- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка по математике «Online-консультации как одна из форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена по математике»
Методическая разработка по математике «Online-консультации как одна из форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена по математике»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крутько Н.А. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Online-консультации как одна из форм подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена по математике»
1.Цели и задачи проекта.
Цель: Повышение уровня знаний и качества обучения учащихся. Задачи:
-
расширение предметных знаний, закрепление умения применять методы
различных наук, осмысливать связи и отношения в объектах изучения; -
развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать,
сравнивать; -
формирование междисциплинарной сопряженности, активизация творческой
деятельности учащихся; -
повышение уровня информационно-коммуникативной компетентности
школьников; -
развитие умения четко организовать самостоятельную и групповую работу,
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, формирование навыков
коллективной работы.
2. Актуальность проекта.
Новые целевые ориентиры, отражённые в государственных образовательных стандартах, в образовательной программе гимназии побуждают учителя к педагогическому осмыслению новых задач и применению системы инноваций
-
в организации личностно-ориентированного образовательного процесса с
использованием информационных и коммуникационных технологий; -
в организации образовательного мониторинга, контроля и самоконтроля, уровня
общения, новых подходов к оценке результата; -
в создании технически оснащённого образовательного пространства с укреплением
взаимодействия его субъектов.
Для достижения нового качества образования в гимназии используются инновационные подходы к обучению и изменению контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание качества образования выступает как мера соответствия достигаемого образовательного результата ожиданиям (запросам) личности, общества, государства. В соответствии с новым пониманием качества меняются и цели образования: переход от исключительного знаниевой парадигмы к компетентностной и личноразвивающей, изменение системы межличностных отношений в направлении от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Обучение в значительной степени строится на работе с информацией. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности. В настоящее время использование ИКТ в образовании - это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Именно возможности глобальной сети Интернет сегодня могут стать базой и полигоном педагогики сотрудничества для моделирования общественных и межличностных отношений в условиях, максимально приближенных к действительности.
Стоит лишь внимательно проанализировать ценностные приоритеты молодежи, как сразу станет понятным, что Интернет сегодня с успехом может объединить мальчишек и девчонок на созидательный творческий поиск. Кроме того, современные компьютерные технологии способны сделать процесс образования более увлекательным и продуктивным. И неправда, что они используют телефоны и компьютеры только для игр и развлечений. Есть и такие, но в основном ребята с жадностью осваивают все новые и новые возможности своего компьютера.
Интернет содержит в публичном доступе ряд ценнейших первоисточников - электронные библиотеки, музеи, периодику, тематические подборки материалов, профессиональные справочники, словари, клубы по интересам. Начала компьютерной грамотности сейчас немыслимы без наглядной демонстрации и освоения приемов доступа в Сеть, поиска информации, работы с электронной почтой и средствами персональных коммуникаций.
Различные аспекты использования сети Internet, а также сетевые формы взаимодействия в сети Internet представляют немалый интерес для всех специалистов, профессионально работающих с детьми.
Одна из форм сетевой технологии может быть успешно использована и в школьном образовательном пространстве для организации виртуальных консультаций с учащимися по различным предметам как в рамках подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, так и при освоении текущего программного материала.
Преимущества Интернет - консультаций:
Новый вид on-line- консультаций
удобен для тех учащихся, кто:
-
Привык работать в Интернете.
-
Кому нужна квалифицированная помощь, но нет возможности или времени
лично встретиться с учителем.
экономит время
-
Не выходя из дома, можно получать индивидуальные консультации
учителя через видео связь в режиме реального времени. -
Возможность получать консультации, уроки в любое удобное для учителя и
учащихся время (по взаимному согласованию)
удобен при передачи данных
• При объяснении материала учитель может пересылать учащимся текстовые,
графические, видеофайлы за достаточно быстрый промежуток времени.
может использовать видео и голосовую связь
• Возможность видеть и слышать учителя, кроме того, возможность видеть и
слышать друг друга в прямом эфире, в реальном времени. Для этого
необходимо приобрести вебкамеру и микрофон (если нет предустановленных
на вашем компьютере).
доступен для широкого круга пользователей
вызывает большой интерес у старшеклассников, становится доступным для учащихся с ограниченными возможностями или находящимися на индивидуальном обучении.
