Использование информационных технологий в системе обучения математики в средней школе

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Основным инновационным направлением развития школы на сегодняшний день является повышение качества образования путем внедрения информационно – коммуникативных технологий. Формированию компетенции учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся и компьютерные  технологии. Испол...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных технологий в системе обучения

математики в средней школе


Все начинается со школы. А самое святое в школе - урок. Ученик учится, участвуя в процессе творческой деятельности, в процессе выполнения заданий, требующих самостоятельного мышления, собственного поиска. Особенность такого содержания образования состоит в том, что другие элементы содержания, например, знания, можно сообщить учащимся, способы деятельности можно показать, в то время, как передача опыта творческой деятельности может быть осуществлена только путем вовлечения учащихся в сам процесс творческой деятельности, т.е. в процесс творческого решения новых для них проблем.

Развитию познавательных интересов, интереса к предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Расскажешь - забуду, покажешь - запомню, вовлечешь - буду сотрудником.

Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Основным инновационным направлением развития школы на сегодняшний день является повышение качества образования путем внедрения информационно - коммуникативных технологий. Формированию компетенции учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся и компьютерные технологии.

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера, как средства познания, повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы и проекты.

Своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность. Использование ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line текстов и программных тестов помогают учащимся углубить знания, полученные ранее. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, интерактивные конкурсы, материалы для дистанционного обучения.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект - объективные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

В системе такого обучения различают два типа деятельности - обучающий и учебный. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени; данные могут накапливаться и компьютер может сравнить показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя каждого учащегося обеспечить персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программными пособиями.

В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока - при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановлюсь на некоторых из них.

Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. После объяснения темы учащиеся решают устные упражнения, затем решают в тетрадях более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Решение текстовых задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

Контроль знаний

При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Кроме того, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуют развитию самостоятельности. Ученик может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.

Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математики позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской работе. Использование информационных технологий позволяет учителю общаться с учениками на современном уровне, сделать их соучастниками учебного процесса, а сам учебный процесс более привлекательным и эффективным.



© 2010-2022