- Преподавателю
- Математика
- Игровая деятельность на уроке ИЯ
Игровая деятельность на уроке ИЯ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чередниченко А.А. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игровая деятельность в образовательном процессе
Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей деятельности. [7,709] Нормальное состояние человека, если только он спит, - активное деятельное состояние. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми и так далее. Словом он проявляет свою активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и так далее).
Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Без деятельности не возможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Всякая деятельность требует определённых умений и навыков, которые вырабатываются в процессе деятельности. [7,56]
Деятельность людей многообразна, но при этом её можно свести к трём основным видам: учебной, трудовой и игровой. Любой вид деятельности, в которой появляется что-то новое, приобретает творческий характер.
Как было сказано выше, игровая деятельность является основным видом деятельности детей. Рассмотрим её подробнее, так как именно в ходе игры учащиеся преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением и получают знания.
Игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной деятельности. [2,138] Этот вид совместной деятельности является наиболее характерным для учащихся 5-7 классов. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей деятельности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности. А сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»). [10,24]
В ходе игровой деятельности у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.
Большое влияние оказывает игровая деятельность на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействия и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Иными словами, взрослые должны сознавать, что игровая деятельность вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (дидактическая игра).
Основные принципы организации игры:
-
Отсутствие принуждения любой формы при вовлечение учащихся в игру.
-
Принципы развития игровой динамики.
-
Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).
-
Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий и реальный жизненный опыт учащихся.
-
Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным». [11,28-29]
-
Итак, ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры учащиеся часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением. При правильной организации игровая деятельность является школой жизни, школой труда и общения учащихся в коллективе.
1.2 Сущность игры
Игру люди использовали с древности. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Известно, что она всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.
Игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.
«Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей». [16,92]
По определению, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [3,40]
Игра - средство многогранное. О ней мы знаем далеко не всё. Но с уверенностью можно говорить, что это самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения. [3,41]
Таким образом, можно сказать, что игра это исторически возникший вид деятельности детей, являющийся одним из универсальных, эффективных и гибких приемов обучения, который позволяет решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.
Сложность кроется в природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентация на результат не внутренний игровой, а практический. На помощь в теоретическом плане и в практическом отношении приходит разграничение игровой деятельности и целенаправленной игры, игры с правилами подчиненной достижению заранее намеченного результата.
Отличные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости учеников. Но нельзя забывать и другое, что «игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей: к искусству или технике, а способности к творчеству в целом».
В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели момент состязательности. Устоявшееся в мировой педагогике понимание игры охватывает любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза).
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
-
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
-
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
-
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция;
-
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [3,43]
В человеческой практике игра выполняет такие функции:
-
развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить);
-
коммуникативную: освоение диалектики общения;
-
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
-
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-
диагностическую: выявление от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
-
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-
межнациональные коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
Будучи введенной, в систему традиционного обучения, учебная игра выполняет несколько функций:
- обучающую,
- мотивационно - побудительную,
-ориентирующую,
-социализации.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Игре как процессу присущи следующие параметры:
-игровые действия как средство реализации этих ролей;
-игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми или условными;
-реальное отношение между играющими;
-сюжет-область действительности, условно воспроизводимая в игре.
1.3 Классификация игр
В современной школе, делающей ставку на активизацию и оптимизацию обучения школьников, игра используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и д.р.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры - драматизации. [15,61]
В спектре целевых ориентаций выделяют следующие виды игр:
-
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУНов в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
-
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
-
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
-
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляции; обучение общению; психотерапия. [18,11]
О.С. Газманов различает в своей квалификации два основных типа игр: игра с фиксированными (открытыми) правилами и игры со скрытыми правилами.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Задача сюжетно - ролевых игр, не менее творческая - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. [15,61]
В любом возрасте детям нравятся игры, особенно нравятся режиссерские игры - игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за всех зверей в зверинце, за автомашины, трамваи, пешеходов на улице и т.д.
Учебную игру можно рассматривать как особым образом организованное упражнение, предоставляющее возможность более глубокого и детального изучения конкретного иноязычного материала. В большинстве своем учебные игры вводятся в обучающий процесс через установку предполагающую дальнейшую творческую деятельность обучаемых, т.е. учебная игра способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами иностранного языка. [3,43]
Решение задачи, предложенной в учебной игре, предполагает не только формирование неких новых качеств, навыков и умений, но также и актуализацию уже приобретенного багажа знаний и выработанных иноязычных навыков и умений. Данный факт позволяет сделать вывод, что игра является, в том числе и средством контроля.