Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

Цели урока: - обобщить теоретические знания по теме производная, геометрический и физический смысл производной- закрепить умение находить производные функций,- решать задачи на геометрический и физический смысл производной,- готовиться к ЕГЭРазвивающие задачи:развивать творческую сторону мышления;развивать уверенность в себе, интерес к предмету.Воспитательные задачи:воспитывать потребность в знаниях;формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения, самообразования, самовос...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

Урок по теме: «Геометрический и физический смысл производной».


Цели урока:

- обобщить теоретические знания по теме производная, геометрический и физический смысл производной

- закрепить умение находить производные функций,

- решать задачи на геометрический и физический смысл производной,

- готовиться к ЕГЭ

Развивающие задачи:

  • развивать творческую сторону мышления;

  • развивать уверенность в себе, интерес к предмету.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать потребность в знаниях;

  • формировать навыки умственного труда - поиск рациональных путей решения, самообразования, самовоспитания;

  • воспитывать культуру общения, взаимопомощь, умение слушать товарища.

Оборудование: карточки, компьютер.

Ход урока.

  1. 1 этап - Организационный (1 мин).

Учитель сообщает тему урока, цель и поясняет, что во время урока будет использоваться раздаточный материал, который лежит на партах, и будет проведена разноуровневая самостоятельная работа, а также имеется шкала оценок. (Такая же табличка висит на доске).

Девиз урока - на доске: «Все отвлеченные понятия пояснять, как только можно, и примерами, и задачами, и приложениями…» М.В.Остроградский.

  1. 2 этап- Повторение теоретического материала по теме производная. (10 мин).

Учитель приглашает к доске ученика написать таблицу производных элементарных функций.

Функция y=f (x)

Производная y′= f′(x)

C

0

xУрок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)ЄR

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)xУрок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)-1

ax

ax lnx

ex

ex

log x

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

lnx

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

sinx

cosx

cosx

- sinx

tg x

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

ctgx

-Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

(Все теоретические и практические вопросы урока демонстрируются на экране).

Учитель: Сформулируйте определение производной функции в точке.

Ученик: Производной функции f в точке x0 называется число, к которому стремится разностное отношение Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) при Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс).

Учитель: Сформулируйте правила вычисления производных.

Ученики. 1. Если функция y=f(x) и y=g(x) имеют производную в точке x, то и их сумма имеет производную в точке x ,причем производная суммы равна сумме производных.

(f(x)+g(x))′= f′(x)+g′(x)

2. Если функция y=f(x) имеет производную в точке x, то и функция y=k f(x) имеет производную в точке x, причем (k (f(x))′=k f′(x)

Постоянный множитель можно выносить за знак производной.

3.Если функция y=f(x) и y=g(x) имеют производную в точке x, то и их произведение имеет производную в точке x

(f(x) ∙ g(x))′= f′(x) g(x)+f(x)g′(x)

Производная произведения двух функций равна сумме двух слагаемых; первое слагаемое есть произведение производной первой функции на вторую функцию, а второе слагаемое есть произведение первой функции на производную второй функции.

4. Если функция y=f(x) и y= g(x) имеют производную в точке x и в этой точке g(x)≠0, то и частноеУрок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) имеет производную в точке x , причем

  • Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

Учитель. Что называется касательной к графику функции?

Ученик. Касательной к графику дифференцируемой в точке x0 функции f- называется прямая, проходящая через точку (x0 ;f(x0) ) и имеющая угловой коэффициент f′(x0).

Учитель: В чем состоит геометрический смысл производной?

Ученик. Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке.

Учитель. Назовите уравнение касательной к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой x0.

Ученик.y= f(x0)+ f′(x0) ( x-x0).

Учитель. В чем состоит физический смысл производной?

Ученик. Если материальная точка движется прямолинейно по закону S(t), то производная функции y= S(t) выражает мгновенную скорость материальной точки в момент времени t0, т.е. v= S′(t). Производная от координаты по времени есть скорость. Производная от скорости по времени есть ускорение.

