Занятие по математике

Тема занятия: Сравнение двух совокупностей предметов, выявление отношений «больше», «меньше», «столько же». Цель: Закрепить умение определять, в какой из двух совокупностей больше (меньше) или равное количество предметов, приучить детей пользоваться словами и выражениями: столько, сколько, поровну, больше, меньше, а также отражать количественные отношения в связи друг с другом (например: матрешек меньше, чем стульев). Закрепить знание геометрических фигур, а также правила сервировки с...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Сравнение двух совокупностей предметов, выявление отношений «больше», «меньше», «столько же».



Цель:

Закрепить умение определять, в какой из двух совокупностей больше (меньше) или равное количество предметов, приучить детей пользоваться словами и выражениями: столько, сколько, поровну, больше, меньше, а также отражать количественные отношения в связи друг с другом (например: матрешек меньше, чем стульев). Закрепить знание геометрических фигур, а также правила сервировки стола.

Материалы:

Столы буквой «П», фланелеграф на каждого ребенка - это «ковер комнаты». С учетом размера «ковра» подобран прямоугольник - «стол» с поверхностью, которая будет прикрепляться. Коробочки, в которых лежат: квадраты - «стулья»; кружки - «тарелки»; количество на 1-2 больше необходимого. Набор матрешек.


Мотивация:

В: К вам гости домой приходят? Вам приятно, когда гости приходят? Вы их угощаете? А куда вы их приглашаете угощаться (за стол). Ой матрешки к вам в гости собрались. Вы их угощать будете, за стол пригласите. А стульев нет.

В: Вот какая это фигура? (прямоугольник). А на что она похожа? (на стол). Вот и будет у вас стол для матрешек.

Ход занятия:

В: Матрешек мы за стол пригласим, а стол где будет стоять? На ковре? (Показывает ковер). Вот он ковер. Подойдите, возьмите «ковер» и «стол» и сядьте на свое место. Давайте подумаем, где удобно в комнате поставить стол? Если в угол поставить? Показывает на своем демонстрационном материале.

В: Здесь можно сидеть?

Показывает на те стороны стола, которые попали к стене.

В: «Комната», «стенка», здесь неудобно, ковер кончается, стул неудобно ставить. Так где же поставим стол? (Посередине). Без стульев удобно за столом сидеть? Показывает на короткую сторону стола. Какая это сторона стола? (Короткая) А эта (проводит по длинной стороне) Длинная (Как бы рассуждая с детьми). У короткой стороны удобно сидеть одному, поставим один стул, а у длинной - два стула. Так вам стулья нужны? (Да) Как вы думаете, какой формой можно заменить стул (Квадратом) А что похоже у стула на квадрат? (Сиденье). Подойдите, возьмите коробочки, садитесь и поставьте стульчики так, чтобы гостям было удобно сидеть за вашим столом. (Дети выполняют). Что вы сделали? У кого за столом удобно сидеть гостям? Объясни, Аня, все послушают, почему гостям удобно сидеть за твоим столом. (Потому что я поставила один стул к короткой стороне стола, а два - к длинной стороне). Так спросить несколько детей.

В: Что же осталось в коробочках? (Кружочки). Какого размера? (Большие и маленькие). Что можно обозначить большим кружочком (Тарелки). А что же можно обозначить маленькими (Чашки). Сколько чашек надо поставить на стол? (Столько, сколько стульев). Послушаем сколько чашек, хочет поставить Настя.

В: Что же у нас получилось? (Столько чашек стоит на столе, сколько стульев около стола).

В: А на что пирожки положили? (На тарелку). А сколько вы поставите тарелок? (Столько, сколько чашек, столько сколько стульев).

Дети ставят, воспитатель наблюдает, как будут ставить тарелки: будут ли отодвигать «чашки» или наложением сделают - это ошибка, только приложения должно быть.

В: Для кого это так заманчиво накрыть столы?

Дети: Для матрешек, для гостей.

