Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»

    Освоение ребёнком окружающего мира связано с процессом познания.В связи с этим важным аспектом жизнедеятельности выступает познавательная активность ребёнка, благодаря которой он вступает в практические, действенные отношения с предметами в игре, продуктивных видах деятельности и в общении со взрослыми и сверстниками.    Актуальность нашей работы является использование дидактических игр на основе палочек Кюизинера, блоков Дьенеша, Математического планшета, как средство сенсорного развития, ф...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Занятие «Палочки Кюизинера, как средство логико – математического развития детей 5 года жизни»Севастопольская дошкольная образовательная организация № 91 комбинированного типа







Занятие

«Палочки Кюизинера, как средство логико - математического развития детей пятого года жизни»





Воспитатель группы №10

Лунёва Наталья Александровна,

специалист высшей категории











г. Севастополь 2014

Программное содержание:

1. Совершенствовать у детей навыки счёта от 1 до 5. Закрепить прямой и обратный количественный счёт в пределах 5; ориентировку в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади от тебя.

Уточнить и закрепить знания детей о геометрических фигурах. Упражнять детей в конструировании геометрических фигур из палочек Кюизинера и отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Упражнять детей сравнивать предметы по длине зрительно и методами: приложения и наложения; сравнение чисел 2 и 3.Закрепить умения детей различать и называть цвета.

2. Развивать внимание, память, конструктивное мышление, воображение, , способность к моделированию, настойчивость в достижении цели, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность, аккуратность в работе. 3. Воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками.

Оборудование: наборы палочек Кюизинера на каждого ребёнка, набор карточек чисел от 1 до 5 на каждого ребёнка, доска, кукла - рукавичка «Пятачок», музыка Битлс «Жёлтая субмарина».















Ход занятия.

Восп-ль: Ребята, мы сегодня с вами отправимся с одним из героев сказки в страну волшебных палочек. Но чтобы нам попасть в эту страну, мы должны вспомнить с вами свойства геометрических фигур, соответствие числа и цвета, сравнение предметов по длине. Но вначале сделаем с вами разминку. Готовы?

1 часть. Разминка.

- Подготовим язычок (артикуляционная гимнастика): «побели потолочек», «часики», «накажи язычок», « лошадка».

- прямой количественный счёт;

- обратный количественный счёт;

- кто справа от тебя;

- кто слева от тебя

- что вверху;

- что внизу;

- кто впереди;

- кто сзади и т.д.

Восп-ль. Молодцы, с первым испытанием справились. Слышите, кто-то к нам спешит сюда.

Пятачок. Здравствуйте ребята. Шёл в гости к Вини-Пуху , а попал к вам. Вы меня узнали? Чем вы здесь занимаетесь, играете?

Вос-ль: Конечно, нет. Мы собрались с детьми в путешествие в мир волшебных палочек. И тебя приглашаем.

Пятачок. Я люблю путешествовать.

Вос-ль: Вот и прекрасно. Ребята, для вас королева страны волшебных палочек приготовила сюрприз.

Воспитатель показывает на доску, где выложен прямой числовой ряд. Как вы думаете, что это?

Дети: Это цифры. 1, 2, 3, 4, 5.

Вос-ль: Это числовой ряд от 1 до 5, где зашифрованный маршрут вашего путешествия. Королева страны волшебных палочек , чтобы с помощью волшебных палочек вы его расшифровали. Вас волшебные палочки ждут. Присаживайтесь на свои места.

2 часть. Основная.

Задание 1. «Зашифрованный путь». Надо под цифрами выложить дорожку из соответствующих по цвету палочек.

Пятачок собирался к Вини-Пуху по одной дорожке - по розовой, а попал в детский сад по другой дорожке - голубой.

Задание2. «Цветные дорожки». Сравните эти дорожки (большая, маленькая, длинная, короткая).

Как вы определили? (зрительно)

Как можно точно определить, какими методами?

Метод приложения

Метод наложения

Розовая палочка соответствует, какому числу? А синяя палочка?

Что больше: число 3 или число 2?

Что меньше: число 2 или число 3?

Физкультминутка

Раз - потянуться, опуститься.

Два - наклон, ещё наклон.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Задание 3. «Весёлые фигуры»

Какие фигуры имеют углы?

Как называются геометрические фигуры без углов? (шар, цилиндр,

- Постройте из палочек соответствующих числу 5 квадрат

Свойства?



- Постройте вверху над квадратом из палочек соответствующих числу 4 треугольник

Свойства?

