Рабочая программа по алгебре-9 по учебнику Мордковича

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по Алгебре в 9 классе составлена на основе Концепции Российского образования и программы «Математика 5 - 11 класс» для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике, рекомендованную министерством образования РФ, разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторских программ линии И.И. Зубаревой, А. Г. Мордковича. Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает обучение в объеме 102 часа, 3 часа в неделю.

Система планируемых уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Рядом с учеником на таких уроках - включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа.

По охвату содержания и соответственно предназначения можно выделить следующие формы контроля: предварительный, текущий, тематический, цикловой (проводимый в конце четверти, полугодия), и итоговый (проводимый в конце учебного года или по окончании отдельных ступеней школы) контроль. Предварительный контроль осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знания учащимися важнейших элементов курса предшествующего учебного года. Текущий контроль выявляет больше всего полноту восприятия, запоминание и понимание, тогда как тематический контроль позволяет судить о развитии мыслительных процессов: обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть переходы от общего к особенному и единичному и т. д. Итоговый контроль показывает вооруженность системой знаний и системное мышление учащихся. Также выделяют устный контроль, контроль в письменной форме и контроль через выполнение практических заданий.

С учетом возрастных особенностей каждого класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Цели обучения:

1. овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

2. формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

3. формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

4. воспитать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи обучения:

1. приобретения математических знаний и умений;

2. овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

3. освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

развить логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.









Содержание программы

Рациональные неравенства и их системы

Линейные и квадратные неравенства (повторение). Рациональное неравенство. Метод интервалов.

Множества и операции над ними.

Система неравенств. Решение системы неравенств.

Системы уравнений

Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения р(х; у) = 0. Равносильные уравнения с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения (х - а)2 + (у - b)2 = r2. Система уравнений с двумя переменными. Решение системы уравнений. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.

Методы решения систем уравнений (метод подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных). Равносильность систем уравнений.

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.

Числовые функции

Функция. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения функции. Естественная область определения функции. Область значений функции.

Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный).

Свойства функций (монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность). Исследование функций: у = С, у = kx + т, у = kx2, , у = \х\, у = ах2 + bх + с.

Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функции на четность. Графики четной и нечетной функций.

Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Степенная функция с отрицательным целым показателем, ее свойства и график.

Функция у = , ее свойства и график.

Прогрессии

Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный, рекуррентный). Свойства числовых последовательностей.

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии. Характеристическое свойство.

Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена. Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии. Характеристическое свойство. Прогрессии и банковские расчеты.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма. Числовые характеристики данных измерения (размах, мода, среднее значение).

Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное). Классическая вероятностная схема. Противоположные события.

Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противоположного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.

Национально-региональный компонент

На уроках математики при решении текстовых задач есть возможность использовать информацию об одном из главных предметов убранства бурятской юрты, животного и растительного мира родного края, о традициях и обычаях бурятского народа.

В программу включены задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при объяснении и закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний. Такие задачи можно предложить учащимся 9 класса при изучении тем «Системы уравнений», «Прогрессии», «Элементы комбинаторики и статистика», а также при повторении таких тем: «Масштаб», «Отношение», «Пропорции», и при подготовки к ОГЭ.











Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов:

должны знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

решать следующие жизненно практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.



































Учебно - тематический план.

по алгебре 9 класс (авт. А.Г.Мордкович) 3 часа в неделю, всего 105 часов

№ урока

Наименование темы

Дата

Корректировка

Повторение Квадратный корень. Квадратные уравнения



Повторение :Функции и их графики и свойства



Входная контрольная работа



Линейные и квадратные неравенства



Линейные и квадратные неравенств с параметром



Решение линейных и квадратных неравенств



Рациональные неравенства



Решение дробно-рациональные неравенств



Решение дробно-рациональные неравенств методом интервалов



Рациональные неравенства, равносильные неравенства



Понятие множества



Пересечение и объединение множеств



Множества и операции над ними



Системы неравенств



Системы рациональных неравенств



Решение систем рациональных неравенств графическим методом



Решение систем рациональных неравенств методом интервалов



Подготовка к контрольной работе



Контрольная работа 1



Анализ контрольной работы



Основные понятия



Рациональные уравнения с двумя переменными



График уравнения с двумя переменными



Графический метод решения систем уравнений



Метод подстановки решения систем уравнений



Метод алгебраического сложения



Методы введения новой переменной решения
систем уравнений



Решение задач по теме «Решение систем уравнений»



Определение систем уравнений как математические модели реальных ситуаций



Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций



Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. Решение задач



Решение тестовых заданий по теме «Системы уравнений»



Решение систем уравнений различными методами



Подготовка к контрольной работе



Контрольная работа 2



Анализ контрольной работы



Определение числовой функции.



