Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика 5 класс. УМК Ф. М. Никольского

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шаровичская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МС_________

Шестёркина А.И.

Протокол № _________ от

«___»___________20____г.



«Утверждаю»

Директор

МБОУ - Шаровичская СОШ

________ Спиридонова В.П.

Приказ № ____________ от

«____» ___________20___г.





Рабочая программа внеурочной деятельности
для учащихся 5 класса.

Занимательная математика.

Направление : общеинтеллектуальное





Учитель математики Самошкина Валентина Николаевна













Принято на заседании пед.совета

МБОУ-Шаровичская СОШ

Протокол от __.__.20__г №_______









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

  • Примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов, общеинтеллектуальное направление.

Программа «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний , а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы и другие технологии, используемые на занятии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет им не растеряться на различных математических соревнованиях. Данная программа занятий предназначена для всех обучающихся 5 класса, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.

Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы : доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.





Таким образом, основной целью разработанной внеурочной деятельности является

углубление и расширение математических знаний и умений , сохранение и развитие интереса обучающихся к математике.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

  1. в направлении личностного развития: (ЛУУД) развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  2. в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  3. в предметном направлении: (ПУУД, РУУД) создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления ,характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

  4. коммуникативные УУД : воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельностный подход в организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Эффективности реализации программы курса способствует использование различных форм проведения занятий, в частности таких, как:

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- дискуссии;

- математические состязания, турниры, конкурсы;

- творческие задания.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- тестирование с использованием заданий математического конкурса и др.

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 17 часов, проводится во 2 полугодии в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Данная внеурочная деятельность организуется по направлению: общеинтеллектуальное в форме кружка «Занимательная математика».

Планируемые результаты освоения программы курса



формируемые умения

средства формирования

личностные


  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


  • организация на уроке парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные


  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

  • сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с

  • поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

  • плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные


  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


  • расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета

коммуникативные


  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

  • числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве



  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия









Содержание программы





Модуль1. Числа. Арифметические действия. Величины.



Запись цифр и чисел у разных народов. Магический квадрат.

Системы счисления.

Загадка простых чисел. Решето Эратосфена.



Модуль2.Мир занимательных задач.



Старинные русские занимательные задачи.

Задачи на взвешивание.

Задачи на переливание.

Задачи на разрезание

Спичечный конструктор.

Обратный ход.

Чётность и нечётность.

Комбинаторные задачи.

Рисуем фигуры.

Игра »Математическая регата».



Модуль3. Сложные задачи.



Задачи на движение.

Использование дробей в Вавилоне, Древнем Египте, Индии.

Задачи-смекалки. Представление проекта «Математика вокруг нас»



Календарно-тематическое планирование

урока

Тема занятий


Форма проведения занятий

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата проведения


МОДУЛЬ 1 . Числа. Арифметические действия. Величины



1

Запись цифр и чисел у разных народов.

Эвристическая беседа. Поиск информации Мини- доклады.

1

РУУД: определяют цель деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

ПУУД: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства.

КУУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.



2

Система счисления.

Практическая работа

1

РУУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки..

ПУУД: владеют общим приёмом решения задач.

КУУД: поддерживают инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.





3

Загадка простых чисел. Решето Эратосфена




Мини-доклады. П. р. работа

1

РУУД: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.

ПУУД: делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной задачи.

КУУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных

позиций в сотрудничестве.






МОДУЛЬ 2. Мир занимательных задач.



4

Старинные русские занимательные задачи.

Практическая работа

1

РУУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. ПУУД: строят речевое высказывание в устной и письменной форме.




урока

Тема занятий


Форма проведения занятий

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата проведения

5

Задачи на взвешивание.

Практическая работа

1

РУУД: работают по составленному плану, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

ПУУД: передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

КУУД: отстаивают точку зрения, аргументируя её, подтверждая фактами.



6

Задачи на переливание.

Практическая работа

1

РУУД: работают по составленному плану, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

ПУУД: ориентируются на разнообразие способов решения задач.

КУУД: умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.





7

Задачи на разрезание.

Лабораторная работа

1

РУУД: работают по составленному плану, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату

ПУУД: передают содержание в сжатом и развёрнутом виде.

КУУД: умеют высказывать свою точку зрения и её обосновывать, приводя аргументы.







8

Задачи со спичками.

Эвристическая беседа

1

КУУД: умеют слушать других, принимают другую точку зрения.

РУУД: работают по составленному плану, используют дополнительные источники информации

ПУУД: делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.







9

Обратный ход.

Практическая работа

1

КУУД: умеют уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

РУУД: составляют план выполнения заданий совместно с учителем.





урока

Тема занятий


Форма проведения занятий

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата проведения

10

Чётность и нечётность.

Эвристическая беседа

1

РУУД: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

ПУУД: строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

КУУД: умеют отстаивать свою точку зрения при необходимости.



11

Комбинаторные задачи.

Практическая работа

1

РУУД: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.

ПУУД: ориентируются на разнообразие способов решения задач.

КУУД: умеют понимать точку зрения другого, слушают друг друга.








12

.Рисуем фигуры.

Эвристическая беседа

1

КУУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

РУУД: составляют план решения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

ПУУД: ориентируются на разнообразие способов решения задач .







13

. Соревнование. Математическая регата.

Урок-соревнование

1

РУУД: понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

ПУУД: передают содержание в сжатом или развёрнутом виде.

КУУД: уметь слушать других, принимать другую точку зрения, изменить свою точку зрения.







урока

Темы занятий

Форма проведения занятий

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Дата проведения




МОДУЛЬ 3. Сложные задачи.



14

.Задачи на движение.

Практическая работа

1

РУУД: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.

ПУУД: передают содержание в сжатом или развёрнутом виде.

КУУД: контролируют действия партнёра





15

Использование дробей в Вавилоне, Древнем Египте, Индии. Задачи на дроби.

Практическая работа

1

РУУД: работают по составленному плану.

ПУУД: делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

КУУД: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.





16

Задачи -шутки.

Эвристическая беседа

1

РУУД: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

ПУУД: передают содержание в сжатом , выборочном или развёрнутом виде.

КУУД: умеют принимать точку зрения другого.





17

Представление проекта «Математика вокруг нас».

Игра. Выполнение творческих заданий

1

РУУД: работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства информации.

ПУУД: передают содержание в сжатом или развёрнутом виде.

КУУД: умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.







16


© 2010-2022