• Преподавателю
  • Математика
  • Проблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действий

Проблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действий

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действийПроблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действийПроблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действийПроблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действийПроблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действий

Т. В. Андреева


Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

На мой взгляд, проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств для достижения этих целей. Результат, достигаемый при проблемном обучении, заключается в том, что ученик не получает информацию в готовом виде, а сам открывает новое знание. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие следующих универсальных учебных действий:

личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

познавательные универсальные действия:

общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство);

коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом даёт повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому, что, как правило, проблему решают и раскрывают классу «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Поэтому данный вопрос я начала рассматривать с позиции дифференцированного обучения. На своих уроках стараюсь определить три уровня проблемности.(приложение1)

Сущность уровней проблемности заключается в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки, на среднем уровне содержит одну подсказку, на низком уровне - две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу новых знаний.

В случае, когда отдельные обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, я определяю характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помогаю в зависимости от характера этих затруднений. Вместе с тем имею возможность формировать у детей соответствующие операции, развивать мышление.

Мною замечено, что обучающиеся, которые открывали новые знания на высоких и средних уровнях проблемности, т.е. с большей долей самостоятельности, почти не допускают ошибок. Те обучающиеся, которые открывали новые знания на низком уровне проблемности, с помощью учителя, допускают меньше ошибок, чем те которые не открывали новых знаний вообще.

На мой взгляд, технология проблемного обучения, действительно, наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной деятельности, эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ - формирование творческой личности. Также формирование способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет мне повысить не только эффективность учебного процесса, но и:

  • развивать мышление и способности обучающихся, развивать творческие умения;

  • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Обучающиеся усваивают знания, умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

Также хотелось бы немного сказать о том, как я использую в своей работе имитационную технологию или, по-другому, метод кейс - технологий.

По сравнению с широко распространенными методами активного обучения школьников метод кейс - технологий не столь известен. Однако его преимущества: коллективный характер познавательной деятельности, творческий подход к познанию, сочетание теоретического знания и практических навыков столь привлекательны, что привлечение его к работе имеет очень много плюсов.

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Я хотела бы рассказать об уроке, построенном на основе кейс-метода. Это урок математики в 5 классе по теме «Натуральные числа». Урок повторения изученного. Ребята работают в 2 группах.

На уроке детям предлагается подготовиться к реальной жизненной ситуации: покупке школьных принадлежностей (канцелярских товаров) перед началом учебного года. Работа на уроке строится следующим образом: сначала учащимся предлагается составить алгоритм действий для решения поставленной задачи. Ребята обсуждают в группах и составляют следующий план:

1. Определить нужные товары и их количество.

2. Узнать цены на канцтовары в разных магазинах.

3. Выбрать магазин, в котором можно совершить наиболее выгодную покупку.

4. Купить канцтовары.

Один учащийся от группы выступает, остальные дополняют.

Затем, после устного счёта, каждая группа получает статью, в которой рассказывается о том, какие школьные принадлежности нужны сегодняшнему ученику. Работая со статьёй, ребята составляют список нужных канцтоваров и их количества. Отдельно считают количество тетрадей (тонких и общих, в клетку и в линейку).

Теперь мы готовы идти в магазин. Я предлагаю детям ознакомиться со стоимостью нужных нам товаров в двух магазинах, «Школьник» и «Скрепка», предварительно вычислив недостающие данные и решить (с учётом скидки), в какой магазин они пойдут, если у них есть 1050 рублей. По ходу урока заполняются оценочные листы.

В заключение подводятся итоги урока, рефлексия, даётся домашнее задание.

Работа по кейс - технологии формирует у школьника УУД, такие как обретение первичного самостоятельного опыта работы с информацией; составление алгоритма и работы по нему; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.

Заключение

Таким образом, немаловажным результатом использования описанных технологий в условиях реализации ФГОС ООО является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию.




Приложение 1

Математика. 5 класс. Тема «Равенство дробей»

Карточка 1



Карточка 2Проблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действийПроблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действийПроблемное обучение и имитационная технология как средства формирования универсальных учебных действий



1 уровень.

Задание. Посмотрите на рисунки и сделайте вывод о равенстве дробей.

2 уровень.

Задание. Посмотрите на рисунки и сделайте вывод о равенстве дробей.

Подсказка 1. Какая часть кругов и квадратов закрашена?

3 уровень.

Задание. Посмотрите на рисунки и сделайте вывод о равенстве дробей.

Подсказка 1. Запишите дроби, обозначающие закрашенную часть каждой фигуры.

Подсказка 2. Сделайте вывод о равенстве полученных дробей.

Математика. 5 класс. Тема «Признаки делимости на 2, 5 и 10»


Кратные числа 2

Кратные числа 5

Кратные числа 10

2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 106, 220, 4568, …



5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 105, 125, 4585, 12300, …

10, 20, 30, 40, 50, 60, 120, 150, 450, 950, 1110, 11000, 101010, 111000,…

1 уровень.

Задание. Посмотрите на числа в таблице и сделайте вывод о том, как, не выполняя деления, узнать, делится ли число на 2, на 5 или на 10.

2 уровень.

Задание. Посмотрите на числа в таблице и сделайте вывод о том, как, не выполняя деления, узнать, делится ли число на 2, на 5 или на 10.

Подсказка 1. На какие цифры оканчиваются числа в таблице?

3 уровень.

Задание. Посмотрите на рисунки и сделайте вывод о равенстве дробей.

Подсказка 1. На какие цифры оканчиваются числа в таблице?

Подсказка 2. Какие числа называются чётными?

Библиографический список

1. Даутова О.Б., Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей /О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; подред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1.

/Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2006.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: народное образование, 2001.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.


© 2010-2022