Рабочая программа по математике 5 класс 8 вид

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 Б класс.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Цель преподавания математики состоит в том, чтобы:

дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.

Задачи:

через обучение математике повышать уровень общего развития обучающихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

В 5Б классе обучаются дети с диагнозом олигофрения легкой степени. Для таких детей характерно недоразвитие познавательных интересов которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Обучающимся требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для детей с диагнозом олигофрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования все эти операции у данного типа детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для таких детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются н запоминаются внутренние логические связи. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у данной категории детей носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам при воспроизведении.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости.

Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У больных детей оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у олигофренов отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.

У детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Олигофрения проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, дети с диагнозом олигофрения предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов обучающихся влияют на характер протекания их деятельности. Дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Все отмеченные особенности психической деятельности детей с диагнозом олигофрения носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Коррекционные задачи.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавание;

- развитие пространственных представлении и ориентировки;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций;

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

- формирование умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, ролевые игры и т.д.)

4. Развитие речи, владение техникой речи.

5. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

6. Совершенствование движений и сенсорного развития.

- развитие мелкой моторики кисти

7. Развитие различных видов мышления;

- развитие наглядно-образного мышления

- развитие словесно- логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Нормативные правовые документы, на основании которой разработана рабочая программа.

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

4. В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года. М.: Владос, 2001 год.

Характеристика, роль и место учебного предмета.

Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Она обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

Обучение математике в школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Математика играет важную роль в общей системе образования. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки.

Сведения о программе.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится в 5 классе - 6 часов в неделю (210 часов в год).

В 5 классе из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала.

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников. Учитывая особенности этой группы школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.

Программа предполагает использование учебников «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.

Формы организации образовательного процесса.

Учебный процесс в школе, реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга. Только в системе форм организации может быть осуществлён полноценный процесс обучения.

В современной школе основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.

Технология обучения.

методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Для развития познавательных интересов следующие условия:

избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы, использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);

специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.

Основные метапредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач связанных с социализацией).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся .

Содержание обучения математике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классах формируются и развиваются компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Виды и формы контроля.

Виды контроля: входной, текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.

Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (математический диктант, самостоятельная работа. тестирование, практическая работа, контрольная работа).


Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Устное сложение и вычитание чисел

Закрепление и развитие навыков сложения и вычитания целых чисел в пределах 100.

Знать: алгоритм арифметических действий с целыми числами в пределах 100.

Уметь: выполнять сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100.

  1. Нумерация в пределах 1 000

Систематизация и обобщение сведений о целых числах в пределах 1000. Римская нумерация. Округление целых чисел.

Знать: разрядный состав числа, нумерацию в пределах 1 000

Уметь: присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000; округлять целые числа; выполнять полный анализ числа.

  1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000

Закрепление и развитие навыков сложения и вычитания целых чисел в пределах 1000

знать: алгоритм арифметических действий с целыми числами в пределах 1000.

Уметь: выполнять сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 1000.

  1. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000

Закрепление и развитие навыков сложения и вычитания целых чисел в пределах 1000

Знать: алгоритм арифметических действий с целыми числами в пределах 1000.

Уметь: выполнять сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 1000.

  1. Обыкновенные дроби

Систематизация сведений о дробных числах.

Знать: об образовании дробей, что обозначают числитель и знаменатель дроби, правильные и неправильные дроби

Уметь: находить доли предметов, находить дроби предметов, записывать дроби, сравнивать дроби, определять правильные и неправильные дроби.

  1. Умножение и деление на 10, 100.

Закрепление и развитие навыков умножения и деления целых чисел на 10, 100.

Знать: алгоритм умножения и деления целых чисел на 10, 100.

Уметь: выполнять умножение и деление целых чисел на 10, 100.

  1. Преобразование чисел, полученных при измерении.

Обобщение и систематизация сведений о мерах длины, времени, массы.

Знать: таблицу мер времени, длины, массы

Уметь: выполнять замену мелких мер крупными мерами и на оборот.

  1. Устное умножение и деление

Закрепление и развитие навыков умножения и деления целых чисел.

Знать: алгоритм умножения и деления целых чисел.

Уметь: выполнять умножение и деление целых чисел.

  1. Письменное умножение и деление

Закрепление и развитие навыков умножения и деления целых чисел.

