Программа математического кружка Юный математик

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Краснокадкинская основная общеобразовательная школа»



Утверждено:

Директор школы:

________ Васильев В.В.







ПРОГРАММА

математического кружка

«Юный математик»

для учащихся 5 - 9 классов









Составлена учителем

математики Аглиуллиной А.Х.













2015 год

Актуальность программы

(пояснительная записка)


Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ОГЭ в 9 классе.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 - 13 лет и задача учителя - пробудить его, развить и удержать.

Основная идея кружка по математике - помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.

Программа математического кружка Юный математик








Обоснование долгосрочности программы



Цель программы:


расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.

Задачи:


- повысить качество образования учащихся;

- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;

- развивать логическое мышление;

- развивать у учащихся интерес к математике;

- развивать у детей смекалку;

- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;

- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;

- показать широту применения математики в жизни.

Ожидаемые конечные результаты программы:


- устранение негативного отношения к математике;

- повышение оценок по математике в журнале;

- расширение кругозора учащихся;

- повышение математической культуры;

- формирование логического мышления;

- применение математики в жизни.















Основное содержание программы


Программа включает в себя несколько блоков.

Первый блок - «Подготовка к олимпиаде по математике».

Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.

Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.

Второй блок - «Из истории математики».

В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.

Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.

Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Третий блок - «Занимательные задачи».

В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.

Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Четвёртый блок - «Старинные задачи».

В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

Цель: учить рассуждать, развивать творческние, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.

Формы: экскурсы в прошлое, сообщения учащихся, мини-рефераты.

Пятый блок - «Прикладная математика».

Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

Формы: развивающие игры, лекции, оригами.



Организация кружка


Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.

Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в недели.

Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия.

На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.

Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.

Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.

Тематическое планирование



Номер

заня-

тия

Тема занятия

Источник

Дата

проведения

Подготовка к олимпиаде по математике. 6 часа.


1.

Логические задачи.

№2,4


2.

Логические задачи. Высказывания

№6


3.

Истинные и ложные высказывания

№2,4


4-6.

Математическая олимпиада.

Примерные задачи


Из истории математики. 3 часа.


7.

Старые русские меры длины, площадей.

№1,7.


8.

Старые русские меры веса (массы) и объёма.

№1,7.


9.

Старинные математические истории

№4


Занимательные задачи. 17 часов.


10.

Задачи на перекладывание спичек.

№1,5,6.


11.

Расшифровка ребусов.

№1,5,6,7.


12.

Задачи на переливания.

№ 1,5,6.


13.

Задачи на взвешивания.

№ 1,5,7


14.

Задачи на смекалку.

№1,8.


15.

Математическая викторина.

№1,5,6,7,8.



16.

Переправы и разъезды при затруднительных обстоятельствах.

№6,7,8,9.


17.

Комбинированные задачи с квадратом.

№6,7,8,9.


18.

Игра «Задумай число» (Отгадывание результатов вычисления).

№6,7,8,9.


19.

Подготовка к предметной недели «Математика»

№6,7,8,9.


20.

Проведения конференции в преддверии дня рождения Лобачевского

№1.


21.

Занимательные задачи на проценты

№1,5,6.


22.

Задачи, решаемые с конца

№6,7.


23.

Геометрия и оптические иллюзии

№1,7.


24.

Волшебные фигуры

№1,5,6,7.


25.

Ребусы

№1,5,6,7.


26.

Математика в природе

№1,7.


Старинные задачи. 1 час.


27.

Текстовые старинные задачи.

№6.


Прикладная математика. 8 часа.


28.

Разбор задач математической игры - конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы

№2.


29.

Участие в игре «Кенгуру-2015»


30.

Таблица умножения на пальцах

№1.


31.

Приёмы быстрого счёта.

№1,5,6 .


32.

Интересные приемы устных вычислений

№8,9.


33.

Вырезание из бумаги.

№1,5.


34.

Задачи на разрезание

№8,9.


35.

Обобщение



Литература


  1. Кызыклы математика. Нагибин Ф.Ф. Казан. Мәгариф.

  2. Кенгуру-2008-2013. БратусьТ.А. Санкт-Петербург.

  3. Сборник задач и примеров по математике. Терешин Н.А. М.Аквариум.1997.

  4. История математики в школе. 5-7 классы. Г.И.Глейзер, М.:Просвещение,1981.

  5. Занимательная алгебра. Я.И.Перельман, М.:Наука,1976.Программа математического кружка Юный математик

  6. Вечера занимательной арифметики. Котов.А.Я.,М.:Просвещение.1967.

  7. Старинные занимательные задачи. Олехник С.Н.,М.Наука.1988.

  8. Математика на досуге. Лоповок Л.М.,М.:Просвещение.1981.

  9. В царстве смекалки. Игнатьев.Е.И.,М.:Наука.1984.

  10. Смотри в корень. Маковецкий П.В.,М.:Наука.1979.

  11. Рассказы о физиках и математиков. Гиндикин С.Г.,М.:Наука.1982.

© 2010-2022