- Справа от квадрата постройте из палочек соответствующих числу 3 прямоугольник

Свойства?

- Слева от квадрата постройте из палочек соответствующих числу 2 круг.

- Внизу под квадратом постройте из палочек соответствующих числу 1 овал.

Пятачок. Это же домик Вини - Пуха. Но что-то здесь не хватает?

Восп-ль. Правильно. А теперь ребята пусть подумают и с помощью волшебных палочек дополнят картинку.

Пальчиковая гимнастика «Три весёлых братца»

Творческое задание 4: «Домик Вини-Пуха»

3 часть. Итог занятия.

Дети выходят на коврик.

Пятачок. Спасибо ребята вам за всё. Я как будто побывал в гостях у Вини-Пуха.

Восп-ль: Ребята вам понравилось путешествие? А что вам запомнилось?

Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера

I. Блок. Игры подготовительного этапа.

Месяцы

Название игровых заданий

Основные дидактические задачи

Игровые задачи

сентябрь

1. «Найди и покажи»

(Индивидуальная)

Найди и покажи палочку такую же по цвету и по длине.

-Отбери все красные (синие, желтые и т. д.), палочки такой же длины.

-Отбери по одной палочке разного цвета.

-Перечисли все цвета всех палочек на столе.

-Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки

был одинаковым (разным).

-Сопоставить палочки одновременно по цвету и длине. «Синяя палочка короче оранжевой, но длиннее всех остальных» и т.д.

Сравнить палочки и цвет.

Найти и показать самою короткую и длинную палочку и назвать его цвет.

Выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую).

октябрь

2. «Море волнуется»

(Коллективная)

Учить следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.

Дети изображают волны по словесной инструкции.

II.Блок. «Что какого цвета?» Игры, способствующие усвоению эталонов цвета.

сентябрь

1. «Строим дорожки»

(Индивидуальная)

Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия,

использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине

и т.д., развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ребёнку предлагается выбрать цвет и строить дорожку (белую, голубую) и т.д.

сентябрь

2. «Ленточки в подарок»

(Индивидуальная)

Задачи повторяются.

Ребенок выбирает для своей игрушки по две понравившиеся ему одинаковые ленточки-

палочки.

октябрь

3. «Подбираем ленточки к фартучкам» (Коллективная)

Задачи повторяются.

Детям раздаются фартучки всей цветовой гаммы палочек

Кюизенера.

октябрь

4. «Моделируем квадрат»

5. «Моделируем прямоугольник» (Коллективная)

Развивать представления о квадрате, о прямоугольнике.

Дети составляют разные квадраты и прямоугольники.

ноябрь

6. «Подбираем к домику крышу» (Групповая)

Закрепить эталоны цвета и их названия.

Предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу-палочку.

ноябрь

7. «Дом и мебель для матрёшки» (Индивидуальная)

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

Предлагается построить дом, отбирая для стен - красные палочки, желтые - для крыши, розовую - для трубы.

декабрь

8. «Собачка»

(Коллективная)

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.

Каждый ребёнок самостоятельно отбирает нужные палочки, называет их цвет и количество, составляет собачку.

январь

9. «Белочка и Ёжик идут на день рождения» (Групповая)

Учить выбирать палочки указанного цвета,

учить составлять изображения предметов простой формы.

Ребенок выбирает для понравившейся игрушки «подарок» - «коврик», «торт», «платочек».

Для того чтобы эти подарки стали

красивыми их надо заполнить цветными палочками.

февраль

10. «Коврик для кошки» (Коллективная)

Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.

Предлагается детям сделать коврик для кошки (например, квадратный ковер красного цвета).

апрель

11. «Улица разноцветных палочек» (Коллективная)

Принцип окраски палочек.

Дети строят дома по цвету: белый домик для белых «единичек», черный дом для «семерок» и т.д.

Затем дети сравнивают, чем они похожи.

май

12. «Слонёнок» (Коллективная)

Развивать умение создавать образ слоненка, сравнивать предметы по длине.

Обозначать словами результат сравнения.

Дети строят образ слонёнка, идущего направо и налево.

III Блок. Изучаем понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий»,

«длинный - короткий», «тонкий - толстый».

сентябрь

1. «Поезд» (Коллективная)

Развивать представления о длине, сравнивать полоски по длине.

Каждый ребёнок строит поезд: присоединяет к паровозу, начиная с самого длинного (или наоборот: с короткого).