В: Идите приглашайте.

В: Посадим гостей за столы?! Все теперь как есть, так и оставьте. Идет к тому у кого лишняя. Сколько гостей к тебе пришло? (Больше, чем стульев, некуда посадить).

В: Спросить у того, у кого меньше. Сколько к тебе пришло гостей? (Меньше, чем стульев). Если в гости придешь, да тебе места за столом не хватит, это так не приятно гостю, он второй раз не придет, обидится. Надо сделать так, чтобы никто из гостей не был обижен!

Дети друг друга уговаривают и делятся матрешками.

В: (Когда все «гости сели за столы») Вы были хозяевами, гостей приглашали. Я заметила, Антон взял и пригласил больше гостей, чем у него было мест за столом, но вежливо сказал: «Оля, возьми, пожалуйста, моих гостей, у меня не хватает мест за столом». Какой вежливый хозяин. Ну вот, гости угостились, пошли домой отдыхать… несите посуду в коробочки, убирайте и квадратики тоже.











Тема занятия: Сравнение предметов по длине и ширине.


Цель:

Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы и объединять предметы в группу. Упражнять в сравнение предметов разной ширины, длины и в употреблении слов: шире, уже, широкая, узкая. Учить детей ориентироваться в пространстве.

Материалы:

Наборы полосок на каждого ребенка трех длин. Половинка листа ватмана зеленого цвета с рисунком: в верхнем правом углу дом, в нижнем правом - яблоня, в левом нижнем коза. Еще две аналогичные по размеру картинки, только вместо козы - свинью, а вторую с коровой, но вместо яблони - клумба с цветами.

Мотивация:

На фланелеграфе висит половина ватманского листа с изображением.

В: В этом доме живет бабушка. А на полянке, что за зверь пасется? (не зверь, козлик). Да пасется серый козлик. Что же он ест? (траву). А вы знаете, что еще козлики любят? Да, козлики с удовольствием едят веточки от деревьев, листики. Вот здесь (показывает) растет яблоня. Если козлик подойдет к яблоне и станет, есть листочки с яблони, а копытами может и траву попортить, яблоня погибнет. Что сделать, чтобы козлик яблоню не попортил и в лес не убежал? (привязать). Что же, советуете к яблоне привязать? (нет). Да полянка широкая, а привязать не к чему…. (послушайте ответы) А если забор сделаем, козлик не убежит? Да но, козлик умеет хорошо прыгать, поэтому забор надо делать высоким (показываете). Бабушка из домика будет ходить к козлику по длинной дорожке.

Ход занятия:

В: (показывает детей). Как же мы поможем бабушке? (сделаем забор и дорожку). Из чего будем делать? (из полосок).

В: К козлику по дорожке будет ходить бабушка. А чтобы козлик не убежал, забор надо сделать. Так какие же полоски нужны? (длинные). Садитесь, будем думать, выбирать. Давайте так договоримся: пусть самые длинные дорожки выберут Коля, Витя, Сережа (вызвать тех, кто умеет решать эту задачу). Вы помните, как надо выбирать самую длинную полоску? (надо положить … надо приложить..). Как будете накладывать? (чтобы слева полоски лежали ровно, в линеечку).

В: Нашли самую длинную полоску? Давайте проверим, подойдет ли полоски Вити для дорожки. (Витя прикладывает не подходящей длины полоску). Дети объясняют, что она не подходит, не дойдет бабушка до козы. А какую же ты полоску выбирал? (самую длинную). А для дорожки нужна еще длиннее. А попробуем полоску Коли. Подходит? Да. Как можно сказать про Колину полоску. Колина длиннее, чем Витина. У Вити длинная, а у коли еще длиннее. А ты Сережа, какую полоску выбрал? Самую длинную.

В: Смотрите, как интересно. Ты Сережа, какую полоску выбрал? (самую длинную). А она получилась какой? (самой короткой). Так что же короткие полоски не нужны? А что сделать из полоски средней длины?