Знать: алгоритм умножения и деления целых чисел.

Уметь: выполнять умножение и деление целых чисел.

  1. Геометрический материал

Обобщение и систематизация сведений о геометрических фигурах.

Знать: определение отрезка, луча, прямоугольника, квадрата, окружности, треугольника (тупоугольный, остроугольный, прямоугольный).

Геометрические обозначения, знаки, некоторые буквы латинского алфавита, периметр. Алгоритм построения геометрических фигур.

Уметь: различать по видам и строить геометрические фигуры. Вычислять периметр.

11.Действия с целыми и дробными числами.

Закрепление и развитие навыков сложения, вычитания, умножения целых и дробных чисел

Знать: алгоритм арифметических действий с целыми и дробными числами; единицы стоимости, длины, массы.

Уметь: выполнять сложение, вычитание целых чисел; находить доли предметов, находить дроби предметов, записывать дроби, сравнивать дроби, определять правильные и неправильные дроби.









Учебно- тематический план

5 класс

Тема урока

Кол -во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Нумерация в пределах 1000.

23

Знать: алгоритм арифметических действий с целыми числами в пределах 100.

Уметь выполнять сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100.

2.

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

27

Знать разрядный состав числа, нумерацию в пределах 1 000

Уметь присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000; округлять целые числа; выполнять полный анализ числа.

Уметь выполнять сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 1000.

3.

Умножение и деление чисел.

11

Знать: алгоритм умножения и деления целых чисел.

Уметь выполнять умножение и деление целых чисел.

4.

Умножение и деление целых чисел на однозначное число в пределах 1000.

41

Знать: алгоритм умножения и деления целых чисел на 10, 100.

Уметь выполнять умножение и деление целых чисел на 10, 100.

5.

Числа, полученные при измерении.

9

Знать: таблицу мер времени, длины, массы

Уметь выполнять замену мелких мер крупными мерами и на оборот.

6.

Обыкновенные дроби.

14

Знать: об образовании дробей, что обозначают числитель и знаменатель дроби, правильные и неправильные дроби

Уметь находить доли предметов, находить дроби предметов, записывать дроби, сравнивать дроби, определять правильные и неправильные дроби.

7.

Повторение и обобщение.

26

8.

Геометрический материал.

35

Знать: определение отрезка, луча, прямоугольника, квадрата, окружности, треугольника (тупоугольный, остроугольный, прямоугольный).

Геометрические обозначения, знаки, некоторые буквы латинского алфавита, периметр. Алгоритм построения геометрических фигур.

9.

Контрольная работа.

11

10.

Работа над ошибками.

12

Итого:

210




Формы и средства контроля


№ п/п

Контрольные работы

Дата

I четверть

1.

2.

Входная к/р

Арифметические действия в пределах 100

7.09

1.10

3.

Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд

23.10

II четверть

1.

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд

25.11

2.

Арифметические действия в пределах 1000.

21.12

III четверть

1.

Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число

1.02

2.

Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число

24.02

3.

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

17.03

IV четверть

1.

Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.

9.04

2

Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка.

5.05

3

Все действия в пределах 1000. Итоговая контрольная работа

21.05

















Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 устно (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000;

- выполнять сравнение чисел (больше, меньше, равно) в пределах 1000;

- выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);

- выполнять умножение чисел 10, 100; деление на 10,100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число (письменно);

-получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр,

-вычислять периметр многоугольника.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 2011. - 224 с..

  2. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.

Дополнительная литература


  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М., 2005.

  2. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. -М., 1992.

  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно
    отсталых дошкольников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,
    1990.- 191 с.

  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. - М., 2008..

  6. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

  8. Тесты. Презентации, таблицы.









Приложение к рабочей программе по

математике 5 Б класс. 2015-2016 уч.г.



Календарно-тематическое планирование


п/п



урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения




по плану

факти-

чески

1

1

Числа 1-100

1

2.09


2

2

Меры стоимости, их соотношение.

1

3.09


3

3

Единицы измерения длины (мм, см, дм, м). Их соотношения.

1

4.09


4

4

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Название компонентов и результатов действий.

1

5.09


5

5

Переместительное свойство сложения

Входная к/р

1

7.09


6

6

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

1

9.09


7

7

Нахождение неизвестного слагаемого. Проверка сложения вычитанием.

