Научно-исследовательская работа во внеурочной деятельности

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-исследовательская работа во внеурочной деятельности

Л.Е. Колдарь

учитель математики

МБОУ «СОШ №2 г. Строитель Белгородской области»


Современное российское общество, вступившее в новую стадию своего развития в постперестроечный период, заинтересовано в людях творческих, активных, нестандартно мыслящих, способных решать сложные задачи. И кто как не Российское образование способно решить эту важнейшую проблему. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой, экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, одним словом «одарённые дети». А кто как не школа, ставит перед собой одну из приоритетных задач, развитие детской одаренности.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что они более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетрадиционные способы решения поставленных перед ними задач.

В последнее время в современной школе всё большую актуальность приобретает научно-исследовательская работа учащихся, так как это соответствует вызовам современной обстановки в обществе, образовании и является важным компонентом школы сегодня. Исследования в обычном употреблении понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Это процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследования всегда творчество и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование имеет высокую ценность для современного образования. При этом дети обучаются навыкам работы с дополнительной литературой из научной сферы, совершенствуя умение писать в первую очередь доклады, затем рефераты по интересующей их теме, нарабатывают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Начиная с учащимся исследовательскую работу, необходимо ориентировать его на то, что это будет долгий и трудный процесс, который призван развить истинные возможности школьника, воспитать творчество и самостоятельность, инициативность, волевые качества. В итоге ученик осваивает методы самостоятельной работы, методы интеллектуальной дисциплины, необходимые для развития критического мышления, на основе полученных знаний и личного опыта учащиеся самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность, закрепляют и углубляют полученные знания, овладевают навыками самообразования, вырабатывают способности саморазвития и потребности в нем.

Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития. Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательский интересов учеников, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрения учащихся.

На занятиях учащиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской работы. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Целью исследовательской деятельности одаренных учащихся является формирование у них познавательной активности.
Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

1.развитие логического мышления;

2.творческих способностей;

3.кругозора;

4.устной и письменной речи;

5.умений обобщать и систематизировать информацию;

6.коммуникативных умений;

7.формирование наблюдательности и внимания;

8.умение работать с художественными и научными текстами

Исследовательская работа включает три вида деятельности:

1.Написание научно-исследовательской работы.

2.Публичное выступление на конференциях, конкурсах.

3.Написание тезисов

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

1.изучение теоретических источников;

2.наблюдение;

3.поисковый эксперимент;

4.описательный;

5.обобщающий.

Виды исследований:
1.по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
2.по месту проведения: урочные, внеурочные;
3.по времени: кратковременные или долговременные;
4.по теме: предметные, свободные
Формы, позволяющие представить результаты исследования:
1. конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
2. презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются учеников;
3.выступления, как правило, для определенного круга - своих 4.одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
5.доклад с целью сообщения новых знаний;
6.выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме или дисциплине

7.реферат, публикация, вебсайт.

Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся научно - исследовательской работой понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы.

Исследовательская деятельность формирует готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы получают большой объём знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований. Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научными исследованиями, будет только в том случае, когда в процессе этой работы учащийся воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли), учит объективно оценивать.

Таким образом, воспитание юного исследователя требует постоянной целенаправленной работы, сочетающей в себе самообразование и самосовершенствование педагога, правильную мотивировку учащихся, строгую организацию научной деятельности, что обязательно приводит к повышению творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся.

Литература:

1. Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренность детей: выявление, развитие и поддержка. - Челябинск : Учитель, 2008. - 54 с.

2. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие, Саратов 2009.-224 с.

3. Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми//Вестник НГУ. Серия: педагогика /Новосиб.гос.ун-т, 2008, Том 9, вып-1, с.51-56

4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как образовательная техно- логия [Текст] / А.В.Леонтович // Исследовательская деятельность учащихся. Сборн. Статей. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

5. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследователь- ской работы с детьми в сфере дополнительного образования [Текст] / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. - 2002. - № 9. - С. 13-17





© 2010-2022