Игровая деятельность на уроке ИЯ

Деятельность – это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Без деятельности не возможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Всякая деятельность...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровая деятельность в образовательном процессе

Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей деятельности. [7,709] Нормальное состояние человека, если только он спит, - активное деятельное состояние. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми и так далее. Словом он проявляет свою активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и так далее).

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Без деятельности не возможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности. Всякая деятельность требует определённых умений и навыков, которые вырабатываются в процессе деятельности. [7,56]

Деятельность людей многообразна, но при этом её можно свести к трём основным видам: учебной, трудовой и игровой. Любой вид деятельности, в которой появляется что-то новое, приобретает творческий характер.

Как было сказано выше, игровая деятельность является основным видом деятельности детей. Рассмотрим её подробнее, так как именно в ходе игры учащиеся преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением и получают знания.

Игровая деятельность - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной деятельности. [2,138] Этот вид совместной деятельности является наиболее характерным для учащихся 5-7 классов. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей деятельности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности. А сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»). [10,24]

В ходе игровой деятельности у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игровая деятельность на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействия и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми. Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игровая деятельность вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (дидактическая игра).

Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечение учащихся в игру.

  2. Принципы развития игровой динамики.

  3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).

  4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий и реальный жизненный опыт учащихся.

  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным». [11,28-29]

  6. Итак, ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры учащиеся часто преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением. При правильной организации игровая деятельность является школой жизни, школой труда и общения учащихся в коллективе.

1.2 Сущность игры

Игру люди использовали с древности. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Известно, что она всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.

Игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

«Игра - это исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей». [16,92]

По определению, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [3,40]

Игра - средство многогранное. О ней мы знаем далеко не всё. Но с уверенностью можно говорить, что это самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения. [3,41]

Таким образом, можно сказать, что игра это исторически возникший вид деятельности детей, являющийся одним из универсальных, эффективных и гибких приемов обучения, который позволяет решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

Сложность кроется в природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентация на результат не внутренний игровой, а практический. На помощь в теоретическом плане и в практическом отношении приходит разграничение игровой деятельности и целенаправленной игры, игры с правилами подчиненной достижению заранее намеченного результата.

Отличные особенности игровой деятельности обычно усматривают в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости учеников. Но нельзя забывать и другое, что «игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей: к искусству или технике, а способности к творчеству в целом».

В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит помимо цели момент состязательности. Устоявшееся в мировой педагогике понимание игры охватывает любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза).

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, конкуренция;

  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [3,43]

В человеческой практике игра выполняет такие функции:

  • развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональные коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Будучи введенной, в систему традиционного обучения, учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую,

- мотивационно - побудительную,

-ориентирующую,

-социализации.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Игре как процессу присущи следующие параметры:

-игровые действия как средство реализации этих ролей;

-игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми или условными;

-реальное отношение между играющими;

-сюжет-область действительности, условно воспроизводимая в игре.

1.3 Классификация игр

В современной школе, делающей ставку на активизацию и оптимизацию обучения школьников, игра используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технологии внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и д.р.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры - драматизации. [15,61]

В спектре целевых ориентаций выделяют следующие виды игр:

  • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУНов в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляции; обучение общению; психотерапия. [18,11]

О.С. Газманов различает в своей квалификации два основных типа игр: игра с фиксированными (открытыми) правилами и игры со скрытыми правилами.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Задача сюжетно - ролевых игр, не менее творческая - вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил. [15,61]

В любом возрасте детям нравятся игры, особенно нравятся режиссерские игры - игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за всех зверей в зверинце, за автомашины, трамваи, пешеходов на улице и т.д.

Учебную игру можно рассматривать как особым образом организованное упражнение, предоставляющее возможность более глубокого и детального изучения конкретного иноязычного материала. В большинстве своем учебные игры вводятся в обучающий процесс через установку предполагающую дальнейшую творческую деятельность обучаемых, т.е. учебная игра способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся средствами иностранного языка. [3,43]

Решение задачи, предложенной в учебной игре, предполагает не только формирование неких новых качеств, навыков и умений, но также и актуализацию уже приобретенного багажа знаний и выработанных иноязычных навыков и умений. Данный факт позволяет сделать вывод, что игра является, в том числе и средством контроля.


© 2010-2022