1

10.09


8

8

Нахождение неизвестного уменьшаемого. Проверка вычитания сложением.

1

11.09


9

9

Нахождение неизвестного вычитаемого. Проверка вычитания вычитанием.

1

12.09


10

10

Понятие об умножении. Название компонентов результата умножения.

1

14.09


11

11

Свойства умножения.

1

16.09


12

12

Соотношение: стоимость-цена-количество.

1

17.09


13

13

Увеличение в несколько раз.

1

18.09


14

14

Увеличение на несколько единиц и в несколько раз.

1

19.09


15

15

Деление на равные части. Название компонентов и результата деления.

1

21.09


16

16

Уменьшение в несколько раз.

1

23.09


17

17

Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц.

1

24.09


18

18

Деление по содержанию.

1

25.09


19

19

Соотношение: цена-стоимость-количество.

1

26.09


20

20

Нахождение части числа.

1

28.09


21

21

Порядок выполнения действий.

1

30.09


22

22

Контрольная работа по теме «Арифметические действия в пределах 100»

1

1.10


23

23

Работа над ошибками. Метрическая система мер.

1

2.10


24

1

Круглые сотни. Сложение и вычитание круглых сотен.

1

3.10


25

2

Нумерация в пределах 1000. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

1

5.10


26

3

Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

1

7.10


27

4

Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

1

8.10


28

5

Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250.

1

9.10


29

6

Округление чисел до десятков и сотен. Знак округления ≈.

1

10.10


30

7

Меры массы: тонна. Соотношение: 1т=1000 кг, 1000 кг=1т, 1т=10ц, 1 кг=1000г

1

12.10


31

8

Меры длины: километр.

1

14.10


32

9

Система мер длины. Соотношения мер длины 1м=100см,1км=1000м, 1 м=1000мм

1

15.10


33

10

Сложение и вычитание полных и неполных трехзначных чисел без перехода через разряд.

1

16.10


34

11

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

1

17.10


35

12

Сложение и вычитание трехзначных чисел с двузначными и однозначными без перехода через разряд.

1

19.10


36

13

Нахождение неизвестного вычитаемого.

1

21.10


37

14

Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. Проверка.

1

22.10


38

15

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд».

1

23.10


39

16

Работа над ошибками. Нахождение доли предмета, части числа.

1

24.10


40

1

Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби.

1

26.10


41

2

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

28.10


42

3

Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

1

29.10


43

4

Дроби правильные и неправильные.

1

30.10


44

5

Сравнение дробей.

1

31.10


45

6

Нахождение доли предмета, части числа. Нахождение ½, 1/3, 1/4.

1

9.11


46


1

Нумерация в пределах 1000.

1

11.11


47

2

Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.

1

12.11


48

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с одним переходом через разряд.

1

13.11


49

4

Разностное сравнение чисел.

1

14.11


50

5

Сложение и вычитание полных трехзначных чисел с двумя переходами через разряд.

1

16.11


51

6

Сложение и вычитание неполных трехзначных чисел с переходом через разряд.

1

18.11


52

7

Сложение полных трехзначных чисел, когда в сумме круглые сотни и вычитание из круглых сотен.

1

19.11


53

8

Сложение неполных трехзначных чисел, когда в сумме круглые сотни и вычитание из круглых сотен.

1

20.11


54

9

Сложение трехзначных чисел с двузначным и однозначным, когда сумма круглые сотни, и вычитание из круглых сотен двузначных и однозначных чисел.

1

21.11


55

10

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд (все случаи).

1

23.11


56

11

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд».

1

25.11


57

12

Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000.

1

26.11


58

1

Числа 1 и 0 как сомножители.

1

27.11


59

2

Кратное сравнение чисел.

1

28.11


60

3

Увеличение и уменьшение в несколько раз.

1

30.11


61

4

Сопоставление кратного сравнения чисел и уменьшения в несколько раз.

1

2.12


62

5

Кратное и разностное сравнение чисел.

1

3.12


63

6

Табличное деление с остатком.

1

4.12


64

7

Число 1 как делитель.

1

5.12


65

8

Свойства числа 0 при делении

1

7.12


66

9

Умножение чисел 10 и 100 и умножение на 10 и 100.

1

9.12


67

10

Деление чисел на 10, 100 без остатка.

