- Преподавателю
- Математика
- Статья по теме ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Статья по теме ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Даниленко Е.Н. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Е.Н. Даниленко, учитель математики
Алтайский край, с.Хабары,
МБОУ «Хабарская СОШ № 2»
E-mail: [email protected]
ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
«Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом»
(Франс А.)
С сентября 2014 года наша школа, являясь пилотной по внедрению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, начала работать по новым стандартам в 5-х классах, поэтому возникла необходимость создавать систему оценки образовательных результатов по математике в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Согласно которым, система оценки образовательных достижений школьников является одним из инструментов реализации стандарта и привязывается к планируемым результатам деятельности освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки создаётся для повышения качества образования, что предполагает вовлечённость в процесс оценивания не только педагогов, но и учащихся. Система оценки, основанная на комплексном подходе к оцениванию, должна охватывать оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Для текущего оценивания в своей практике использую такие методы, как наблюдение, оценивание процесса выполнения задания, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ и др., а чтобы соотнести запланированные результаты с полученными, использую следующие инструменты оценивания: критериальное описание, сравнение с эталоном, «вопросники», памятки, линейки достижения.
Необходимо отметить, что если учитель целенаправленно, в системе использует оценивание, то многие ребята уже через полгода свободно могут сами разрабатывать критерии для оценивания, например, математических диктантов, презентаций (критерии всегда объявляются до выполнения задания). С удовольствием составляют памятки для работы в группе (см. приложение 1).
Для повышения мотивации школьников, для выявления «проблемных точек», для составления индивидуальных маршрутов обучения на уроках, при выполнении домашнего задания, при выполнении диагностических работ использую самоанализ, самооценку и взаимооценку. Ребята учатся анализировать, аргументировать свою точку зрения, планировать свою дальнейшую деятельность. Результаты оценки учащиеся заносят в лист контроля (самооценки) (см. таблицу 1).
В своей практике использую накопительную оценку, оценивание проводится на протяжении нескольких уроков (2-3-х), а затем выводится среднее арифметическое и отметка выставляется в классный журнал (см. таблицу 2).
При оценивании учитель чаще всего выступает в роли консультанта, помощника (кроме проверочных, контрольных работ). Учитель всегда должен использовать словесную оценку деятельности учащихся.
Для получения независимой оценки предметных знания использую Интернет-ресурсы: сайт «ЕГЭ по математике, подготовка к тестированию по математике», uztest.ru и «Сервис проверки знаний учащихся по математике», diagtest.ru. Учащиеся с удовольствием выполняют предложенные им задания, а их родители имеют возможность проконтролировать процесс обучения.
В заключение следует отметить, чтобы иметь стабильные, хорошие результаты учащихся, учителю необходимо иметь желание, терпение, опыт, проявлять творчество.
Таблица 1
Лист самооценки
Фамилия _______________ Имя ___________ Класс ______
Умение
№ заданий из к/р
Уровень усвоения
Возникшие трудности
Умею
Решаю с трудом
Не умею
Выполнять арифметические действия с натуральными числами
А1
Сравнивать натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби
А4, А5
Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел
А2, В4
Решать текстовые задачи арифметическим способом
А8
Выполнять арифметические действия с десятичными дробями
А3, В2, В3
Решать простейшие уравнения
В1
Находить значения буквенных выражений
А7, В3
Решать задачи на проценты
А6, В5, С1
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения
С2
Таблица 2
Лист контроля
Класс:
ФИ:
Блиц-опрос
Верно ли?
Домашнее задание
Работа в парах
Самостоятельная работа
Проверочная работа
Итог
Приложение 1
Памятка. Как работать на уроке в паре.
-
Внимательно прочитайте задание.
-
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.
-
Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
-
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить, но не злоупотребляй этим.
-
Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
-
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.
-
Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
-
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу.
Библиографический список
-
Дюмина, Т.Ю. Математика. 5 класс. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД / Т.Ю. Дюмина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 133 с.
-
Кузнецова, Л.В., Минаева, С.С., Рослова. Л.О., Седова, Е.А., Суворова, С.Б. Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы / [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2013.-176 с.
-
Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - Волгоград: Учитель, 2013. -174 с.