В 20013/14 уч.г. мною апробировано на практике использование возможностей сети Интернет для организации консультативных занятий по математике с учащимися 11 класса как один из способов подготовки к ЕГЭ. Интернет-консультации для групповых занятий проходили в режиме Конференции. Учащиеся могли свободно присоединяться к общению, входя в этот видеочат, опоздавшие в любое время могли включаться в работу. К этим консультациям присоединялись и учащиеся других школ.
В ходе консультаций разбирались конкретные примеры из частей В и С, обращалось внимание на типичные ошибки, допускаемые учащимися. Проведено 20 консультаций по темам: «Арифметические задачи в ЕГЭ», «Графики и диаграммы», «Геометрия и тригонометрия», «Задачи практического содержания», «Уравнения в ЕГЭ» и др.
Время проведения консультаций выбиралось вечернее, т.к. учащиеся 11 классов в это время уже свободны.
На сегодняшний день существует достаточное разнообразие форм подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ.
Многообразие форм подготовки школьников к итоговой аттестации по математике
Типы виртуальных консультаций:
Виртуальные консультации, как необходимый компонент занятия по подготовке школьников к ЕГЭ по математике, подразделяются на: базовые (по теоретическому материалу и решению типовых задач в виде слайд-лекций), консультации по возникающим у учащихся вопросам или затруднениям и консультации по результатам выполнения школьниками тренировочных заданий (индивидуальные и общеклассные).
Представление учебного материала во фрагментах слайд-лекций базовых консультаций не должно копировать изложение его в учебнике и должно удовлетворять требованиям: структурированности материала, записи (по возможности) на различных языках: вербальном, образном и символьном; лаконичности и точности формулировок; рациональности компоновки, компактности записей и рисунков; эстетичности оформления, использование различных шрифтов, цветов, штриховки и оттенков.
В качестве иллюстрации к сказанному можно привести один из фрагментов слайд-лекции:
Наиболее трудоемкий процесс для учителя при организации такой формы взаимодействия с учащимися - отбор и методическая разработка тренировочных заданий для виртуальных занятий. К каждому заданию подбираются три основных типа эвристик:
1) «Повтори теорию!», представляющую собой структурированное изложение учебного материала, входящего в базис решения задания;
2) «Вспомни обобщенную схему решения!», ориентирующую на актуализацию обобщенной схемы решения типовых заданий, аналогичных рассматриваемому;
3) «Посмотри образец решения аналогичного задания!», представляющую собой полное систематическое описание образца решения одного из заданий, аналогичных данному.
Пример 1. Найдите значение выражения , если .
Эвристика 1. «Повтори теорию!»
Свойства логарифмов:
,
где a>0, b>0, c>0, c≠1.
,
где a>0, n, c>0, c≠1.
, где a>0, b>0, c>0, c≠1.
, где m≠0, b>0, c>0, c≠1.
, где a>0, b>0, b≠1, c>0, c≠1.
, где a>0, a≠1, b>0, b≠1.
, где a>0, a≠1, b>0.
Эвристика 2. «Вспомни обобщенную схему решения!»
Обобщенная схема решения:
-
Используя свойства логарифмов (логарифм частного равен разности логарифмов, логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания), привести исходное выражение к виду, зависящему явно только от заданного выражения;
-
Подставить данное значение указанного выражения в полученное;
-
Выполнить вычисления.
Эвристика 3. «Посмотри образец решения аналогичного задания!»
Задание. Найдите значение выражения , если .
Решение: Используем свойство логарифма произведения , где a>0, b>0, c>0, c≠1
и, зная, что , получим
.
Подставим заданное значение в полученное выражение, выполним необходимые вычисления и получим .
Конспект занятия с использованием интернет-конференции.
Учитель- Крутько Наталья Анатольевна, учитель математики
Образовательное учреждение - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7», город Арсеньев
Предмет - Алгебра и начала анализа
Класс -11-А и 11-Б
Тема - Решение заданий части В5 ЕГЭ по математике
Учебно-методическое обеспечение: портал «Сеть творческих учителей», сообщество учителей математики, ориентированное на подготовку к ЕГЭ.( it-n.ru/communities.aspx), сайт «Открытый банк задач ЕГЭ по математике, 2010 » mathege.ru:8080/or/ege/StartTest?quizId=179
Время реализации занятий - 45 минут
Оборудование и материалы: компьютер, интернет.
