Доклад «Применение технологии УДЕ на уроках математики»

В данном докладе рассматривается применение технологии Укрупнение дидактических единиц П.М. Эрдниева. Данная технология предусматривает подачу материала крупным блоком. Однако особенностью данной технологии является взаимосвязь прямой и обратной задачах, что очень удобно при преподавании математики. Это позволяет экономить время на объяснении нового материала. В докладе обобщен опыт работы, проведенной в течении трех лет. В докладе рассматривается 1) теоретические аспекты теории; 2)применение на...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для ученика и учителя. Сейчас идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической практике учебно- воспитательного процесса. Происходит модернизация образования, предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определенные усилия для приобретения знаний.

Стандарт подготовки учащихся требует серьезных знаний математики. Сегодня время диктует, чтобы ученики были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Поэтому нужно вооружить ученика не только набором знаний, но и сформировать такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Какие же практические знания должна давать математика? На уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные способы решения заданий.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования, где раньше в ее центре был учитель, а сейчас ученик. Это дает возможность каждому ученику обучаться в том уровне который соответствует его способностям. Моей целью, как учителя, является формирование конкурентно способной личности, которая сможет реализовать свои способности в современном мире. Поэтому передо мною стоит задача научить каждого ученика, дать качественные знания по всему курсу математики, формировать ключевые компетентности, т.е. умения учиться, находить, обрабатывать и применять нужную информацию.

В.А.Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «исподвольного» овладения знаниями, учеба- самый серьезный и кропотливый труд ребенка, должна быть радостным трудом.

Я убеждена в том, что сам процесс обучения должен иметь развивающий характер и содержать проблемные ситуации. Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться работая по принципу «обучая себя, смогу обучить и развить умственные способности ребенка».

В современных условиях нельзя добиться положительных результатов, не владея диагностикой, без профессионального роста, без углубления знаний по психологии и педагогике, без освоения новых технологий.

В связи с этим я выбрала технологию укрупнения дидактических единиц «УДЕ» Эрдниева. В научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества». Лейтмотивом урока, построенного на системе «УДЕ» служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, чтобы познать объект в его развития. УДЕ- деятельностная технология. УДЕ позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения: от сконструирования содержания образования и форм его воплощения до труда учителя и, соответственно ученика. Преподавание и учение приобретают характер взаимообогащающего общения и сотрудничества.

Основой сотрудничества становятся созданные учебники, модели уроков, т.е.разнообразные и конкретные формы представления учебной информации.

Высокопроизводительная технология обучения может стать доступной для учителя, только будучи воплощенной в форме школьного учебника, альтернативного действующим своим методическим арсеналом. Понимание принципов УДЕ, воплощенных в структуре соответствующих учебников, позволит учителю конструировать собственные уроки и процесс обучения на базе укрупненных знаний. В современных учебниках по разным главам и даже по разным классам разведены контрастные понятия ( уравнения и неравенства, пропорции и проценты, дифференцирование и интегрирование, степени и корни и т.д.) При переходе к укрупненным темам, объединяющим группы родственных понятий, в сознании школьника возникают качественно новые знания, ибо благодаря УДЕ постигается особая информация, а именно информация связи, информация перехода от одного элемента к другому, доступная постижению лишь в пределах крупной единицы усвоения.

Особенного внимания педагогов заслуживает еще одна особенность методической системы УДЕ: из-за инертности мышления ее положительное последствие проявляется достаточно убедительно не сразу, а через несколько лет после экспериментального применения. И все же главным средством освоения УДЕ является учебник, который и определяет в конечном счете качества знаний ученика.

Л.С.Понтрягин справедливо отмечал, что по несовершенному учебнику и опытный учитель не в силах обеспечить должный уровень знаний. Эффект УДЕ заметнее с течением времени, ибо применение этой технологии обучения не просто ускоряет усвоение знаний, но и формирует ценные умения, специфические приемы мышления, влияющие на успешность обучения в последующие годы.

Идея УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации и утверждающейся в связи с этим концепции непрерывного образования.

Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

Смысл концепции УДЕ состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей- взаимообратными операциями, комплексами обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Чистая экономия времени 20-30%.Можно использовать это время для сжатия учебного процесса, а можно использовать для дополнительных занятий, для развития учащихся.

Составление и решение триады упражнений становится главным средством экономного и прочного постижения математики. Понятия, отношения, операции сведены в пары, каждая из которых берется как одна и та же укрупненная единица.

Таким образом, учитель настраивается на применение активных методов преподавания, а учащиеся - на активное усвоение и применение знаний.

Принципы укрупнения учебной информации реализуются посредством четырех идей:

  1. совместное и единовременное изучение взаимосвязанных понятий и действий

  2. решение прямой задачи и преобразование ее в обратные или аналогичные

  3. решение деформированных упражнений с одним или несколькими неизвестными

  4. усложнение предлагаемого материала.

Преимущества УДЕ перед общепринятой методикой обучения объясняется психологически - опорой на закономерности продуктивного мышления. Эффективность технологии УДЕ объясняется тем, что запоминание крупного блока знаний совершается в пределах активной фазы оперативной памяти. Результатом УДЕ становится также саморазвитие знаний, связанное с актуализацией резервов подсознания и согласованной деятельностью логического механизмов мышления.

Я выбрала данную технологию, так как считаю, что при изучении математики можно сэкономить время для практической отработки умений и навыков. В начале учебного года составила календарно-тематический план по предмету. При его составлении придерживалась программы по предмету.

При изучении каждой главы старалась применять прямые и обратные задачи.

При прохождении темы «Одночлены и многочлены, действия над ними » рассматривались умножение одночлена на многочлен и вынесение общего множителя за скобки; сложение и вычитание многочленов;

Например: 1) Выполните умножение а) -2ав (3ас²+ 5а²в)

Б) (3х²у-4х)(2ху+у²)

2) Разложите на множители вынесением общего множителя -6а²вс² -10а³в²с²

3) Разложите на множители способом группировки: 6а³ -4ав² +9а²в-6в³

Для самостоятельной, групповой работ использовала карточки, тесты.

Контроль проводила в виде контрольной работы, тестов.

При изучении темы «Формулы сокращенного умножения» рассматривались задания требующие применение прямой и обратной формул. Например:

  1. упростить выражение применив ФСУ:

а) (2х-4)(2х+4) б) (2х-4)²

в) (0,5у²+2)(0,5у²-2) г) (х+у)²

2.- разложите на множители используя ФСУ:

А) 4х²-16 б) 0,25(у²)² - 4

3- выделите квадрат двучлена:

А) 4х²-16х+16 б) х² +2ху+у²

.Результатом моей работы по технологии УДЕ стала возможность больше времени уделять практической работе.

Затруднения, которые я испытывала при работе по технологии: это отсутствие учебника составленного по технологии УДЕ, то, что изучаемые темы разбросаны по разным классам.

Контроль проводится в виде контрольной работы, тестов, индивидуальных заданий по карточкам, групповой и коллективной работы.

Работая по технологии УДЕ можно говорить о следующих преимуществах в сравнении с традиционной системой обучения:

  1. Расход учебного времени против годовых норм сокращается за счет единовременного ( параллельного) изучения взаимосвязанных вопросов программы.

  2. Значительно увеличивается объем усваиваемого материала и снижается нагрузка на ученика.

  3. Активизируется мыслительная деятельность учащихся, развитие внимания, мышления.

  4. знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются

  5. получаем значительный выигрыш во времени.

Таким образом, активная умственная деятельность- одно из основных условий, которое обеспечивает технология УДЕ. За счет широкого применения принципов, реализующих УДЕ, постигаются азы логического мышления. Применение УДЕ позволяет значительно усилить развивающую функцию обучения.

Освоение технологии УДЕ обеспечивает повышение качества усвоения большого объема программных знаний за меньшее время, что является здоровьесберегающим фактором обучения учащихся, дает возможность интегрировать предметы разных образовательных областей для создания целостной картины окружающего мира.

Однако работать по технологии УДЕ невозможно по тем учебникам, которые мы используем в своей работе. Должен быть учебник соответствующий данной технологии.


© 2010-2022