3 этап - Устный счет ( на экране ) - 5 минут.

(Вопросы устного счета на экране).

Найти производные функции:

2ex ;2x

x4

x8

x6

2x3

2x5-3x2+2

7x6+3x3+5x2

2x-4

( 3x-6)2

(8+7x)2

log2x; sin 2x; cos(3x+4)

ln x; sin2x; sin ( 3-2x)

cos 2x

Учитель. Решим у доски несколько задач на применение этих правил.

Задача№1. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f(x)= 2-x2+3x4 в его точке с абсциссой x0=-1. (-10)

Задача №2. Через точку графика функции y(x)= -0,5x2+4x+7 с абсциссой x0=2 проведена касательная. Найдите тангенс угла наклона этой касательной к оси абсцисс. (2)

Задача № 3. Составьте уравнение касательной к графику функции y= x2-2x в точке x0=-1 (у=-4х-1).

Задача №4. При движении тела по прямой расстояние S( в метрах) от начальной точки изменяется по закону S(t)=t3-t2+5t+1( t- время движения в секундах). Найти скорость в (м/с) тела через 3 секунды после начала движения.(26)

Физминутка. (Слайд)

4 этап урока- Разноуровневая самостоятельная работа. (20 минут).

Для работы Мудреновой Дарье:(сдает экзамен на профильном уровне)

Задача 1. На рисунке изображен график функции

у = ах2 + вх +с и четыре прямые. Одна из прямых - график производной. Укажите номер этой прямой.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)



Решение.



  1. По рисунку определяем вершину параболы,

это точка (4; -5).

  1. Тогда уравнение параболы имеет вид: y = a(x-4)2 - 5

  2. По рисунку х=1 - корень уравнения a(x-4)2 -5 =0, отсюда a = Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) .

  3. Получим уравнение параболы у = Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) (х - 4)2 -5.

  4. Производная y' = Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) ∙2 ∙(x-4) = Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) x - Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) = Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) x - 4Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

  5. При х = 0, y' = -4 Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , при х = 4, y' = 0.

  6. Значит, графиком производной данной функции является прямая № 3

Задача 2. При каком значении а прямая у = -10х +а является касательной к параболе f(x) = 3x2 -4x-2 ?

Решение.

  1. Пусть х0 - абсцисса точки касания, составим уравнение касательной в этой точке.

  2. у = 3х2 - 4х -2

  3. у0 = 3х 02 - 4х0 -2

  4. y' = 6х - 4

  5. y0 ' = 6х0 - 4

  6. Получим уравнение касательной

у = 3х 02 - 4х0 -2 + (6х0 - 4)(х - х0) ,

у = (6х0 - 4)х - 3х02 -2.

  1. Чтобы прямая у = -10х +а являлась касательной к параболе f(x) = 3x2 -4x-2, необходимо, чтобы

0 - 4 = -10, отсюда

х0 = -1, тогда

а = - 3х02 -2 = -3-2 = -5

Содержание разноуровневой самостоятельной работы

Уровень 1

Вариант 1

Задача №1.

Тело движется по прямой так, что расстояние S (в м) от него до точки М этой прямой изменяется по закону S(t)=5t2-3t+6. Через сколько секунд после начала движения произойдет остановка?

1) Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) 2) Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) 3) Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) 4) 6

Задача №2

Определите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции у(х)=4х2-8х+4 параллельна оси абсцисс.

1) -8 2) 1 3) 0 4) 4

Задача№3

Определите угол, который образует касательная, проведенная к графику функции у=2х2+4х-3 с осью ОХ, в точке с абсциссой Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) .

1) 450 2) 300 3) 600 4) 1350

Задача №4

На кривой у=х2-х+1 найдите точку, в которой касательная параллельна прямой у=3х-1.

1) -2 2) 1 3) 2 4) 3

Задача №5.

Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у=-2х4+3х+5 в его точке с абсциссой Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) .

