Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математический вечер.

Цели и задачи:

развитие интереса к математике;

развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;

воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность;

восприятие математики через мир песен, стихов, рисунков, пословиц и поговорок.

Содержание конкурса

При подборе заданий учитывалось:

развитие творчества

от простого к сложному, от общих знаний к предметным

умение детей работать в группе

умение решать базовые задачи начальной школы

индивидуальная ответственность за общий результат

При составлении конкурсов учитывалась смена деятельности.

Прогнозируемый результат:

эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;

изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой - это можно будет наблюдать на уроках).

Этапы

Содержание


Звучит торжественная музыка

О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.
Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!
В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

• Тем, кто любит математику.

• Тем, кто знает математику.

• Тем, кто учит математику.

• Тем, кто еще не знает, что он любит математику, посвящается этот вечер

Дорогие друзья, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по волнам океана математических знаний. В бухте ожидают отплытие два корабля. Для путешествия наберем две команды знатоков математики.

8 класс

Итак, команды к плаванию готовы. Пусть прозвучит задорная песня, которая ободрит наших путешественников.

В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности
Герон, Фалес и Архимед обогатили белый свет
И нам послали зажигательный привет.

Припев:

Во славу науки
Мы клятву верности, дерзости, доблести даём.
Мажорные звуки
Из нас посыпались, и мы поём.
Пускай мы Пифагорами не станем. А вдруг?
Ведь столько не разгадано ещё вокруг!
И творчества муки нам интереснее сердечных мук.

Мы уже в третье, в третье, в третье,
Мы уже в третье перешли тысячелетие.
"Зашьём" озонную дыру, найдём друзей в антимиру
И к марсианину заявимся в нору.

Припев.

Мы люди бравые, бравые, бравые,
И нас не редко посещают мысли здравые.
Мы математике верны, мы с информатикой дружны
И, как нестранно, мы в искусство влюблены!

И пусть эпиграфом вашего путешествия станут слова:

Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Вы в поход отправляйтесь смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Вы не бойтесь, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Задания для команд.

Отправляясь в плавание по математическому океану, мы должны знать, насколько хорошо подготовлены матросы. Для этого каждая команда получает карточку, решив пример на ней необходимо дать теоретическое обоснование ответу.

Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.

Карточка №2

278*94 / (2 * 5 - 10)

Карточка №2

489*75 / (6 * 8 - 48)


Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.

К

а + 0 = а

а - 0 = а



огда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, получали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел,
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
(Он сам составил чисел класс).
Все ж о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.


Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.

П

а * 0 = аопав как множитель средь чисел,

Нуль сразу сводит все на нет.

И потому в произведенье

Один за всех несет ответ

О

а / 0Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.тносительно деленья,

Школьник, твердо помни то,

Что уж давно в научном мире

Делить на нуль запрещено.

"

а0 = 1


а" в нулевой есть единица,
Так все условились считать,
И глубоко бы тот ошибся,
Кто б это вздумал доказать.
Но правил нет без исключенья
Уместно здесь оговорить:
Значенье нуль для оснований
Необходимо исключить.

Мы не случайно выбрали задания с этим очень интересным числом 0 . Для мореплавателей очень важно понятие нулевого меридиана, знание координат и и соответственно их начала - точки с координатами(0;0).

Задание для команд


Для любого путешественника важно быть внимательным. Выберите самого внимательного в каждой команде.

Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.

Участникам одновременно на 3 сек. показываются карточки.

На самом деле задаются следующие вопросы:

- Какое число записано в квадрате?
- Каким цветом нарисован круг?
- В какой фигуре записано число 9?
- Какая фигура стоит последней?

Задание для команд.

Звучит музыка Дунаевского изх к/ф «Дети капитана Гранта»

Вы, наверное, помните, ребята, как в произведении «Дети капитана Гранта» герои пытались восстановить документ из бутылки, применяя все свои знания и логические рассуждения. Вот и вы сейчас попытаетесь восстановить числовые цепочки, определив логическую закономерность записи чисел.




Ответ.


2,3,4,5,6,7… 8,9

10,9,8,7,5,6,5… 4,3

5,10,15,20,25,30… 35,40

9,12,15,18,21… 24,27

8,8,6,6,4,4… 2,2

3,7,11,15,19,23… 27,31

9,1,7,1,5,1… 3,1

4,5,8,9,12,13… 16,17

25,25,21,21,17,17… 13,13

1,2,4,8,16,32… 64,128



Определите закономерность в рядах чисел и запишите в каждую строчку по два следующих числа.

