• Преподавателю
  • Математика
  • Блок заданий в соответствии с основополагающими принципами понятия «Математическая грамотность»: «фундаментальные математические идеи», «математическая компетентность

Блок заданий в соответствии с основополагающими принципами понятия «Математическая грамотность»: «фундаментальные математические идеи», «математическая компетентность

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















.







Блок заданий в соответствии с основополагающими принципами понятия «Математическая грамотность»: « фундаментальные математические идеи»,«математическая компетентность


Одной из основных целей математики является воспитание умения математически исследовать явления реального мира. Нужно научить школьников составлять математические модели реальных ситуаций, владеть математическим языком, описывающим указанные модели. Для этого необходимо обеспечить усвоение системы научных понятий. Значит, возникает необходимость в отходе от традиционной организации учебного процесса, к организации такой учебной среды дающей возможность зафиксировать изменения в ученике, которые произошли.

Новый качественный уровень среднего образования РК обеспечивается на основе принципиально нового методологического подхода к организации содержательной и процессуальной сторон образования, в котором главный акцент делается на результат. Особенность предлагаемого подхода заключается в создании образовательной системы, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования. Во многих странах мира непрерывное совершенствование качества образования осуществляется на основе конкретно достигнутых результатов. В международной

образовательной практике опыт реализации концептуальных идей данного подхода обобщен и назван моделью образования, ориентированного на результат.

При обучении математике развитие компетенций будет осуществляться больше за счет процессуальной стороны обучения, чем за счет содержания. При проектировании

учебного процесса по усвоению математики необходимо соединить установленные компетенции, ожидаемые результаты с учебным материалом отдельных тем и разделов.

Основным средством развития математической грамотности являются учебные задания. При выполнении задания обучающийся решает учебную или жизненную ситуацию и

показывает уровень усвоения учебного материала и тем самым - уровень достижения того или иного ожидаемого результата обучения. Учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем - это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности.

С учетом вышеизложенного, в качестве примеров учебных заданий на отработку отдельных этапов решения проблем можно предложить: - задания, в которых приводится текст, описывающий определенную ситуацию, по которой необходимо сформулировать проблему; - задачи с недостающими или избыточными данными;

- задачи исследовательского характера или исследовательские задания;

- задания, требующие на основе формулировки проблемы определить цель

предстоящей деятельности;

- задачи, направленные на оценку проделанной учениками работы с позиции

достижения поставленной цели.

Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.

Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы.

1. Решение расчетных задач на движение и стоимость. За одну - две недели до урока-практикума учащимся выдается карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.

2. При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике граф - это…, в литературе - это…

3. Очень полезно проведение уроков-семинаров и уроков-конференций, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, они не только ищут нужную информацию, но и преобразуют ее нужным образом.

4. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета или других ресурсов найдите и распечатайте таблицу длин, весов древности, с переводом этих значений на современную таблицу мер и длин» и т.п.

Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом, подготавливая ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.

Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов. Школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому необходимо включать в содержание задачи, данные в которых представлены также в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

На этом этапе целесообразно использовать задачи прикладного характера. Тогда у учащихся будет не только формироваться информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники увидят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повысит интерес к предмету.

Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи - задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира. Следующая задача является таким примером.

Перед вами тексты задач, которые помогут вам осуществить вашу мечту - путешествие.

1.Вычислить количество денег, затраченное на бензин, если известно, что 1 л бензина стоит 92 т. и израсходовано 415 литров?

2.Рассчитать количество денег, затраченное на проживание группой из 25 человек за 12 дней (11 ночей)? (данные подбирает учитель или дети)

3.Рассчитать количество денег, затраченное группой из 20 человек на ночлег в пути (1 ночь)? (данные подбирает учитель или дети)

4.Вычислить сумму денег, затраченную на приобретение газированной воды в дороге, если, известно, что в г. Петропавловске стоила 45 тенге, а на каждой следующей остановке, где покупали, стоимость увеличивалась на 1,5 тенге? (покупали газ. воду 4 раза)

5.Вычислить сумму, затраченную на приобретение постельного белья для группы из 25 человек, если 1 комплект стоит 250 тенге? (туда и обратно)

6.Ежедневно на питание группа тратит 5200 тенге . Вычислите количество денег, затраченное на питание за 14 дней?

Таким образом, реализация данной компетенции, после предварительной подготовки учителя и учеников, вполне возможна и на уроках математики.

Таким образом, оценивание компетентности ученика на уроках математики довольно трудный процесс, требующий индивидуального подхода к каждой теме учебника. Попытаемся вычленить наиболее общие математические знания, умения и навыки, которые в первую очередь должны оцениваться при анализе компетентности ученика:

базовые математические приемы, алгоритмы измерений;

математический язык;

самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации;

математическая грамотность, т.е. способность определять и понимать роль математики в мире, в котором живут учащиеся; высказывать хорошо обоснованные математические суждения;

умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.

Задача 1.

Оксана купила 40 утят. Для того, чтобы вырастить 1 утку требуется корма:

Старт корма: 300 грамм в день, требуется кормить 10 дней.

Дробленое зерно: 400 грамм в день, кормить 20 дней.

