Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ОООТехнология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Колещатова Наталья Васильевна,

учитель математики высшей категории

МБОУ Кыштовской СОШ №1

с. Кыштовки Новосибирской обл.

Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО.

Я много лет использую в своей работе технологию дифференцированного обучения, поэтому считаю, что и в настоящее время она является одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д.

Цель дифференциации на современном этапе - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В среднем и старшем школьном возрасте главными становятся мотивы выбора профессии, и они начинают преобладать. В связи с этим обучающиеся уделяют больше внимания тем предметам, которые, по их мнению, пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

Факторы, которые благоприятствуют мотивации школьников в этом возрасте:

  • потребность во взрослости;

  • общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;

  • стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоуважении и самоопределении;

  • увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;

  • возрастная устойчивость интересов;

  • развитие специальных способностей.


Факторы, препятствующие мотивации подростков среднего школьного возраста:

  • неприятие на веру мнения и оценки учителя;

  • негативизм и поспешность в оценках;

  • внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;

  • отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам и путям решения, воспроизводящим видам работы;

  • непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;

  • избирательный интерес к учебным предметам;

  • поверхностность и разбросанность интересов;

  • неустойчивость интересов.











Для того чтобы обучение было продуктивным, обучающиеся должны видеть определенную пользу усилий, которые они предпринимают: это возможность получения более высоких результатов, большего признания (например, возможность оценивать знания своих одноклассников, организовывать какие-то мероприятия, руководить обучением товарищей и т.д.).

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

внутренняя

(уровневая) предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам обучающихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.

внешняя

(профильная) предполагает создание особых типов школ и классов;



Целью современного обучения становится не столько «научить», сколько «воспитать» нового члена общества, способного найти свое место в стремительно развивающемся социуме. На первое место выходят личностные качества обучающегося с самого раннего периода обучения.

Я выделила несколько педагогических задач, которые могут быть решены при помощи внедрения дифференциации в работу при реализации ФГОС:

  1. Научить критически относиться к собственным познаниям.

  2. Научить самоанализу успехов и неудач.

  3. Научить самостоятельно работать над своим образованием.

  4. Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.

  5. Научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период.

  6. Воспитывать культуру общения:

  • помогать и принимать помощь;

  • руководить процессом;

  • работать в группе;

  • адекватно относиться к замечаниям;

  • аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает.

3.Распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики

2. Проведение диагностики по выбранному критерию

Этапы внутриклассной дифференциации

5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

4.Выбор способов дифференциациии разработка разноуровневых заданий.

6.Диагностический контроль результатов работы (возможное изменение состава групп)

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся







В работе со школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации:

  • обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;

  • обучаемость - характеристика его потенциального развития.

В качестве дифференциации по уровню обученности можно класс разделить на группы:

1 группа:

обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;



Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО

2 группа:

обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития;


Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО

3 группа:

обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС ООО

При дифференциации обучения очень важно учитывать и психологическое состояние каждого ученика, объяснить причину определения его в ту или иную группу, определить условия, которые позволяют перейти на более высокий уровень:

  • Выполнить задание своего варианта.

  • Проверить правильность выполненной работы по образцу.

  • Выполнить хоть одно задание большей сложности.

  • Добиться 10 зачтенных заданий.

  • Сдать зачет по теме.

При этом задания более высокого уровня можно оценить только на «4» или «5». Если взялся, но не смог, отметки «3» или «2» не ставятся. Неудача разбирается, выясняются причины, делается подобное задание, но отметка, которая ставится после дополнительной работы, в зачет не идет. Это стимулирует ученика на самостоятельную работу, дополнительные консультации, приучает к самостоятельной мыслительной деятельности.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые требования, можно дифференцировать задания по следующим направлениям:

  • уровню творчества обучающихся;

  • степени самостоятельности обучающихся;

  • характеру помощи учителя;

  • форме учебных действий;

  • способу восприятия материала;

  • уровню сложности задания;

  • объему задания.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться обучающимся на выбор.

В результате дифференцированного подхода при поддержке учителя ребенок обучается практически по индивидуальному плану. Такой подход к обучению помогает обучающимся раскрыться в тех направлениях, которые невозможны при общем подходе, без учета индивидуальности школьников.



© 2010-2022