Область определения функции



Область значений функции



Определение числовой функции. Область
определения, область значений функции



Способы задания функций



Способы задания функций. Описание графиков



Свойства функций. Монотонность



Свойства функций. Непрерывность



Свойства функций. Наименьшее, наибольшее значение функции



Свойства функций. Ограниченность, выпуклость



Четные и нечетные функции



Четные и нечетные функции. Исследование функций



Подготовка к контрольной работе



Контрольная работа № 3



Анализ контрольной работы



Функции y = xn (nϵN),



Функции y = xn (nϵN), их свойства и графики



Функции y = xn (nϵN), Построение графиков и графики



Функции y = xn (nϵN), их свойства и графики



Функции y = x-n (nϵN),



Функции y = x-n (nϵN), их свойства и графики



Функции y = x-n (nϵN), Построение графиков



Функция y =.Рабочая программа по алгебре-9 по учебнику Мордковича



Функция y = Рабочая программа по алгебре-9 по учебнику Мордковича, ее свойства и график



Функция y = Рабочая программа по алгебре-9 по учебнику Мордковича. Подготовка к контрольной работе



Контрольная работа 4 по теме «Функция y=xn»



Анализ контрольной работы



Определение числовой последовательности



Способы задания последовательности



Числовые последовательности



Арифметическая прогрессия. Основные понятия



Формула n-го члена арифметической прогрессии



Формула суммы членов арифметической прогрессии



Свойство арифметической прогрессии



Арифметическая прогрессия



Геометрическая прогрессия. Основные понятия



Формула n-го члена геометрической прогрессии



Формула суммы членов геометрической прогрессии



Свойство геометрической прогрессии



Прогрессии и банковские расчеты



Геометрическая прогрессия. Решение задач



Решение задач по теме: «Прогрессии»



Подготовка к контрольной работе



Контрольная работа 5



Анализ контрольной работы



Комбинаторные задачи



Комбинаторные задачи



Комбинаторные задачи



Статистика - дизайн информации



Статистика - дизайн информации



Статистика - дизайн информации



Простейшие вероятностные задачи



Простейшие вероятностные задачи



Простейшие вероятностные задачи



Экспериментальные данные и вероятности событий



Экспериментальные данные и вероятности событий



Решение комбинаторных задач



Итоговый урок темы «Элементы теории вероятностей»



Итоговое повторение курса алгебры 9 класса. Рациональные неравенства и их системы



Системы уравнений



Числовые функции



Свойства функций



Арифметическая прогрессия



Геометрическая прогрессия



Элементы комбинаторики и статистики



Итоговая контрольная работа



103-105

Резервные уроки









-




Литература и средства обучения

1. А.Г. Мордкович Алгебра 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2008;

2. А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 9 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений - М.: Мнемозина, 2008;

3. Л.А. Александрова Алгебра 9 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008;

4. А.Г. Мордкович, Е.Е Тульчинская Алгебра: Тесты для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008;

5. Ю.П. Дудницын, Е.Е. Тульчинская Алгебра. 9 класс. Контрольные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2008.

А также дополнительных пособий:

для учащихся:

1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

3. О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:

4. Л.В. Кузнецова и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс средней школы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2004;

5. В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко Кроссворды для школьников. Математика. - Ярославль: «Академия развития», 1998;

6. В.С. Крамор Задачи с параметрами и методы их решения. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007;

7. С.А. Шестаков Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс - М.: АСТ: Астрель, 2006;

8. Ф.Ф. Лысенко Предпрофильная подготовка итоговой аттестации / 2006,2007, 2008. Ростов-на-Дону; издательство «Легион»;

9. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. - М., Просвещение», 2007;

10. Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.

для учителя:

1. Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. - М., Просвещение», 2007;

2. Г. Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 Методическое пособие для учителей. - М.: Мнемозина, 2004;

3. Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов. - М. 1995.

4. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. - М.,1990;

5. Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2006;

6. Ф.Ф. Лысенко Учебно-тренировочные тестовые задания «малого» ЕГЭ по математики Ростов-на-Дону; издательство «Легион», 2008;

7. В.Н. Студенецкая Математика: система подготовки учащихся к ЕГЭ, Волгоград, 2004;

8. Е.Б. Арутюнян и др. Математические диктанты для 5-9 классов. М 1995;

9. Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;

10. Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал

Литература, использованная для составления рабочей программы:

  1. Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина 2007г

  2. Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: задачник для общеобразовательных учреждений. / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина 2007г

  3. Александрова Л.А Алгебра. 9 класс: самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. / Александрова Л.А .- М.: Мнемозина 2007г

  4. Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: тесты 7-9 для общеобразовательных учреждений. / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина 2007г

  5. Рабочая программа по алгебре для 9 класса под редакцией Кузнецовой Г.М. «Программно-методические материалы. Математика 5- 11 классы» - : Дрофа, 1999 (136 ч, 4 ч в неделю).

  6. Дудницин Ю.П. Алгебра. 9 класс: Контрольные работы для общеобразовательных учреждений. /. Дудницин Ю.П - М.: Мнемозина 2007г

  7. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. М.: Редакция «Народное образование», 1998г.;

  8. И.П. Подласый. Педагогика: Новый курс. Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: - 576 с;



© 2010-2022