- Преподавателю
- Математика
- Программа математического кружка Юный математик
Программа математического кружка Юный математик
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аглиуллина А.Х. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Краснокадкинская основная общеобразовательная школа»
Утверждено:
Директор школы:
________ Васильев В.В.
ПРОГРАММА
математического кружка
«Юный математик»
для учащихся 5 - 9 классов
Составлена учителем
математики Аглиуллиной А.Х.
2015 год
Актуальность программы
(пояснительная записка)
Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность кружка по математике возрастает и в связи с введением ОГЭ в 9 классе.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 - 13 лет и задача учителя - пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике - помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.
Обоснование долгосрочности программы
Цель программы:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи:
- повысить качество образования учащихся;
- способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
- развивать логическое мышление;
- развивать у учащихся интерес к математике;
- развивать у детей смекалку;
- развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
- расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
- показать широту применения математики в жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы:
- устранение негативного отношения к математике;
- повышение оценок по математике в журнале;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение математической культуры;
- формирование логического мышления;
- применение математики в жизни.
Основное содержание программы
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок - «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок - «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок - «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок - «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческние, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое, сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок - «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Организация кружка
Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д.
Подразумевается, что занятия проводятся по 1 часу один раз в недели.
Учащиеся-кружковцы заранее должны быть осведомлены о плане проведения занятий. Для экономии времени целесообразно в начале занятия вручать каждому участнику кружка письменный текст условий задач очередного занятия.
На занятиях по решению задач кружковцы, в основном, работают самостоятельно. Руководитель кружка может давать индивидуальные указания, советы.
Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается.
Тематическое планирование
Номер
заня-
тия
Тема занятия
Источник
Дата
проведения
Подготовка к олимпиаде по математике. 6 часа.
1.
Логические задачи.
№2,4
2.
Логические задачи. Высказывания
№6
3.
Истинные и ложные высказывания
№2,4
4-6.
Математическая олимпиада.
Примерные задачи
Из истории математики. 3 часа.
7.
Старые русские меры длины, площадей.
№1,7.
8.
Старые русские меры веса (массы) и объёма.
№1,7.
9.
Старинные математические истории
№4
Занимательные задачи. 17 часов.
10.
Задачи на перекладывание спичек.
№1,5,6.
11.
Расшифровка ребусов.
№1,5,6,7.
12.
Задачи на переливания.
№ 1,5,6.
13.
Задачи на взвешивания.
№ 1,5,7
14.
Задачи на смекалку.
№1,8.
15.
Математическая викторина.
№1,5,6,7,8.
16.
Переправы и разъезды при затруднительных обстоятельствах.
№6,7,8,9.
17.
Комбинированные задачи с квадратом.
№6,7,8,9.
18.
Игра «Задумай число» (Отгадывание результатов вычисления).
№6,7,8,9.
19.
Подготовка к предметной недели «Математика»
№6,7,8,9.
20.
Проведения конференции в преддверии дня рождения Лобачевского
№1.
21.
Занимательные задачи на проценты
№1,5,6.
22.
Задачи, решаемые с конца
№6,7.
23.
Геометрия и оптические иллюзии
№1,7.
24.
Волшебные фигуры
№1,5,6,7.
25.
Ребусы
№1,5,6,7.
26.
Математика в природе
№1,7.
Старинные задачи. 1 час.
27.
Текстовые старинные задачи.
№6.
Прикладная математика. 8 часа.
28.
Разбор задач математической игры - конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы
№2.
29.
Участие в игре «Кенгуру-2015»
30.
Таблица умножения на пальцах
№1.
31.
Приёмы быстрого счёта.
№1,5,6 .
32.
Интересные приемы устных вычислений
№8,9.
33.
Вырезание из бумаги.
№1,5.
34.
Задачи на разрезание
№8,9.
35.
Обобщение
Литература
-
Кызыклы математика. Нагибин Ф.Ф. Казан. Мәгариф.
-
Кенгуру-2008-2013. БратусьТ.А. Санкт-Петербург.
-
Сборник задач и примеров по математике. Терешин Н.А. М.Аквариум.1997.
-
История математики в школе. 5-7 классы. Г.И.Глейзер, М.:Просвещение,1981.
-
Занимательная алгебра. Я.И.Перельман, М.:Наука,1976.
-
Вечера занимательной арифметики. Котов.А.Я.,М.:Просвещение.1967.
-
Старинные занимательные задачи. Олехник С.Н.,М.Наука.1988.
-
Математика на досуге. Лоповок Л.М.,М.:Просвещение.1981.
-
В царстве смекалки. Игнатьев.Е.И.,М.:Наука.1984.
-
Смотри в корень. Маковецкий П.В.,М.:Наука.1979.
-
Рассказы о физиках и математиков. Гиндикин С.Г.,М.:Наука.1982.