2,3,4,5,6,7…

10,9,8,7,5,6,5…

5,10,15,20,25,30…

9,12,15,18,21…

8,8,6,6,4,4…

3,7,11,15,19,23…

9,1,7,1,5,1…

4,5,8,9,12,13…

25,25,21,21,17,17…

1,2,4,8,16,32…





Игра со зрителями.

Пока Команды думают, мы играем в слова. В особом математическом океане должна быть своя особая морская математическая терминология. Игра заключается в том, что я называю слово, если оно является математическим термином, вы хлопаете в ладоши, если нет, то - топаете. Репетируем. Готовы? Начали!

 Дискриминант,

 революция,

 неравенство,

 артикль,

 орфография,

 алгоритмизация,

 интегрирование,

 фотосинтез,

 подлежащее

корень

прямая

интеграл

софизм.

Что же такое софизм?

Сейчас я докажу, что 2*2=5.

Напишем тождество 4:4=5:5.

В обеих частях вынесем общие множители: 4(1:1)=5(1:1).

Это можно записать как 2*2(1:1)=5(1:1).

Т.к. 1:1=1, то 2*2=5, ч.т.д.

Где в доказательстве допущена ошибка?

Итак, софизмы - заведомо ложные утверждения, в доказательстве которых содержится неявная ошибка.

Задание для команд

Оказывается, ребята, и в географических названиях встречаются математические термины. Вот и мы приближаемся к Бермудскому треугольнику. Что-то нас там ожидает?

Верно знает и дошкольник, что такое треугольник
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой,

Сколько разных рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри

Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.

Работа со зрителями.

5 класс

Пока команды исследуют неизвестную фигуру, мы послушаем интересный рассказ о фигурах.

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!"
Но Квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я - Квадрат!"
И сказал еще нежней:
"Не известно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься - без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел - нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Конкурс капитанов

Почему корабли не садятся на мель,

А по курсу идут сквозь туман и метель?

Потому, что, вы заметьте-ка

Капитанам помогает математика.

Капитанам необходимо проложить курс по данным координатам.

Рыбка

(-4;2), (-3;4), (2;4), (3;3), (5;2), (7;0), (5;-2), (3;-2), (2;-4), (0;-4), (-1;-2), (-5;0), (-7;-2), (-8;-1), (-7;1),

(-8;3), (-7;4), (-5;2), (-2;2), (0;3), (3;3) и глаз (5;0).

Дельфин

(-7;-2), (-3;4), (-1;4), (2;7), (2;4), (5;4), (9;-5), (10;-9), (8;-8), (5;-10), (7;-5), (3;-2), (-7;-2).ю ласт (0;0), (0;2),(2;1), (3;0), (0;0) и глаз (-4;0), (-4;1), (-3;1), (-3;0), (-4;0).

Конкурс Рыбалка





А пока капитаны прокладывают курс, каждая команда займется ловлей морской живности.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

9

8

12

4

5

3

15

14

24

18

25

20

6

2

23

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

3

7

13

10

16

22

11

26

17

27

21

31

1

30

19

29

М-1

Е-3

Д-5

У-10

З-14

А-9


О-2

С-7

М-1

И-24

Н-6

О-2

Г-4

М-1

И-24

Н-6

Т-13

А-9

Й-24


С-7

Е-3

Л-25

Ь-1

Д-5

Ь-1


К-18

А-9

М-20

Б-8

А-9

Л-25

А-9

К-18

А-9

Л-25

Ь-1

М-20

А-9

Р-3

У-10

С-7

Т-13

Р-3

И-24

Ц-11

А-9

О-2

М-20

А-9

Р-3




К-18

И-24

Л-25

Ь-1

К-18

А-9


С-7

К-18

А-9

Т-13




Музыкальная пауза.

11 класс

(Звучит песня на мотив песни "Коммунальная квартира" группы "Дюна")

Математика - наука,
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Но порой достанет так вот,
Что не знаешь, как и быть,
Математику насильно
Я пытаюсь зазубрить.

Но зубрежка вся напрасна -
Не доходит до меня.
Это вовсе не игрушка,
Ничего, не сдамся я.
Математика сурова,
Ее просто так не взять,
Попытаемся мы снова
Получить оценку "пять".

Припев:
Это математика, математика родная
Это математика, математика моя.

Много формул и законов
В алгебре изобрели,
Корни, кубы и биномы
Мы зубрили, как могли.
Мы от формул так устали,
Но без них прожить нельзя!
Не проходит и недели,
Чтобы не услышал я:

Припев:
Это наша алгебра, наша алгебра родная,
Это наша алгебра, наша алгебра, друзья!

