- Преподавателю
- Математика
- Урок Из жизни дробей (5 класс)
Урок Из жизни дробей (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Столярова Е.Н. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
5 класс
Тема: Из жизни дробей
Цели урока:
-
Обобщение знаний об обыкновенных дробях и действиях над ними;
-
Закрепление умений сравнивать обыкновенные дроби и выполнять арифметические действия с ними;
-
Развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности;
-
Воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы, высокой познавательной активности.
Ход урока.
Вспомним о лексических значениях слов. Слово называют многозначимым, если у него несколько значений.
Если поразмышлять над словом «дробь», то нетрудно догадаться, что у него несколько значений: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь - и только это слово относится к математике. Позже вы познакомитесь с другими видами дробей, а сейчас поговорим о дробях обыкновенных.
Путешествие по страницам словаря.
Дробь- число, состоящее из одной или нескольких равных долей единицы.
Толковый математический словарь.
Дробь- часть единицы или целого, доля, ломаное число, ломаница.
В.Даль
А как в нашем учебнике определяется обыкновенная дробь?
a - ? что оно показывает?
b - ? что оно показывает?
1. Запишите координаты точек А, В, C, D,М. Какая самая маленькая из этих дробей, какая самая большая.
В
М
А
С
D
0
1
2. Допишите пропущенные числа, чтобы получились верные неравенства
3. Правильные и неправильные дроби
Правильные дроби - это, наверно, те, которые умеют себя вести? Ну, а неправильные, соответственно, те, которые не умеют?
Учащиеся дают определения правильных и неправильных дробей.
Следующее задание ребята выполняют по вариантам.
I вариант. II вариант.
Из чисел Из чисел
5;12;10;6;3;1 5;9;3;1;2;0
выбери значение Х, выбери значение Х,
при котором дробь при котором дробь
будет правильной будет неправильной
1) 1)
2) 2)
4. «Третий лишний»
В каждом ряду 2 числа обладают каким-то общим свойством, а 3-е нет
Найдите это число.
а)
b)
в)
5. Вспомним правила сложения и вычитания обыкновенных дробей.
На земле живет почти 75 миллиардов птиц. Самые большие экземпляры одного из видов достигают веса 135 кг, а роста 2м 40 см. В прошлом столетии на острове Мадагаскар жила такая птица-гигант. Ее яйцо было величиной с хорошую дыню: 33см в длину и 24 см в ширину. Оно могло вместить около 9 л воды и было больше куриного в 150 раз. Отгадать название этой птицы поможет задание.
1) -=
2) -+ =
3)+-=
4) +-=
5) -+=
6) --=
Т, С, А, У, С, Р.
6. Сказка «Из жизни дробей»
В городе Дробных чисел жила-была обыкновенная правильная дробь. У нее была большая семья, и все в этой семье были правильными и обыкновенными тружениками. Их роднил одинаковый знаменатель -25. Каждое утро, взявшись за руки, числители разного возраста исправно шли на работу в учебники и тетради, чтобы весь день складываться, умножаться, вычитаться и делиться. А к вечеру неизменными возвращались в свой дом.
По соседству с ними обитала другая семья - обыкновенных неправильных дробей. Они отличались преувеличенным числителем, который всегда преобладал над знаменателем. Некоторые дроби из этой семьи были необычными: их числитель и знаменатель были одинаковы.
Однажды обе семьи отправились на работу в школу, на урок в 5 класс. Один не самый внимательный ученик начал складывать правильную дробь с неправильной не выделив из неправильной дроби целую часть. У него получилось
+=. Он не знал, что делать дальше. А вы как думаете?
Невнимательный ученик из сказки даже не понял, что он познакомился со смешанными числами. А вы поняли?
Я думаю, что поняли все. Число называется смешанным потому, что в нем есть и целая часть, и дробная часть. Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно разделить с остатком числитель на знаменатель. Неполное частное будет целой частью числа, остаток-числителем, а знаменатель останется прежним.
Заполни таблицу (на доске)
Смешанное
число
Целая часть
3
10
Дробная часть
Неправильная дробь
Числитель неправильной дроби
39
21
Знаменатель неправильной дроби
8
2
7. Работа по карточкам.
Угадай название самого зубастого существа.
Во многих садах обитает существо, которое имеет 14175 зубов. Угадайте название этого самого зубастого существа. Для этого решите примеры.
1) =
2) …=
3) =
4) =
5) =
3 Р, 4 Е, 14 Ч, 87 Ь, 8 В
Ответ:
Самый сильный среди животных жук весит всего 14 г, а может тянуть вес до 1580г. Чтобы узнать, что это за жук, выполни действия, найди первую цифру целой части, замени ее буквой и впиши букву в окошечко лабиринта.
-= С
+= О
+= Г
-= Н
39-= О
-= Р
+= О
4 7 3 9 1 2 6
8.Подведение итогов урока.