Методика дифференцированной работы на уроке

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика дифференцированной работы на уроке.

Итак, перед учителем, не класс в общем, а три отдельные группы, объединенные отношением к математике. Фактически это три класса в одном три класса в одном плане урока. На первых порах трудно всем: учителю, ученикам.

Но впоследствии эти трудности исчезают, а умение класса организоваться для многоплановой работы на уроке окупают все издержки.

Дифференцированное обучение в классе я провожу следующим образом.

Первый этап - изучение нового материала.

Каждая тема требует особого подхода к ее объяснению. Но в организационном плане я выделяю так называемую «кварту», в течение которой должна быть усвоена тема. Каждый урок «кварты» имеет свой девиз: «Изучаем», «Усваиваем», «Закрепляем», «Углубляем». Первый урок «Изучаем» обращен ко всем учащимся одинаково. Я объясняю всему классу новый материал и провожу первоначальное формирование умений по данной теме. Затем перехожу к закреплению умений, доведению их до навыков.

Следующий урок «Усваиваем» может иметь такую модель:

1. учитель обучает всех;

2. учитель работает индивидуально с несколькими учащимися, а остальные учащиеся работают самостоятельно.

Я объяснила новый материал, затем дала самостоятельную работу для учащихся, а с отдельными учениками, кто не понял, кто пропустил предыдущий урок, занимаюсь индивидуально у доски.

Для усвоения определений, правил, устную работу провожу в парах так, что для каждого говорящего обеспечен слушающий партнер.

Кроме этого использую следующий метод индивидуализации усвоения. После того, как ученики усвоили большую часть нового материала, у некоторых остаются неосвоенные элементы. Например, плохо запомнили формулы, табличное умножение и.т. д. Для этого, эти неусвоенные элементы каждый ученик свои выписывает на последней странице своей тетради.

Теперь на каждом уроке отводится одна-две минуты для целенаправленного повторения: «Откройте тетрадь на последней странице, будем повторять формулы». Каждый ученик при этом работает экономно, не затрачивая сил и время на то, что он уже усвоил.

Второй этап - закрепление нового материала.

После объяснения, усвоения нового, начинаем закрепление. Учащиеся 1 группы переходят от обязательных заданий к творческим упражнениям («Думай и дерзай»). Учащиеся 2 группы сосредотачиваются на упражнения, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 шага логического мышления в направлении развития этих положений (Старайся). Учащиеся 3 группы возвращаются снова к основным моментам объясненной темы («Повторяй и запоминай»).

Именно, здесь, при закреплении можно использовать варианты различной сложности. Существует несколько способов их применения:

а) учащиеся 1 гр. работают самостоятельно. Для них предусмотрен какой-либо вариант проверки самостоятельной работы (поворотная доска, лист с решением, учащиеся сверяются друг с другом), а учащиеся 2-3 группы работают фронтально под наблюдением учителя;

б) учащиеся 1-ой группы вместе с учителем разбирают задания повышенной трудности, а 2-я и 3-я группы работают самостоятельно;

в) учащиеся, хорошо усвоившие материал, работают самостоятельно, а те у кого возникли затруднения, выполняют задания под руководством учителя;

г) учащиеся 2-ой группы работают самостоятельно, 1-я группа получает задание более сложное, а 3-я группа - более простое.

Такая организация формирования и закрепления умений, позволяет заботиться о развитии сильного ученика, предупредить отставание слабого, дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания по теме.

Одна из самых важных задач учителя - научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя. Работа по группам и индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

Эта работа ценна тем, что каждый ученик знает, что все зависит от его старания. Слабые ученики, работая индивидуально, спрашивают о непонятном материале. Главное, что они рассуждают и понимают, где у них не получается.

В своей работе я применяю устную дифференцированную работу. При устном счете всем ученикам хочется ответить. Но всех спросить нельзя. Дети, огорчаются, если их не спрашиваешь, становятся пассивными. Поэтому даю дифференцированные задания. Для слабых учеников даю карточку. Они пишут в тетрадь. По окончании работы учащиеся переворачивают карточку и проверяют решенные задания.

В устную работу включаю задания на повторение, по тем вопросам, по которым выявлены пробелы.

Третий этап - проверка усвоения пройденного материала.

Усваивают ученики тему в разном темпе. Для проверки усвоения пройденного, использую карточки трех уровней. Карточки 3-го уровня - это необходимый минимум для всех, карточки 2 - го и 3 -го уровней для тех, кто способен идти дальше.

Учащиеся, сдавшие зачет по обязательному материалу, выбирают себе карточку, рассчитанную на «4» или «5». Но от темы к теме переходим еще всем классом.

Контрольные работы содержат обычно 5 заданий, три из которых соответствуют обязательным результатам обучения, а два задания повышенной сложности. Учащиеся продвигаются от одного уровня сложности к другому.

Домашнее задание предлагается тоже по степени сложности. Первое задание соответствует обязательным результатам обучения, второе более сложное, а третье повышенной трудности. Для учащихся 1 -ой иногда даю задания отдельно, более сложные, дополняю задачами из других пособий.

Много вопросов возникает по поводу домашнего задания. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость учащихся?

Я уверена в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой! Очень часто учащиеся приходят с невыполненным домашним заданием, ссылаясь на то, что не поняли. При выполнении домашнего задания пользуются интернетом или списывают с решетников. Это подтолкнуло меня к использованию дифференцированного домашнего задания.

Я даю домашнее задание двух или трех уровней.

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого мы беремся.

Я хочу выделить фразу «за обучение, которого мы беремся», потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу - и, соответственно, не мучится самому и не мучить его.

Второй уровень задания - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от заданий первого уровня.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:

-частушки, басни, сказки, рассказы по учебным темам;

-чайнворды, кроссворды и т.п.;

-тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;

-сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;

-плакаты - опорные конспекты;

-различные формулировки, стихи и др.

Главным атрибутом дифференцированного обучения является - самостоятельная работа, как путь к саморазвитию личности в условиях реализации ФГОС.

Это такой способ учебной работы, где

-учащимся предлагаются учебные задания;

-работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;

-выполнение работы требует от учащихся умственного напряжения.

Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. При фронтальной же работе для одних предложенный темп слишком быстрый, для других чересчур медленный.

Самостоятельная работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пассивные и ленивые, должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто - то другой его выполнит.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизвестным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто - то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут - то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность, чтобы дойти до конца, чтобы найти выход. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.

Во время самостоятельной работы на уроке практикуется следующий прием. Учащийся, выполнивший задания легкого уровня, поднимает руку. Я подхожу к ученику просматриваю его тетрадь и отмечаю, что выполнено, верно, а что нет. Этот прием позволяет проверить и оценить большинство работ.

к в

© 2010-2022