1

10.12


68

11

Деление чисел на 10, 100 с остатком.

1

11.12


69

12

Сложение и вычитание в пределах 1000 (все случаи).

1

12.12


70

13

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины.

1

14.12


71

14-15

Преобразования чисел, полученных от измерения мерами стоимости, длины, массы.

2

16.12

17.12


72

16

Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной.

1

18.12


73

17

Единицы измерения времени: год (1 год). Количество дней в году. Високосный год.

1

19.12


74

18

Контрольная работа по теме «Арифметические действия в пределах 1000».

1

21.12


75

19

Работа над ошибками. Римские цифры. Обозначение от I до XII.

1

23.12


76

1

Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби.

1

24.12


77

2

Сравнение дробей.

1

25.12


78

3

Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

1

26.12


79

4-5

Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000.

2

11.01

13.01


80

6

Умножение. Свойства 1 и 0 при умножении и делении.

1

14.01


81

7

Умножение 10 и 100 и на 10 и 100. Деление на 10 и 100.

1

15.01


82

1

Умножение и деление круглых сотен и десятков на однозначное число.

1

16.01


83

2

Деление на равные части и по содержанию.

1

18.01


84

3

Умножение двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

20.01


85

4

Умножение двузначного числа на однозначное.

1

21.01


86

5

Увеличение в несколько раз и нахождение

суммы.

1

22.01


87

6

Умножение трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

23.01


88

7

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

1

25.01


89

8

Увеличение в несколько раз и нахождение остатка.

1

27.01


90

9

Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число. Самостоятельная работа.

1

28.01


91

10

Увеличение на несколько единиц, в несколько раз и нахождение суммы.

1

28.01


92

11

Увеличение в несколько раз, уменьшение на несколько единиц и нахождение суммы.

1

29.01


93

12

Все действия с целыми числами.

1

30.01


94

13

Контрольная работа по теме «Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число».

1

01.02


95

14

Работа над ошибками. Меры стоимости.

1

3.02


96

15

Деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Количество знаков в частном.

1

4.02


97

16

Деление двузначного числа на однозначное.

1

5.02


98

17

Уменьшение в несколько раз и нахождение суммы.

1

6.02


99

18

Деление трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

1

8.02


100

19

Деление трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Количество знаков в частном.

1

10.02


101

20

Деление трёхзначного числа на однозначное.

1

11.02


102

21

Уменьшение в несколько раз и нахождение остатка

1

12.02


103

22

Кратное сравнение.

1

13.02


104

23

Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение суммы.

1

15.02


105

24

Нахождение части числа и остатка.

1

17.02


106

25

Увеличение и уменьшение в несколько раз.

1

18.02


107

26-27

Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное.

2

19.02

20.02


108

28

Контрольная работа по теме «Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число».

1

24.02


109

29

Работа над ошибками. Умножение и деление без перехода через разряд.

1

25.02


110

1

Умножение двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд.

1

26.02


111

2

Умножение трёхзначных чисел на однозначное с одним переходом через разряд.

1

27.02


112

3

Умножение трехзначных чисел на однозначное с двумя переходами через разряд.

1

27.02


113

4

Умножение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд (все случаи).

1

29.02


114

5

Увеличение числа в несколько раз и нахождение суммы.

1

2.03


115

6

Решение примеров в 2-3 действия. Самостоятельная работа.

1

3.03


116

7

Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд.

1

4.03


117

8-9

Деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

2

5.03

9.03


118

10

Деление трехзначного числа на однозначное (в частном двузначное число).

1

10.03


119

11

Деление трехзначных чисел на однозначное (в частном 0 десятков)

1

11.03


120

12

Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное (все случаи).

1

12.03


121

13

Уменьшение в несколько раз и нахождение суммы.

1

14.03


122

14

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд.

1

16.03


123

15

Контрольная работа по теме «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд».

1

17.03


124

16

Работа над ошибками. Умножение и деление с переходом через разряд.

1

18.03


125

1

Преобразования чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.

1

19.03


126

2

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной двумя мерами длины, стоимости устно.

1

21.03


127

3

Нумерация в пределах 1000. Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

1

23.03


128

4

Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.

1

24.03


129

5

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

25.03


134

6

Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.

1

4.04


135

7

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

6.04


136

8

Нахождение неизвестного вычитаемого.

1

7.04


137

9

Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.