октябрь

2. «Заборы низкие и высокие» (Индивидуальная)

Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.

ноябрь

3. «Лесенка высокая и низкая» (Коллективная)

Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.

Педагог обращает внимание детей на то, что на крышах домов написаны цифры. Детям нужно подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них заборы.

декабрь

4. «Мосты через реку»

(Коллективная)

Развивать представления о ширине и длине.

Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.

январь

5. «Конструирование плотов на реке»

(Коллективная)

Развивать представления о ширине («широкий», «узкий») и т.д., сравнивать предметы по ширине, подбирать плоты по размеру.

Педагог предлагает построить плоты, на которых можно проплыть под мостом. Дети приходят к выводу, о том что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).

февраль

6. «Книги на полке»

(Коллективная)

Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще - тоньше».

Педагог говорит: «В библиотеку привезли пачки книг, журналов, газет, их нужно положить на полку. Давайте сделаем из 2 черных палочек полку. Пачки голубого цвета- книги, красного цвета - журналы, желтого цвета - газеты. Дети сравнивают пачки книг, журналов, газет по толщине.

март

7. «Выставка собак» (Индивидуальная)

Сравнивать предметы по величине, находить сходства и различия между предметами.

Предлагается выложить отгадку загадки из палочек и представить её, придумать кличку, назвать породу, рассказать какая эта собака и что умеет делать.

апрель

8. «Стулья для семьи»

(Групповая)

Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения (выше - ниже, шире - уже, больше - меньше).

Педагог предлагает сделать из 4 желтых палочек стул, рядом сделать большой стол. Предлагает сделать стульчик для маленького ребёнка, сравнивать стулья.

май

9. «Твой любимый цветок»

(Коллективная)

Учить находить в изображаемой конструкции сходство с выбранным цветком (в строении, пропорции частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете, в умении отсчитывать

меньшее количество из большего.

Педагог предлагает каждому ребёнку сделать из палочек любимый цветок. Рассказать о своем цветке. Какой он? Кому бы хотел подарить свой цветок?

IV Блок. Развитие у детей количественных представлений.

сентябрь

1. «Цвет и число»

(Коллективная)

Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

Педагог предлагает построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

октябрь

2. «Число и цвет» (Индивидуальная)

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

Педагог строит вагончик из 4 белых палочек и предлагает отгадать, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочке. После этого дети строят вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный).

ноябрь

3. «Путешествие на поезде»

(Коллективная)

Закреплять понятие: «который по счёту».

Составить из палочек- вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?

Вагон какого цвета стоит четвертым?

Какого цвета вагон левее желтого?

декабрь

4. «Как разговаривают числа?» (Групповая)

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомит детей со знаками «>», «<».

Учить записывать и читать записи:

3< 4. 4 > 3

Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую - голубую.

-Какие числа у вас в руках?

-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.

январь

5. «Ковер самолет»

(Коллективная)

Продолжать рассказывать сказки по ролям, закрепить представление о геометрических фигурах, закрепить порядковый счет; выкладывание цифрового ряда с помощью палочек Кюизенера.

Инсценировка сказки «Колобок», дети по порядку считают героев и выкладывают числовой ряд по порядку от 1 до 10 и называют от 10 до 1

февраль

6. «Весы» (Групповая)

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на …, меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.

Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5 , на другую-4). Аналогично сравнивают другие числа.

март

7. «К сказочным героям»

(Групповая)

Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10.

Дети называют цвет соответственно по счету дней недели и полоски радуги:

Понедельник - красный, вторник - оранжевый,
среда - желтый,
четверг - зелёный,
пятница - голубой,
суббота - синий, воскресенье - фиолетовый.

апрель

8. «Игра с Винни-Пухом»

(Коллективная)

Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.

Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.

Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».

май

9. «Мы с Тамарой ходим парой»

(Коллективная)

Упражнять детей в счёте двойками. Осмысленно использовать математическое понятие «пара».

Истрия: «Однажды дети пошли на прогулку, все встали в пары, а Тамаре не хватило пары. Её друзья посоветовали взять в пары игрушечного мишку», дети расставляют палочки согласно тексту -парами (в парах могут быть палочки разного или одного цветов).

-Сколько пар получилось?

май

10. «Чёт-Нечет»

(Групповая)

Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.

На одних столах лежат «четные палочки», на других - «нечётные». Предлагается построить из палочек лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой. Появляются 2 разные лесенки; с помощью розовой палочки определяется разница между смежными ступеньками. Обе лесенки читаются в числах.



© 2010-2022