)Бикмеев М.А. Календарь памятных дат и событий военной истории Башкортостана. Изд.: «КИТАП», УФА. 2010.

3)Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.

4)Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984.

5)Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.

6)Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. - М: Машиностроение, 1986.

7) Годы боевые, годы трудовые. Книга о ветеранах войны и труда города Нефтекамска и Краснокамского района, Сб.-Уфа: Нефтекамск-1995.

Интернет-ресурсы:

1) festival. 1 september.ru.

2) gudl.gdl. worklib.ru.

3) pwpt.ru






© 2010-2022