- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока на тему Одновременное движение по числовому лучу
План-конспект урока на тему Одновременное движение по числовому лучу
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кадочникова О.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Одновременное движение по числовому лучу
Основные цели:
1) сформировать у учащихся представление об одновременном движении по числовому лучу и его видах: встречное, в противоположных направлениях, вдогонку, с удалением;
2) тренировать умение записывать формулы зависимости координат x движущихся точек от времени t;
3) тренировать умение решать текстовые задачи с использованием формулы зависимости расстояния от скорости и времени движения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия.
Ход урока
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, начинаем наш очередной урок математики. Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
« Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю,
воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
- Предлагаю взять эти слова в качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Фронтальная работа. «Математический диктант»
-
Делимое 300, делитель 60. Найдите частное. (5)
-
На сколько 200 больше, чем 197? (3)
-
Во сколько раз 32 меньше, чем 320? (10)
-
Сколько часов составляет 1\3 суток? (8)
-
На какое число надо умножить 12, чтобы получить 72? (6)
-
3\5 числа равны 9. Найдите целое число. (15)
-
Сумму 95 и 105 разделить на 20. (10)
-
Найдите разность чисел 130 и 124. (6)
(Проверка по эталону.
- В ответах математического диктанта зашифровано слово. Чтобы расшифровать его, нам поможет алфавит русского языка. Каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Выпишите буквы в строчку.
- Что у вас получилось? Что обозначает это слово?
- Ребята, теперь мы с вами знаем, что любое движение можно изобразить на координатном луче.
- Сегодня вою работу в течение урока вы будете оценивать сами. И делать это будете с помощью координатного луча. У каждого из вас есть такой луч. Цена деления равна 1 баллу. Поставьте себе столько баллов, сколько правильных ответов было в математическом диктанте. (8 баллов)
2. Повторение изученного.
-Ребята, с чем мы работали на прошлых уроках? ( Мы работали с числовым и координатным лучом, учились находить расстояние между точками, рассматривали движение объектов на числовом луче, учились записывать формулы зависимости координаты точки от времени.)
- Сегодня вы продолжите изучение движения по числовому лучу.
А сейчас давайте немного вспомним изученное.
-
Начертите числовой луч с ценой деления 2 клетки.
-
Поставьте числа 0, 2, 4, 6 и т.д.
-
Послушайте задачу и изобразите её на этом луче:
Незнайка вышел из точки с координатой 6 и направился к Кнопочке, которая живет в точке с координатой 18. Он шёл со скоростью 4 ед.\мин. Покажите его движение на луче.
(1 человек у доски) - 2 балла
- На каком расстоянии находились Незнайка и Кнопочка вначале? (Расстояние между Незнайкой и Кнопочкой вначале было 12 ед.)
- Сколько времени займет путь? (Через 3 минуты Незнайка дойдет до дома Кнопочки).
- В какой точке будет Незнайка через 1 мин, 2 мин? (10, 14)
Можно ли составить формулу зависимости координаты точки от времени?
(х = 6+4·t) - 1 балл
- Что происходит с расстоянием до дома Кнопочки? (Уменьшается)
-
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1. Постановка проблемы
- А теперь давайте представим, что Кнопочка не стала дожидаться Незнайку и пошла к нему навстречу. Можем мы изобразить ее движение? Что нам надо знать? (С какой скоростью шла Кнопочка)
- Скорость Кнопочки 2 ед.\мин. Покажите ее движение.
- Можно ли по схеме определить, через какое время герои встретятся? (через 2 минуты)
- В какой точке произойдет эта встреча? (14) Поставьте флажок.
- Что происходит с расстоянием, когда объекты движутся навстречу друг другу? (Расстояние уменьшается.)
- Чем эта задача отличается от тех, что мы решали раньше?
- Как бы вы сформулировали тему урока? (Движение двух объектов на числовом луче.)
- Определим цель нашего урока.
- Итак, мы рассмотрели с вами движение, когда объекты движутся навстречу друг другу. Как вы думаете, а как еще могут двигаться объекты?
- Сегодня мы рассмотрим разные виды задач.
2. Работа в группах
-
Изобразить на схеме движение объектов:
- из каких точек вышли
- в каком направлении двигаются и с какой скоростью
-
Ответить на вопросы:
- как менялось расстояние между объектами?
- встретились ли объекты и в какой точке?
- как можно назвать этот вид движения?
-
Составить формулы зависимости координат объектов от времени.
- Ребята давайте рассмотрим следующее задание (раздаточный материал Приложение 3). Фронтально на доске.
Оцените свою работу в группе - от 1 до 5 баллов
3. Составление опорных схем.
- Чтобы лучше запомнить все виды задач, попробуйте составить в тетради опорный конспект. 4 балла
- Что мы дальше должны сделать? (Потренироваться.)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (с последующей самопроверкой).
С. 78 № 2 - работа в парах
Задания выполняются на печатной основе с проговариванием. Один ученик выполняет задание на доске на готовом рисунке и таблицы.
Проверьте себя - 8 баллов
V. ИТОГ УРОКА.
-
Что нового вы открыли сегодня на уроке?
-
Достигли ли вы цели урока?
-
Что было важно для вас на уроке?
-
Кто хорошо разобрался в теме урока и может объяснить другим?
-
За что вы можете себя похвалить? Оцените себя. (28 баллов)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Придумать 1-2 задачи на одновременное движение.
Решить по выбору: № 3 или № 4 с.79
По желанию: с.80 №8
План-конспект урока составила:
Кадочникова Ольга Александровна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
4