1) 67 2) -61 3) 19 4) 72

Уровень 2 Вариант 1

(Задания 2,3,5 -дополнительно для уровня 1).

  1. Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции

у = х6 - 2х5 + Зх4 + х2 + 4х + 5 в точке х0 = - 1.

  1. Функция у = f(x) определена на промежутке (- 4; 6]. На рисунке изображен график ее производной. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции имеет наибольший угловой коэффициент.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

3.Функция у = f(x) задана своим графиком на промежутке [- 8;4] Укажите абсциссу точки графика (или сумму абсцисс, если их несколько), в которой тангенс угла наклона касательной равен 0.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

4.Найдите сумму тангенсов углов наклона касательных к параболе у = х2 - 2х - 3 в точках пересечения параболы с осью абсцисс.

5.На рисунке изображены прямые, которые являются касательными к графику функции

у =f(x) в точках с абсциссами x1, х2, х3, х4. Определите количество неотрицательных чисел среди значений производной у = f'(x) в этих точках.

У

хУрок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

Уровень 2 Вариант 2 (для Даши)

  1. Найдите угловой коэффициент касательной к графику функции у = х5+ 2х4 + х3, + 12 в точке х0 = 1.

  2. Функция у = f(х) определена на промежутке (-5; 3). На рисунке изображен график ее производной. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции имеет наименьший угловой коэффициент.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

3. Функция у = f(x) задана своим графиком на промежутке [а;в] Укажите абсциссу точки графика (или сумму абсцисс, если их несколько), в которой тангенс угла наклона касательной равен нулю.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

4.Найдите сумму тангенсов углов наклона касательных к параболе у =х2 - 9 в точках пересечения параболы с осью абсцисс.

5.На рисунке изображены прямые, которые являются касательными к графику функции у =f(x) в точках с абсциссами x1, х2, х3, х4. Определите количество неотрицательных чисел среди значений производной у = f'(x) в этих точках.

y

хУрок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)



Домашнее задание

(Для «3» - 3задачи решить, для «4»- 4, для «5» - 5, с последующей защитой своего способа решения.)

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

1. Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . На рисунке изображен график производной этой функции. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) имеет наибольший угловой коэффициент.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

2. Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . На рисунке изображен график производной этой функции.

К графику функции провели касательные во всех точках, абсциссы которых целые числа. Укажите количество точек графика функции, в которых проведенные касательные имеют отрицательный угловой коэффициент.

3 Прямая пересекает ось абсцисс при Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , касается графика функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) в точке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . Найдите Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) .

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

4. Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . Используя изображенный на рисунке график производной Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , определите количество касательных к графику функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , которые составляют угол Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) с положительным направлением оси Ox.

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

5. Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . На рисунке изображен график производной Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . Определите число касательных к графику функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , тангенс угла наклона которых к положительному направлению оси Ox равен 3.

6. Прямая пересекает ось ординат при Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , касается графика функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) в точке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . Найдите Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) .

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

7. Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . На рисунке изображен график производной этой функции.

К графику функции провели касательные во всех точках, абсциссы которых целые числа. Укажите количество точек графика функции, в которых проведенные касательные имеют отрицательный угловой коэффициент.

8. Прямая пересекает ось ординат при Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , касается графика функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) в точке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . Найдите Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) .

Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)9. Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . Используя изображенный на рисунке график производной Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , определите количество касательных к графику функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) , которые составляют угол Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) с положительным направлением оси Ox.

10 Функция Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) определена на промежутке Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) . На рисунке изображен график производной этой функции. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс) имеет наибольший угловой коэффициент. Урок математики по теме Геометрический и физический смысл производной (11 класс)

5 этап - Подведение итога урока.( 4 минуты)

Учитель подводит итог урока, называет наиболее активных учеников, выставляет оценки.

Оценки выставляются по шкале :

Шкала оценок.

1.Теоретический материал -

2.Устный счет -

3.Решение опорных задач -

4. Самостоятельная работа -

Итоговая оценка -( в журнал - среднее арифметическое 1-4)


© 2010-2022