Медиапродукт: М-Агент, конференция.
Краткий конспект занятия
Тип
Комбинированный
Цель
Отработка навыков решения задач части «В5», углубление, обобщение, систематизация, закрепление полученных знаний.
Задачи
1. Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.
2. Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями, для их применения в нестандартной ситуации.
3. Развивать у учащихся математическое мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения).
4. Развивать у учащихся навыки творческого подхода к решению задач.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока
-
умение пользоваться опорными знаниями, для их применения в нестандартной ситуации;
-
умение выделять существенные признаки и делать обобщения;
-
навыки творческого подхода к решению задач практического содержания
Ход и содержание занятия
I этап -Разбор типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении части «В5»
II этап - Актуализация знаний (повторение теоретического материала).
III этап -Все прототипы заданий части В5 (18 задач)
IV этап - Решение задачи о фирмах перевозчиках
V этап -Решение задачи о тарифных планах
VI этап - Решение задачи о заказе стекол
VII этап - Самостоятельное решение задач части В5 ( № 5383, № 26672, № 5467)
VIII этап - подведение итогов занятия, рефлексия
Рефлексия деятельности
Что нового вы узнали на занятии?
Чему вы научились?
Какое у вас настроение в конце занятия?
Можете ли вы объяснить решение данных задач однокласснику, пропустившему урок сегодня?
Домашнее задание
Открытый банк задач, mathege.ru:8080/or/ege/StartTest?quizId=179
Решить часть «В5» , 10 задач.
Описание мультимедийных компонентов
Форма
Работа в режиме интернет-конференции
Технические данные
Компьютер
Вид ресурса
Интернет
Цели, задачи дидактического материала
Наглядное сопровождение занятия
Содержание дидактического материала
Слайд 1: тема занятия, ссылка в интернете.
Слайды 2-3: разбор задачи В5, (задача о фирмах перевозчиках);
Слайды 4-5: решение задачи В5, (задача о тарифных планах);
Слайды 6-8: задача В5, (задача о заказе стекол);
Слайд 9: задача типа В5, (Самостоятельная работа);
Слайды 10: задача типа В5, (ответы к самостоятельной работе)
Слайд 12: литература, ссылки на прохождение тестов режиме онлайн.
В интернет-консультациях принимало участие 45 учащихся гимназии. В результате все одиннадцатиклассники гимназии справились с ответственным экзаменом и сдали ЕГЭ по математике. При минимальном пороге в 21 балл, установленном Рособрнадзором, в гимназии средний балл составил 45,0.
Усилиями одного педагога крайне сложно разработать весь методический пакет заданий для подготовки старшеклассников к успешной сдачи ЕГЭ. Поэтому границы данного проекта целесообразно расширить, привлечь к его реализации высококвалифицированных учителей математики гимназии, города.
Реализация данного сетевого проекта предполагает наличие некоторого ресурсного (тьюторского) центра, обладающего всеми необходимыми педагогическими, технологическими и методическими ресурсами для достижения поставленных образовательных целей.
Литература
-
Задачи для решения взяты из открытого банка задач по математике ЕГЭ-2010. mathege.ru:8080/or/ege/StartTest?quizId=179
-
Максим Игоревич Фокеев
"ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
НА БАЗЕ ВИРТУАЛЬНОГО КЛАССА", Саранск, 2009 г.
3) /distant.ioso.ru Сетевые профессиональные сообщества учителей
Владимирова Людмила Павловна, н.с. лаборатории ДО ИСМО РАО
4) orel.rsl.ru - Открытые электронные ресурсы Российской государственной библиотеки
5) rvb.ru - Российская Виртуальная библиотека
6) harward.edu - Гарвардский университет
7) ed.gov/index.jsp - Департамент образования Правительства США
8) msu.ru - Московский Государственный университет
9) ya.ru - Поисковая система "Яндекс"
10) yandex.ru - Универсальный портал "Яндекс"
11) aboutstudy.ru/ - Обучение.Ру
12) ypok.ru - Урок.Ру
13)boom.ru - Бесплатный публичный хостинг Mail.Ru
14) ed.gov.ru/ - Министерство Образования РФ