Теорему Пифагора,
Как родную, любим мы,
Кубы, призмы, пирамиды
На уроках нам нужны,
Даже формула Герона
Отлетает от зубов.
Можем мы решать так много,
Это ясно всем без слов!

Припев:
Это геометрия, геометрия родная
Это геометрия, геометрия моя.

Конкурс «Заморочки из бочки»

Звучит музыка из симфонической сюиты «Шахерезада»

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Тучка по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Ты волна моя волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли.

И послушалась волна

Туту же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Посмотрим, что принесла нам волна. А в этой бочке крутые заморочки.

- Когда мы смотрим на двойку, а говорим 10? [Минутная стрелка показывает 10 минут]

- Четверо играли в домино ровно 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? [4 часа]

- Сколько десятков получится, если два десятка умножить на два десятка? [20 * 20 = 400, 40 десятков]

4. Шел Кондрат в Ленинград.
Навстречу ему 12 ребят:
У каждого - по лукошку,
В лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку,
У котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат:
"Сколько котят и мышат
ребята несут в Ленинград?"

(Глупый, глупый Кондрат! Он один шел в Ленинград, а ребята с лукошками, котятами и кошками шли навстречу ему, - в Кострому!)

У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)

Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4кг.)

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Какое число приказывает? (Три)

Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)

Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Составить как можно больше слов из букв слова "ТРЕУГОЛЬНИК" (е=ё).

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

7 класс

Стихи о Евклиде, Архимеде и гибели Архимеда.

Музыкальная пауза. Математические частушки.

Алгебру решать устал,

Только время потерял

Все-равно ни че не понял,

Лучше бы я погулял.

Биссектриса это крыса,

Только я не поняла

Для чего же эта крыса

Делит угол пополам.

Пифагоровы штаны

Во все стороны равны,

Их не пробуй надевать

Ноги не куда девать.

Математик Пифагор

Супер джинсы изобрел

Говорят его штаны

Во все стороны равны

Мы с решебника списали,

Думали все правильно,

А на алгебру пришли-

Двойку нам поставили.

Геометрию мы любим,

Решаем мы ее всегда,

Но хорошие оценки

Получаем иногда.

Теоремы, теоремы

До чего вы довели

Иксы, минусы, задачи

Вы с ума меня свели.

Уравненья я люблю

В классе отвечаю

А когда домой приду

Тут же забываю.

Я хороший ученик

Всю таблицу знаю

5*5=25,

Дальше забываю.

Мне казалося всегда,

Геометрия сложна

Только пару получила

Весь учебник изучила.

.

Вертикальные углы

Говорят, что все равны

Только я не верю вам

Вот возьму, измерю сам.

Я на алгебре сижу,

Слушаю внимательно.

Задачу сложную свою-

Решу я окончательно.

Уравнения, уравнения

До чего вы довели

Иксы, минусы, деление-

Вы меня с ума свели.

Уравнения я знаю

И решаю их на 5.

Только я не понимаю,

Где прибавить, где отнять.

Геометрию учу,

Все я понимаю.

Как домашнюю пишу,

Сразу забываю.

Я, вообще-то, парень умный,

Математику учу.

И не нужен мне компьютер-

Все задачи так решу.

Полюбила программиста,

Голова из трех частей-

Монитор, клавиатура,

Мышка с ковриком при ней.

Непонятного размера

Дали нам решать примеры

Только я вот не пойму:

Что к чему и почему.

У нас в классе нет проблем

По решенью теорем,

Но как пишем мы зачёт -

Сразу «ступор» настаёт.

Итоги вечера.

Итоги недели математики

В номинации «Архитектурный шедевр» награждается 11-10 классы за архитектурный проект из геометрических тел …

В номинации «Шедевры изобразительного искусства» награждаются 5,6,7 классы за картины из геометрических фигур «Домик в деревне», «Летний день в лесу» и Морская феерия»

В номинации «Дизайнер - оформитель» награждаются 8,9 классы за разработку оформления сельской автобусной остановки в математическом стиле.

В номинации «Лучшая математическая частушка» награждается …










Методическая разработка математического вечера в школе для разновозрастной категории детей.







Математический вечер в школе.




Разработан учителем математики МОУ Зайцевская сош Коробейниковой О.А.

Проведен в рамках недели математики

4-9 декабря 2006 года.


© 2010-2022