Цельное зерно: 500 грамм в день,кормить30 дней.

1.Сколько необходимо корма каждого вида, чтобы выкормить одну утку. Ответ запишите в килограммах.

(26 кг.)

2.Сколько необходимо корма, чтобы выкормить 40 уток.

(1040 кг)

3.Рассчитать затраты, необходимые Оксане, чтобы вырастить 40 уток. Если цена корма:

Старт корм: 1 кг 200 тг.

Дробленое зерно: 1 кг 40 тг.

Цельное зерно: 1 кг 60 тг.

(72000 тг)

4.Посчить в среднем мяса получит Оксана, если суточный прирост с одного утенка составляет 54 гр. Кормить утят требуется в среднем 60 дней.

(129,6 кг.)

Задача 2

В хвойном лесу растут сосны, имеющие высоту 18 метров, диаметр 16 см.

1.Сколько сосен посажено на территории 30 метров квадратных, если на 1 м2 посажено 2 сосны.

(60 сосен)

2.Сколько досок получится из одного дерева, если толщина доски 5 см, а длина 6 м. Ответ округлить до целых.

(9 доски, ответ приблизительный)

3.Сколько досок можно получить из 5 деревьев.

(30 досок)

4.Сколько потребуется деревьев, чтобы изготовить 100 досок, длиной 2 метра, толщиной 5 см.

(2700 досок)

5.Какое количество досок будет в 1 м3,если толщина доски 5 см, ширина доски 25 см.

(80 досок)

6. Сколько стоит одна доска, если стоимость 1 м3 15 тысяч тенге.

(187,5 тг.)

Задача 3.

а) Закуплены продукты, необходимо приготовить обед. На обед составлено меню из 3 блюд.

1.Салат «Весенний»

2.Жаркое

3.Компот.

В таблице приведены указания по приготовлению обеда. Определите массу каждого ингредиента в килограммах.

Название блюда

ингредиенты

Общая масса

компот

Яблоки

Урюк

Вода

Сахар

4 кг

3 части

2 части

4 части

1 часть

салат

Огурцы

Помидоры

Капуста

Лук

2,1 кг

1,5 ч

2 ч

3 ч

0,5 ч

жаркое

Картофель

Лук

Мясо

Масло

3,2 кг

4 ч

1 ч

2,5 ч

0,5 ч

Ответ:

Название блюда

ингредиенты

компот

Яблоки

Урюк

Вода

Сахар

1,2 кг

0,8 кг

1,6 кг

0,4 кг

салат

Огурцы

Помидоры

Капуста

Лук

0,45 кг

0,6 кг

0,9 кг

0,15 кг

жаркое

Картофель

Лук

Мясо

Масло

1,6 кг

0,4 кг

1 кг

0,2 кг

б) Определите стоимость каждого ингредиента отдельно и всего обеда, если цена продукта за 1 килограмм:

№ п/п

Название продукта

Стоимость 1 кг (тг)

1

Яблоки

220

2

Картофель

108

3

Урюк

420

4

Сахар

125

5

Мясо

760

6

Огурцы

120

7

Помидоры

230

8

Капуста

130

9

Лук

80

10

Масло

270

Ответ:

№ п/п

Название продукта

Стоимость (тг)

1

Яблоки

264

2

Картофель

172,8 приб.173

3

Урюк

336

4

Сахар

50

5

Мясо

760

6

Огурцы

54

7

Помидоры

138

8

Капуста

117

9

Лук

12

10

Масло

54

Итого

1958

Задача 4.

Человек питается каждый день. Мы убедимся, что даже здесь не обойтись нам без расчётов и вычислений.

Во-первых, необходимо закупить товар.

а) Алие необходимо купить 5 кг картофеля, 1 кг которого стоит 136 тенге. Продавец предлагает купить весь оставшийся у них картофель массой 6,5 кг по цене на 1/8 дешевле исходной цены за килограмм.

Определить стоимость всей покупки и полученную выгоду.

(540 тг,140 тг.)

б) Найдите стоимость покупки 1,6 кг огурцов по цене 170 тг за 1 килограмм и 2,3 кг мяса по цене 760 тг. за килограмм.

(огурцы-272 тг., мяса-1748 тг.)

в) Определите максимальную массу помидор, которую можно приобрести по цене 230 тенге за килограмм, если на наличные в сумме 1300 тенге уже куплено 2 кг огурцов по цене 120 тенге.

(4кг 600г)

Задача 5.

Для выступления на вечере Алия, Лена и Гуля решили сшить костюмы.Для пошива одного костюма необходимо: Алие 1,7 м ткани, Лене 1,5 м ткани, Гуле 1,3 м ткани трех различных цветов: красного, синего и белого. Ткани взяты в отношении 2:3:4.

1.Сколько метров каждой ткани необходимо, чтобы сшить костюмы.

(1 м красной ткани,1,5 м синей ткани,2 м белой ткани.)

2.Рассчитать затраты девочек на костюмы, если 1 м синей ткани стоит 245 тг,1 м красной ткани стоит 256 тг,1 м белой ткани стоит 223 тг.

(1069,5 тенге)



© 2010-2022