1

8.04


138

10

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка».

1

9.04


139

11

Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000.

1

11.04


140

12

Умножение и деление в пределах 1000 без перехода через разряд.

1

13.04


141

13

Умножение и деление в пределах 1000 с переходом через разряд.

1

14.04


142

14

Нахождение части числа.

1

15.04


143

15

Проверка умножения делением.

1

16.04


144

16

Проверка деления умножением.

1

18.04


145

17

Проверка умножения и деления. Самостоятельная работа.

1

20.04


146

18

Определение стоимости по цене и количеству.

1

21.04


147

19

Определение цены по стоимости и количеству.

1

22.04


148

20

Определение количества по цене и стоимости.

1

23.04


149

21

Кратное сравнение чисел.

1

25.04


150

22-23

Порядок действий в примерах без скобок.

2

27.04

28.04


151

24-25

Порядок действий в выражениях со скобками.

2

29.04

30.04


152

26-27

Все действия в пределах 1000.

2

2.05

4.05


153

28

Контрольная работа по теме «Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка».

1

5.05


154

29

Работа над ошибками. Все действия в пределах 1000 с целыми числами.

1

6.05


155

30

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения 1-2 единицами мер длины.

1

7.05


156

31

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения 1-2 единицами стоимости и массы.

1

11.05


157

32

Образование, запись, чтение обыкновенных дробей.

1

12.05


158

33

Дроби правильные и неправильные.

1

12.05


159

34

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

1

13.05


160

35

Сравнение дробей с одинаковыми числителями.

1

14.05


161

36

Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

1

16.05


162

37-39

Все действия с целыми числами.

3

18.05

19.05

20.05


163

40

Итоговая контрольная работа по теме: «Все действия в пределах 1000».

1

21.05


164

41

Работа над ошибками. Все действия с целыми числами.

1

23.05


165

42-47

Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия.

6

25.05

26.05

27.05

28.05

30.05

30.05




Геометрический материал

п/п

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

по плану

факти-чески

1

1

Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Линии замкнутые и незамкнутые. Луч. Отрезок.

1

5.09


2

2

Угол. Вершина. Стороны угла. Виды углов: прямой, тупой, острый.

1

12.09


3

1

Многоугольники. Виды многоугольников по количеству углов.

1

19.09


4

2

Треугольники. Углы, вершины, стороны, основание, боковые стороны. Виды по величине углов.

1

26.09


5

3

Треугольники. Виды по длине сторон.

1

3.10


6

4

Разносторонние треугольники.

1

10.10


7

5

Равносторонние треугольники.

1

17.10


8

6

Равнобедренные треугольники.

1

24.10


9

7

Треугольники. Классификация по видам углов и сторон.

1

30.10


10

1

Многоугольники.

1

14.11


11

2

Прямоугольники. Вершины, стороны и их

свойства. Диагонали и их свойства.

1

21.11


12

3

Квадрат. Вершины, стороны и их свойства. Диагонали и их свойства.

1

28.11


13

4

Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства.

1

5.12


14

5-7

Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

3

12.12

19.12

26.12


15

1

Прямая, луч, отрезок. Обозначение буквами.

1

16.01


16

2

Угол. Виды углов.

1

23.01


17

3

Ломаная. Длина ломаной. Обозначение латинскими буквами: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.

1

30.01


18

4

Незамкнутая и замкнутая ломаная линия.

1

6.02


19

1

Периметр. Обозначение периметра (P).

1

13.02


20

2

Нахождение периметра треугольников.

1

20.02


21

3

Нахождение периметра четырехугольников.

1

27.02


22

1

Окружность. Круг. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Буква R- символ радиуса, D - диаметр.

1

5.03


23

1-2

Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.

2

12.03

19.03


24

1-2

Виды треугольников. Построение треугольников по данной длине сторон с помощью циркуля и линейки.

2

9.04

16.04


25

3

Нахождение периметра треугольников.

1

23.04


26

4

Многоугольники. Нахождение периметра многоугольников.

1

30.04


27

5

Решение задач на вычисление периметра многоугольников.

1

7.05


28

6

Круг. Окружность. Линии в круге.

1

14.05


29

7

Построение окружности по заданной длине радиуса и диаметра.

1

21.05


30

8-9

Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.

2

28.05

.05


Резерв 2 часа


© 2010-2022