Воспитатель показывает. Дети молчат. Берем полоску и прикладываем из нижнего левого угла к яблоньке - жердь забора.

В: Но если сделаем только из одной полоски, забор будет лежать на земле, и козлик перепрыгнет. Кладем вторую полоску такой же длины на узком расстоянии друг от друга.

В: Так сделаем (параллельные), забор будет высокий, но козлик в дырку пролезет. Сто же делать? (палочки надо поставить…колышки). Прикладываем полоску вместо колышка.

В: Забор будет каким? Очень высоким Сережа, твоя самая длинная полоска подходит для высокого колышка. Удалось нам позаботиться о бабушке, козлике и яблоньке. Послушайте как точно сказать, что мы сделали. МЫ ВЫБРАЛИ МАТЕРИАЛ, ИЗ КОТОРОГО СДЕЛАЛИ ДОРОЖКУ И ЗАБОР. Показ на пальцах незаконченность процесса.

В: задумали (мизинец), выбрали материал (безымянный) еще нам надо сделать? Выбрать инструмент, сделать по порядку, и тогда мы позаботимся.












Тема занятия: Установление соотношений между тремя предметами по размеру (развитие глазомера).


Цель:

Закреплять умение соотносить с помощью приемов наложения и приложения, размер кукол и платьев для них, закреплять умение устанавливать соотношение между предметами по длине, употреблять слова длиннее, короче.

Материалы:

Куклы 3-х размеров на каждого ребенка. Платья 3-х длин на каждого ребенка и рукава к ним.

Мотивация:

Воспитатель ставит две куклы - высокую и низкую. У обеих платья с длинными рукавами.

В: Это какая кукла? (большая). А эта? (Маленькая). Это кукла ходит в среднюю группу. И эта тоже в среднюю, а вы говорите «маленькая». Она не маленькая, а какая? (Это низкая, а эта высокая). Куклам мы заменим платья, эти надо постирать. Какое платье надо надеть высокой кукле, а какое низкой? Надо узнать, какое платье длинное, а какое короткое. Прежде, чем надевать, надо узнать, какое платье подойдет. Платья надо положить друг на друга и сразу будет виден подол. Насколько длиннее платье для высокой куклы, покажи, Оля. Как мы узнали, что одно платье длиннее другого? (наложили). Как вы думаете, только подол длиннее у платья для высокой куклы? Проверим рукава. (приложить плечо). У длинного платья рукав длиннее, чем у короткого.

Ход занятия:

А теперь посмотрите на этих кукол: нужны им платья? Одинаковой длины нужны им платья? Какое же платье надо этой кукле? (самое длинное). Почему? (потому что она самая высокая). А этой кукле? (платья короче). Почему? (потому что она пониже высокой). А этой какие? (самое короткое) Почему? (она самая низкая).

Приход Мишки.

Мишка: Я принес вам платья, на всех хватит.

В: Тепло ли будет куклам в этих платьях? Что замерзнет? (руки). Правильно. Как вы думаете, ко всем платьям надо рукава одинаковой длины? (нет). А как вы узнаете, к какому платью какой длины должны быть рукава? (приложить надо). Лучше наложить, будет лучше видно. Так что же, мы задумали сделать? (сделать платья теплыми). Возьмите платья! Из чего вы будете делать платья теплыми? (рукава приделаем). Возьмите коробочки с рукавами.

В: Как будете делать по порядку? Правильно, сначала надо разложить рукава, найти по два одинаковой длины. Ищите пару, чтобы были одинаковой длины. (когда большинство справиться). Что будем делать дальше? (надо найти самый длинный рукав). Как будете делать? (надо наложить).

Анализ занятия:

В: какие платья получились (теплые). Потому что руки закрыты, рукава длинные. У самого длинного платья - самые длинные рукава, а у самого короткого - самые короткие.



© 2010-2022